Ева Габулова — тот человек, без которого у нас не было бы яркого шоу Димы Билана и Клавы Коки, баттла Сергея Шнурова и Noize MC на Sounds of Red Bull и многих-многих других. Режиссер самых крутых концертных проектов России поделилась со слушателями «После дедлайна» инсайтами, лайфхаками и видением индустрии развлечений в России.
Что такое шоу?
Шоу — это не просто концерт. Это мечта, смысл и история, командная работа специалистов, множество техники и спецэффекты. Самое яркое шоу получается именно тогда, когда в его основе лежит интересная идея или сокровенная мечта артиста.
Дима Билан перед созданием шоу рассказывал: «Я придумал “Планету Билан”, чтобы показать, что внутри каждого человека есть своя вселенная». Человек, в его понимании, — не просто объединение друзей, связей, профессий, это целый мир. И шоу стало для него способом высказаться.
Шоу — это общение артиста со своими фанатами. Даже если его уже снимают на красной ковровой дорожке, это не повод забывать первых слушателей. Так, Дженнифер Лопес, уже блистая бриллиантами на шоу Опры Уинфри, устроила шоу в Бронксе для первых своих преданных фанатов. «Прямо на улице среди разбитых фонарей, в больших капюшонах и с уличными танцами. Она как будто подмигивала и говорила: “Я знаю, как общаться с пацанами с нашего двора”».
Как создается мечта?
Шоу начинается не в момент выхода артиста на сцену. Оно стартует уже с первых упоминаний о его существовании. Первый запрос клиента всегда тщательно прорабатывается. Серия глубинных интервью, работа с инсайтами вырастают в концепцию брендинга, библию проекта.
Например, для одного спортивного шоу (сейчас проект в разработке) ключевым решением стала смена чего-то отвлеченного на максимально приближенное к зрителю: «В названии события есть слово “твой”. Как только ты зарегистрировался, весь сайт должен автоматически поменяться с “твой” на “мой”. Был “твой день спорта”, а теперь — “мой день спорта”. И для зрителя это становится уже собственным переживанием, днем, в котором “я испытываю все”».
Сценарий шоу — сродни блокбастеру. В нем прописаны все роли, эффекты, спродюсированные кризисы (от задержки начала концерта до затянутых в вентилятор волос). В это же время надо отсмотреть на репетиции все шоу с самых разных ракурсов, чтобы заметить любые неучтенные моменты: слишком много проводов видно с балкона? Зовем специалиста, чтобы он протянул их иначе. Что-то не то с картинкой на экране? Правим. Следим, чтобы в кадр случайно не попала продукция компаний-конкурентов. Крутое шоу — это не только показать яркую картинку, но и скрыть то, что зрители видеть не должны.
В создание шоу-мечты входит и работа с аудиторией. Перед шоу Клавы Коки фанаты списались с режиссером: они хотели развернуть баннер во время выступления, чтобы порадовать любимую певицу. Для этого ребят впустили в зал заранее, они отрепетировали момент с баннером, спрятали его под сцену, ушли. А потом вернулись уже вместе со всеми зрителями, заняли заранее подготовленное место и устроили сюрприз. И это тоже входит в работу режиссера — шоу должно радовать и доставлять потрясающие воспоминания каждому.
Самый сложный кейс: Sounds of RedBull
«Абсолютно инновационная история для российского шоу-бизнеса»: в центре стадиона находится пульт, с которого управляется одновременно два шоу — на одной стороне стадиона выступает Сергей Шнуров, на второй — Noize MC. «Был переполненный зал, полный аншлаг, потому что сам формат вызвал большой интерес». Иван и Сергей должны были по очереди петь песни друг друга, произведения не из своих репертуаров (вроде «Маленькой елочки»), попурри и т. п. — всего было шесть раундов. Победителей выбирали по реакции публики аплодисментами: замеряли уровень децибел.
«Говоря о технологиях, это было сложно: нужно слышать правильно звук, замерять шум, вовремя давать систему всех залпов и спецэффектов: если в этом раунде выиграл один из певцов — все взорвалось именно на его сцене. Это все обычные схемы коммуникации, только помноженные на два». Необходимо было также развести потоки аудиторий: не из-за опасности столкновений, а чтобы каждый прожил свою историю.
На мероприятиях такого масштаба важно отследить каждую мелочь. Например, один из монтажеров пил энергетик компании-конкурента Red Bull. Это заметили специалисты отдела маркетинга, энергетик нашли и убрали: если бы его увидели зрители, это могло бы испортить имидж как шоу, так и компании.
Индустрия развлечений в России
«Ни одно шоу в России не обходится без спонсорской поддержки: сольные выступления с яркими декорациями, спецэффектами и большой командой — это имиджевая история». Невозможно покрыть билетами стоимость аренды помещения, техники и зарплату специалистов: публика не готова платить за билеты больше пяти-шести тысяч рублей. Можно предложить ограниченное количество vip-билетов, но они включают в себя больше, чем просто концерт: например, встречу с артистом. Это значит, что нужно организовать не одно мероприятие, а два.
Сольное шоу начинает «отрабатывать» вложенные средства, когда оно тиражируется — отправляется в тур по стране. Так, единожды потраченные на декорации, костюмы, репетиции деньги постепенно возвращаются. Но и в этом случае точь-в-точь одинаково оно может быть представлено в двух-трех больших городах, где есть и площадка, и необходимая аппаратура. В остальных местах что-то всегда урезается.
Российские шоу могут конкурировать с европейскими или американскими по уровню задумки и по спецэффектам. Наши компании, например, занимающиеся салютами, уже очень востребованы по миру. Технологические задумки могут быть не менее интересны, но для их воплощения не всегда достаточно имеющейся базы. Также многие интересные технические эффекты могут быть исполнены двумя путями — новым, полагающимся именно на технологии, и старым, имеющим огромный опыт, знания и смекалку. К сожалению, даже смешения специалистов обоих направлений не всегда достаточно, чтобы конкурировать с суперкубком.
«У нас есть голод по шоу. Люди хотят смотреть что-то красивое и интересное». Сейчас это реализуется в большинстве своем на спортивных мероприятиях — на них сделана огромная ставка. Это шоу, которые заряжают позитивом и активностью, дают возможность гордиться соотечественниками, переживать единую историю, не окрашенную в то, что мы можем видеть в новостях. Уходя со спортивного шоу, зритель может унести переживание и воспоминание с собой.