Николас Кейдж учит волшебству, становится уличным мстителем и под кайфом видит игуан

Продолжаем обсуждать фильмы с участием актёра — сегодня говорим об «Ученике чародея», «Пипце» и «Плохом лейтенанте».

Николас Кейдж учит волшебству, становится уличным мстителем и под кайфом видит игуан

Уже неделю мы рассказываем о фильмах с Николасом Кейджем и не думаем останавливаться. Марафон «Трое в клетке» продолжается, и на этот раз мы говорим о «Плохом лейтенанте» Вернера Херцога, «Ученике чародея», снятом режиссёром «Сокровищ нации», и о кинокомиксе «Пипец» Мэттью Вона.

После этих фильмов карьера Кейджа устремилась к своей низшей точке, но об этом — в следующих выпусках.

«Плохой лейтенант» (2009)

Решив во время наводнения спасти заключённого (и не пожалев ради этого швейцарских трусов за 55 долларов), полицейский Теренс Макдона заработал значок лейтенанта и боль в спине до конца жизни. А через полгода, подсев на обезболивающие и более серьёзные вещества, он возглавил расследование особо тяжкого преступления: кто-то убил семью сенегальцев с детьми.

В поисках виновных Макдона сталкивается с разного рода препятствиями — на него наседает управление внутренней безопасности, ему мешают вредные старушки, единственный свидетель куда-то исчезает, на местах преступлений откуда-то возникают игуаны — и употребляет столько кокаина, сколько человек в принципе не может вынести.

«Плохой лейтенант» значится ремейком одноимённого фильма, который в 1992-м выпустил Абель Феррара, режиссёр ещё многих дурных, дичайших фильмов (посмотрите хотя бы его «Сибирь»). О ремейках Феррара говорил так: «Надеюсь, их авторы попадут в ад, просто соберутся в одном трамвайчике и взорвутся». На что Вернер Херцог — автор новой версии «Плохого лейтенанта» и человек не менее странного ума, чем Феррара, — ответил: «Понятия не имею, кто [Феррара] такой, и фильм я его не видел».

И Херцог, видимо, действительно первый фильм не видел, потому что его «Плохой лейтенант» на оригинал не похож — он вообще мало на что похож. Первые 20 минут сделаны как следует, а потом бах — и идут крупные планы игуан, расфокус, шутки про негра-лося, удушение бабушек. Интрига становится непроходимой: кто убил, кого, за что — непонятно да и в общем уже не важно. Смотреть, наверное, всё это невозможно.

А рассматривать, как акулу в океанариуме или какое-нибудь диковинное животное в зоопарке, — можно, тем более что этим и занимается режиссёр фильма. Херцогу неинтересно делать коммерческое кино (каким «Плохой лейтенант» формально является, Херцога наняла для съёмок студия), он впускает в кадр безумие и наблюдает за ним. За пресловутыми игуанами, псом, крокодилами (мёртвым и живым). И за самым экзотическим зверем — Николасом Кейджем.

Он в «Плохом лейтенанте» эксцентричен даже по собственным меркам: ходит со скривившейся спиной, всё время взвинченный, с револьвером, приапическим образом торчащим из штанов. Трахает девушку на глазах её парня, рычит: «Лучше бы я вас, старух, убил на *** прямо тут!».

Иначе говоря, Кейдж выглядит безобразно — но в какой-то момент он выходит за пределы понятий «актёрская игра», «хорошее» и «плохое», как и сам «Плохой лейтенант». Дурной, иррациональный фильм этот наглядно показывает, насколько кинематограф — живой, чувственный вид искусства. Как мало значения имеют внятная структура и драматургия, хороший вкус, и как много — само кино. — Александр Омолоев

«Пипец» (2010)

Вторая супергеройская картина в карьере Николаса Кейджа и первый в нашем марафоне фильм, где актёр исполнил далеко не главную, но зато запоминающуюся роль — любящего отца и Бэтмена на полставки, сделавшего из дочурки машину для убийств.

За десять с лишним лет о «Пипце» и так понаписано много всего. В конце концов, это то самое кино, которое доказало, что на «взрослых» кинокомиксах с жёстким рейтингом «R» можно зарабатывать хорошие деньги и завлекать на них большую аудиторию. В глобальный феномен это дело превратится лет через шесть, когда появится одна там серия фильмов имени Райана Рейнольдса. Но уже после успеха фильма Мэттью Вона студии начали потихоньку понимать, какой есть спрос на такие истории.

На словах «Пипец» — своего рода деконструкция жанра супергероики. Как и оригинальный комикс Марка Миллара, фильм рассказывает о заурядном школьнике Дэйве Лизевски (Аарон Тейлор-Джонсон), который решил стать настоящим супергероем, купил себе костюм для дайвинга и начал выходить в нём на борьбу с преступностью. И оказался в центре настоящей войны с самой настоящей мафией, которую ведут куда более профессиональные костюмированные герои — Убивашка (Хлоя Грейс Морец) и Папаня (Николас Кейдж).

На деле в фильме этой самой деконструкции куда меньше, чем в комиксе. Режиссёр Мэттью Вон сделал мир более ярким и стилизованным, насилие — менее брутальным. А заодно добавил юмора и отказался от самых депрессивных и грубых из сюжетных ходов, которые так любит Миллар. В итоге получилась скорее фантазия на тему «супергероев в реальной жизни», а не честная попытка представить себе подобную ситуацию. К лучшему это или к худшему — каждый решит для себя сам, но фильм оказался в разы веселее и позитивнее комикса, а все поголовно персонажи в нём — куда более приятные люди, чем их прообразы. Не говоря уже о том, что любая история автоматически становится интереснее, если в ней есть реактивный ранец с приделанными к нему пулемётами.

И в такой стилизованной реальности Николас Кейдж чувствует себя как дома. Пусть экранного времени у него совсем немного, но когда он появляется, то крадёт всё шоу. Даже в своей последней сцене актёр в образе Папани одними своими криками вызывает больший восторг, чем, собственно, экшен (а экшен, стоит заметить, тут очень и очень хорош). К реализму в своём перформансе Кейдж и тут не стремится, но это и не нужно, ведь куда веселее смотреть на то, как он изображает свою мрачную версию Бэтмена из старого сериала 60-х, со странноватой, комичной манерой речи и дробовиком наперевес. А в совместных сценах с Морец актёру удаётся показывать неподдельную нежность и заботу, даже когда его герой стреляет в дочку, чтобы та привыкла к бронежилету. Это ли не мастерство? — Антон Самитов

«Ученик чародея» (2010)

Давным-давно один из учеников волшебника Мерлина, Бальтазар (Николас Кейдж), заключил злобную Моргану (Элис Криге) в теле своей подруги Вероники (Моника Белуччи), а ту, в свою очередь — в магической матрёшке. Потом сотни лет Бальтазар отлавливал чёрных колдунов и помещал их в кукол, а попутно искал преемника своего учителя.

Таковой обнаруживается лишь в XXI веке. Студент-физик Дэйв Статлер (Джей Барушель) знакомится с Бальтазаром по чистой случайности. По ней же он выпускает из заточения одного из «морганистов» — Максима Хорвата (Альфред Молина), одержимого мыслью освободить хозяйку. Теперь Дэйву надо научиться колдовству, чтобы дать бой силам зла.

Несмотря на запутанную завязку, «Ученик чародея» кино очень простое и прямолинейное, скроенное по лекалам любого летнего блокбастера. Тут и долгая притирка главных героев друг к другу, и простенькая, без особенных страданий, любовная линия, и непременная ссора на пороге третьего акта, и пипеточка слёз, и лобызания в финале. Оригинальная композиция или, простите, фабула — это точно не к фильмам Джонатана Тёртелтауба.

Как и обе части «Сокровища нации», «Ученик чародея» — штука сугубо развлекательная, которая прекрасно справляется с поставленной авторами задачей. Весёлое и динамичное семейное кино, где есть, кажется, всё, что может понравиться ребёнку: от магии и драконов до лихих погонь на крутых тачках. Хотя, почему только ребёнку? Экшен-сцены тут поставлены с таким размахом и изобретательностью, что даже взрослый нет-нет да и покачает одобрительно головой, выпятив нижнюю губу. «Батя грит малаца, хорошо сделали».

За всеми этими железными орлами, путешествиями в зазеркалье и прочими конфетти (буквально) просто не успеваешь разглядеть минусов, а когда зазвучит слащавая песенка OneRepublic, извещающая о скорых титрах, уже и не вспомнишь, к чему хотел придраться. В голове останутся только яркие образы, созданные неуёмной фантазией художников по спецэффектам. Ну и та уморительная сцена со швабрами — «Ученик чародея» не просто так носит название стихотворения Гёте и эпизода из «Фантазии».

Впрочем, в голове останется ещё Николас Кейдж. Суровый, косматый и в стильном пыльнике, он реально выглядит как мужик, который много лет охотился за опасными колдунами. Такому не к лицу переигрывания и кривляния, поэтому в фильме их нет. Зато есть тяжёлый менторский взгляд и всепоглощающая невозмутимость — стоит только посмотреть на такого учителя в трудную минуту, как сразу станет спокойнее. — Андрей Верещагин

#николаскейдж #троевклетке #мнения

 

Источник

Читайте также