«iPhuck 10» вышел в 2017 году и является наиболее полным высказыванием Пелевина о мире 2010-х годов. А ещё и самым настоящим киберпанком.
В 70-80-ые годы прошлого века казалось, что вот-вот уже сейчас создадим роботов. По крайней мере, такое ощущение транслируется через тексты писателей, которых больше заботили вопросы этики, нежели логика работа программного кода.
В итоге говорили о роботах в ключе Другого. Пытались ему этику (в том числе и трудовую) прописать. Десятилетия прогресса показали, что (около)разумных роботов у нас в ближайшем будущем не будет. Роботизация тела туда же: три провода, два болта — и вот готова микросхема, которая соединит машину и человека. И снова провал. Мозг оказался довольно сложной штукой.
Казалось бы: современная фантастика должна это всё учитывать, понимать ограниченность прошлых концептов. Но что виднопо масспопу (особенно визуальному, то есть по играм и кино) — копирование сюжетов и образов фантастики 70-80-х. С, дай бог, вкраплениями каких-то новых веяний (как трансгендеры в Cyberpunk 2077).
Но ведь в чём фишка — то, что сейчас считается классикой того периода, тогда было скорее андеграундом по отношению ко всему масспопу. И точно так же сейчас — хорошие сюжеты они либо противостоят мейнстриму, либо почти что случайным образом в него проникают («Из машины», «Апгрейд»), находят своих фанатов, но остаются в нише. Туда, похоже, и провалился роман Виктора Пелевина «iPhuck 10».Пелевин — автор плодовитый, а поэтому не все из произведений оказываются одинаково содержательно насыщенными. Я «сломался» на «Бэтман Аполло», так что сейчас, спустя 7 лет, по сути, переоткрыл для себя его творчество.
Рецепт актуальности «iPhuck 10» прост: действие произведения происходит в конце 21 века, а главные герои изучают культурные артефакты «эпохи гипса» — нашего с вами настоящего. Само будущее выстроено из кирпичиков-тенденций, которые сейчас у всех на слуху:
— гендерная тематика, MeToo, сжв-активизм;
— нейросети, ИИ, интерактивные развлечения;
— исламизация Европы, брекзит, европеизация СНГ, экспансия Азии, сепаратизм штатов в США;
— «новое средневековье» в России, чиновничество как сословие;
— транскраниальная магнитная стимуляция и достижения нейрофизиологии;
— дестигматизация разговоров о сексе с параллельной консьюмеризацией сексуальной сферы.
Каждого из этих блоков потенциально могло бы хватить на то, чтобы создать не особо приятную картинку относительно далёкого будущего в духе серий-пугалок «Чёрного зеркала». Пелевин же берёт их все, накидывает про заговор галерейщиков и упаковывает получившеюся массу в «роман о написании романа». Сам же роман пишет ИИ-детектив на службе царской охранки.
Наслаждение вызывает даже сам факт того, что Пелевин пытается представить во что синергируют тренды нашей современности спустя полвека. «Ага-эффект» в чистом виде: чем тоньше держишь руку на пульсе, тем больше будет узнаваний.
Но автор не только ухватывает тренды, но и пытается дать на их счёт свой комментарий. Что-то проскальзывает в диалогах героев, что-то подаётся в виде неотъемлемых сторон жизни конца 21 века. Сейчас только говорят о том, что программирование будет обязательным навыком гражданина будущего. В веке 15-16 считалось, что и читать-писать массам людей не нужно. А сейчас уровень грамотности в западно-европейских странах составляет около 97-98%.
По-хорошему, именно подобной «iPhuck 10» должна быть актуальная фантастика. Дерзкой и оскорбительной/хвалебной в зависимости от того, каких взглядов придерживается читатель. Пелевину это удалось.