Немного о Снегурочке Островского

Немного о Снегурочке Островского

Снегурочка. Хрупкая, невинная, нечеловечески прекрасная девушка, дочь Мороза и Весны-Красны, волшебное дитя — вот она, несуществующая tabula rasa, уставшая от своей чистоты. Ее можно назвать богиней, что стала смертной, желая познать любовь — и погибла, не выдержав этого огня (старый сюжет, и ‘Русалочка’ Андерсена отсюда). Красивая и язычески дикая сказка о жертве. И не столько во имя любви, сколько богу Солнца Ярило во спасение честных берендеев, как и было предсказано Морозу какой-то птицей с женской головой. Именно песни Леля, солнечного красавца, выманили Снегурочку к людям, но она не продалась за них — одной только ласки и приголубливания, каких в благодарность жаждал пастушок, Снегурочке оказалось мало — она хотела его любви к себе, но слов таких не знала. Ее красота многих свела с ума, но пустота сердца отталкивала.

Ради внешней красоты Снегурочки сластолюбец Мизгирь бросил свою невесту Купаву, но Купава нашла свое счастье с Лелем, который оценил ее внутренний огонь. А потом Снегурочка выпросила любовь у матери, и ответила на чувства Мизгиря — и растаяла, принесенная в жертву солнцу. Сложновато… и правда, опера — опера всегда была тяжелым видом искусства. Столько всего накручено. Гремящая идейность валится на зрителя, оглушая. А что же было на самом деле?

Александр Островский никогда не писал для малышей и гимназистов! Только для взрослой публики. «Снегурочка» — это некий ответ на запрос эпохи. В 1870-х годах во всём мире в моду вошло «сказочно-романическое» язычество, причём своё, родное, не то в противовес античности, не то — в продолжение её же.

Лель с его песнями — кто он? Избалованный женским вниманием красавчик? Почему выбрал Купаву — пожалел? Чего добивался от Снегурочки, почему вызвался пробудить в ней любовь — тщеславие взыграло? А Мизгирь? Бросил невесту, увидев красивую девушку — негодяй? Прыгнул с обрыва — истерик? Не складывается одно с другим… персонажи совершают поступки не сообразно с заявленным характером, а подчиняясь идее. Философия выверена до мелочей еще Островским.

А психологию, видимо, решили принести в жертву. Ради общего блага, как и Снегурочку — чтобы Ярило вернул берендеям свое расположение. Оправданы ли эти две жертвы? Но больше всего удивляет финал истории — Снегурочка растаяла, Мизгирь покончил жизнь самоубийством … Что должны делать люди, увидев эту трагедию? Радостно петь, конечно. Слава Солнцу, которое буквально сожгло девочку изнутри! WooHoo! И царь Берендей отзывался о Снегурочке, как о враге народа каком-то…

Нам, современным людям свойственно отбрасывать, то чего нет в нашей сегодняшней жизни. Ведь отец Снегурочки прятал ее, потому что знал, что ей угрожает Ярило-солнце.А вот мать послушалась желаний дочери и отпустила ее к людям.Вот с этого момента начинаются страдания Снегурочки.Она не захотела остаться в отцовском тереме и отправилась в землю другого бога Ярилы, к своему врагу. А вот тут можно уже интерпретировать, что любовь стоит жизни или что неразумные желания приводят к печальному концу… Не послушалась она отца…

Такая Снегурочка — она одна против всех, потому что она подобна совести. Лель с Купавой — они не единственные, кто противостоит Снегурочки в понимании любви как основы жизни. Земной любви. Которая заставляет сражаться за свою любовь, защищать ее. Обратите внимание: любовь, а не любимую или любимого. То есть по сути — за себя, за свои чувства и желания. Я считаю, что Снегурочка — это не просто истина беспристрастная, чем она и опасна для обычных людей, и необходима, а и совесть, которая соприкасаясь с желаниями надеждами человека, заставляет увидеть себя в темной стороны и либо смириться с ней, либо подчинить, чаще всего чувству долга или милосердия, реже-справедливости.

Снегурочка-то эгоизмом не страдает, а уж тем более эгоцентризмом, а люди от этой напасти не свободны, более того, многие такое положение дел для себя приветствуют для ради радостей тела, сиюминутного наслаждения, воспринимая возникшие из этого обязанности как кару. Снегурочка — она среди людей обычных, людей, подчиненных Яриле, который и плодородие обусловливает, и душу выжечь в страсти может, она противостоит им изначально, потому что способна и для себя принять истину и признать ее справедливость. А вот среди людей — таких, что называется, днем с огнём поискать. Можно за всю жизнь ни одного такого человека не встретить и так и не понять, что Снегурочки они и в реальной жизни встречаются, но счастливо не живут.

Они оба, и Лель, и Купава пострадали от Снегурочки : один мучался от безответного чувства, другая от предательства жениха. Конечно, вины Снегурочки нет ни в ее холодности, ни в том, что Мизгирь потерял разум, увидев ее, но Лелю с Купавой от этого не легче. Полюбив друг друга, они получили счастье, которое вполне заслужили. Снегурочка упрекает Леля, что выбрал не её, но что ей движет? Не любовь, а только лишь задетое самолюбие. Мизгирь в конечном итоге тоже пострадал, предав одну, другую не получил. Мне кажется, что смыслом пьесы была мысль : не гонитесь за призрачным холодным идеалом, любите здесь и сейчас.

Снегурочка явно пыталась добиться расположения Леля к себе, и явно не продалась, как другие девушки, за одну лишь песенку — она хотела нечто большего, искренней любви, которой она не знала. Но Лель её не понял, ему ближе были девушки из земного мира, он был просто избалованным женским вниманием слащавым красавчиком. Что касается Мизгиря, то его чувства были неискренними, как и у Леля. Он воспылал к дамам страстью, одаривал подарками, слыл ловеласом. Не одна Купава, похоже, купилась на его удочку…Купава искренне любила Мизгиря, дело шло к свадьбе, а он повёлся на смазливое личико Снегурочки, в финале даже преследовал её, купить пытался. Но та в ужасе шарахалась от него.

Зачем она хотела, чтобы мать Весна её способностью любить одарила?! Чтобы Лелю доказать, что она достойна простого человеческого счастья, ведь он её обидел и прогнал, а она его с Купавой наедине застукала, вернуть пыталась. Но вместо Леля наткнулась на Мизгиря, и дальше всё уже было как-то неискренне. Снегурочка не сумела ему отказать, ибо уже фактически стала заложницей материнского дара и погибла…

Да и так ли холодна Снегурочка? Или она — просто глубока, как Татьяна Ларина, которая так же отваживала всех кавалеров, пока не нашла того, кому будет «век верна»? Снегурочка говорит:

Зачем они гонялись вслед за мною,За что меня покинули, не знаю.Напрасно ты зовешь меня суровой.Стыдлива я, смирна, а не сурова.

А может, совсем наоборот, она умеет любить намного лучше, чем все те, чье сердце она считает теплее своего?

Кто холоден, бездушен и расчетлив, так это ее бесстыжие приемные родители — Бобыль и его жена, которые хотят обирать народ с помощью обаяния Снегурочки.

Кто холоден душой, так это Лель, пастух, олицетворяющий непостоянную страсть. Лель — это тот самый Евгений Онегин, который разбил сердце Татьяны. Как Татьяна с тех пор уже не будет прежней, так и Снегурочка в тот миг, когда видит равнодушие Леля, прощается со своей былой спокойной девичьей жизнью.

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало! Тяжелою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем и брошенный

Чета Бобылей, Лель, Мизгирь — эти герои только кажутся теплокровными, теплое у них лишь тело, а на самом деле они намного холоднее и бесчеловечнее Снегурочки. Цена же любви Снегурочки высока, не зря говорит она Мизгирю:

Любви моей не купишь.

Она чувствует и стыд за поведение Мизгиря, и сострадание к несчастью Купавы, оставленной им. Но из жалости и чувства долга по отношению к своим приемным родителям она соглашается принять Мизгиря как жениха, так как они мечтают о богатом свате:

Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом. Не жалуйтесь, согласна притворствовать для ваших барышей.

Ирония любви? нет, не любовь, а страсть.

То, что в пьесе называется «любовью«, — это не любовь, а физиологическое влечение, тот абсолютный минимум, который необходим для рождения детей. Пусть это «чувство» недолговечно, как сама весна, но необходимо для продолжения жизни на земле. Для многих людей этого достаточно, чтобы вступить в отношения. Но таким свойством натуры, как подобная поверхностность, обделена чистая, глубокая и целомудренная Снегурочка. Для создания отношений ей нужно было нечто большее, чем большинству смертных. Такие, как она, привязываются не скоро, но зато навечно.

Едва познакомившись с Лелем, и даже задолго до того, еще наблюдая за ним издали, Снегурочка сразу полюбила его, это видно. Страдает она не от того, что она якобы не умеет любить, а оттого, что легкомысленный возлюбленный не смог понять ее чистого чувства, и любовь ее оказалась безответной. Никто из окружающих ее героев на такое глубину чувств не способен. Поэтому похотливый Лель (славянский аналог греческого фавна и Орфея) оставил ее без сожалений. Ему нужна «не детская любовь«.

Поэтому снежная красавица просит Весну сделать что-нибудь, чтобы ей стать ближе к Лелю, чтобы понравиться ему. Это настоящее безумное отчаяние. Но виной ему не какой-то реальный недостаток Снегурочки, а лишь неспособность окружающих оценить ее душевные достоинства. Их недостаточно высокий уровень души для этого. Снегурочка просит маму Весну научить ее любви-страсти, любви физиологической (мои термины, не из пьесы), чтобы легкомысленный Лель обратил наконец на нее свое внимание.

Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез.

Жаль, что мама Весна не сумела оценить ситуацию и рассказать разницу между любовью-влечением и истинной любовью, ради обретения которой никому не нужно меняться, менять свою натуру. Родной человек полюбит тебя такой, какая ты есть во всей твоей красе. А если он уже так легко тебя покинул, то зачем за ним гоняться? Но мама Весна была хоть и доброй, но в глубине души несерьезной (во всем этом похожа на Леля), и видимо сама не знала иной любви, кроме страсти.

Что для Весны вполне естественно. Она исполняет просьбу дочери, лишь предупредив ее, что свою страсть (это мой термин, в пьесе они это называют любовью) Снегурочка должна будет прятать от Солнца. Одев на Снегурочку свой волшебный весенний венок, мама исчезнет с последним днем весны, и символически дитя-Снегурочка превратится во взрослую девушку. Начинается первый день жаркого лета (1 июля, Ярилин день). Силами мамы Весны с дочерью происходит волшебное превращение, и в ее крови начинает кипеть гормональный коктейль из любовных дум и грез, похожий на наркотик:

Ах, мама, что со мной? Какой красою зеленый лес оделся! Берегами и озером нельзя налюбоваться.Вода манит, кусты зовут меня под сень свою; а небо, мама, небо!Разлив зари зыбучими волнами колышется.

Мама Весна объясняет дочке, что поскольку благодаря ее волшебному дару дочке пришло время влюбиться, то влюбится та абсолютно в первого попавшегося, как и бывает в жизни ( как с Татьяной — кстати было очень похоже — «Пришла пора, она влюбилась«). А в народе говорят еще хлеще — «Любовь зла, полюбишь и козла«. Конечно, такое обманчивое и опасное чувство, которое обуяло внезапно созревшую красавицу — ни разу не любовь (которая бывает только к родственной душе), а лишь слепая страсть, самообман. Именно в точности это и случается со Снегурочкой.

В таком внутренне опьяненном состоянии влюбится она в того, кто первым попадется ей на глаза — в Мизгиря — человека гордого, беспринципного, безжалостного, про него уже мы говорили. Слушать других он не привык, потому не прислушается к отчаянным мольбам Снегурочки скрыть их страстное чувство от Солнца, иначе оно грозит ей гибелью. Насильник по натуре, он и здесь заставит Снегурочку поступить по его воле — оставаться под лучами солнца и вместе со всеми встречать Ярилин день. В итоге Снегурочка погибнет.

В очах огонь… и в сердце… и в крови во всей огонь. Люблю и таю, таю от сладких чувств любви!

Тенелюбивый цветок, Снегурочка не выдерживает напора палящего огня. Она гибнет от «любви«, но такова была цена, на которую она была готова. (Все это также очень напоминает «Русалочку»). Многие ли из нас готовы отдать свою жизнь за миг любви? А вот Снегурочка именно такова. Так кто больше умеет любить — кто ни во что не ставит любовь, кто быстро воспламеняется и так же быстро охладевает? Кто меняет партнеров как перчатки ( а таковы берендеи в пьесе). Или тот, кто, как Снегурочка, раз полюбив, способен умереть ради этого?

Но гибель ее оказывается счастьем для племени берендеев, потому что именно из-за Снегурочки (чтобы растопить, уничтожить ее) Ярило, ревнующий Весну-Красну к Морозу и ненавидящий плод их любви Снегурочку, и показался из-за туч, а показавшееся солнце было добрым знаком для людей в этот день. Уничтожение Снегурочки освободило Весну от дружбы с бывшим любовником Морозом, и поэтому на землю вернулось тепло — у Весны больше нет мотивов общаться с царем холода.

Берендеи, празднуя возврат тепла, во главе с их праведным царем не имеют никакой жалости к смерти Снегурочки, потому что ее иная, высокая натура им в общем-то осталась чужда и непонятна. И она лишь мешает для продолжения жизни на земле, не так ли? Она выявляла темные пятна на людях, поскольку она являлась ослепительно светлым пятном, а это и восхищало, и раздражало, и являлось причиной раздоров. Люди не смогли ее понять, оценить, спасти. Истинное место таких особенно светлых существ — наверное, не среди людей.

 

Источник

Читайте также