Кто скрывается под маской Брюса Уэйна.
У меня не было Lego в детстве. Поэтому я обходился подручными средствами: вырезал человечков из бумаги, придумывал им имена и разыгрывал на большом диване в гостиной остросюжетный фантастический триллер. Одна история была о том, как десантная группа высадилась на Марс, где вездеход NASA засёк нечто странное и живое, а потом пропал. Герои погибали один за другим от рук таинственных монстров, не выжил никто. Другой сюжет рассказывал о путешествии на дальние рубежи вселенной, где пробудилось вечное зло — ржавые ножницы, которые я нашёл в отцовской мастерской.
Иногда я таскал из холодильника апельсины и играл в «Чужих»: если в дольке оказывалась семечка, то пиши пропало — скоро этот ксеноморф вырвется и всех убьёт.
Современным детям проще: в каждом магазине игрушек есть наборы Lego. Да, они не из дешёвых, но всё-таки доступны. Выпросив у родителей пару-тройку небольших наборов на диване можно разыграть что угодно, была бы фантазия. Как известно, у всех без исключения детей она есть, ну а серия «Лего Фильм» — прекрасный стимул для взрослых присоединиться к ним и включить давно позабытое чувство — радость от эксперимента.
Бэтмен как он есть
«Лего. Фильм» 2014 года показал всем маркетинг совершенно нового уровня. Маркетинг как искусство. Да, есть серия замечательных игр, а фильмы Lego выходили и раньше, но сразу на цифровых носителях, и аудитория у них не была настолько огромной. Кино, которое, казалось бы, должно было продвигать продукцию Lego, внезапно оказалось полностью самостоятельным, а все «рекламные месседжи» органично вплетены в общую историю: разные вселенные, возможность собрать что угодно, куча известных персонажей, включая супергероев — всё это подчинено единой логике отлично снятой комедии. Даже прямой рекламный слоган «отложи инструкцию, импровизируй» — и тот был органично вплетён в общую логику.
А ещё там был Бэтмен, который запомнился публике много больше остальных. Так что появление «Лего Фильм: Бэтмен» нисколько не удивляет.
Причём «Лего. Фильм» был прочно связан с реальностью. Большое приключение обычного неудачника, выступившего против некоего тирана — это воображаемая история ребёнка, который боролся с волей отца, позабывшего, что значит фантазия и настоящий эксперимент.
Но в «сольнике» про Бэтмена связи с реальностью нет, и это главная и единственная его проблема. Фильм не всеобъемлющий, для кинематографичной вселенной Lego — он как «Человек-Муравей» для Marvel. Только отлично снятый и чертовски смешной.
Не верьте унылым трейлерам, юмор в «Бэтмене» в полном порядке. Бывают, конечно, неловкие сцены, но в какой комедии их нет? Как и в «Лего. Фильм», вся соль здесь — в пародии. Основные черты характера Тёмного рыцаря нарочито гиперболизированы: он любит крутые наряды, пафос, забавно катается по полу, увиливая от просьб дворецкого Альфреда, и часто ссылается к другим фильмам о себе любимом.
Но в то же время Бэтмен чертовски горделив и действует исключительно в одиночку. На этом строится драма: «Лего Фильм: Бэтмен» неожиданно хорошо «вскрывает» любимого героя миллионов и срывает с него маску Брюса Уэйна, будто пластырь с ушиба.
Вечный внутренний конфликт Бэтмена стократ усиливается: в жизни одинокого мстителя появляется Робин и Барбара Гордон. Однако Тёмный рыцарь не желает принимать их «в семью» и отвергает, оправдываясь клише «я хочу их защитить, поэтому бросаю».
Маркетинг как искусство
Самое удивительное, что если выбросить весь юмор и заменить лего-фигурки на живых актеров, то получится отличное и умное кино про Бэтмена. Про его больные отношения с Джокером, про то, что с ним станет, если все заклятые враги вдруг исчезнут. Про семью и сложные дружеские связи. Про саму суть Тёмного рыцаря, что балансирует на грани между добром и злом.
Ещё, правда, придётся выбросить Годзиллу, Волан-де-Морта, око Саурона и Далеков. Да, они тоже здесь есть. Прекрасная аллюзия на то, что разные тематические наборы конструктора можно и нужно смешивать, а если чего-то не хватает — строить своё.
А вот чего здесь практически нет, так это рекламных месседжей. Идея «собирай не по инструкции» никак не задействуется (наверное потому, что нельзя собирать бэтмобиль как попало), более того — герои фильма только пару раз конструируют что-то из блоков, и акцент на сборке не ставится совсем. Зато появился чуть навязчивый продакт-плейсмент Apple: так, вся бэт-техника управляется с айфона с помощью Siri, например.
Но всё-таки «Лего Фильм: Бэтмен» — это просто ещё один крутой сценарий, который можно разыграть с помощью Lego. С качественным ситуативным юмором, который красиво вплетён в повествование, а не как у Marvel с их «вот здесь будет шутка про молот, смейтесь». Удивительный и во многом уникальный пример того, как маркетинг превращается в искусство. Фильм вдохновляет, а после просмотра хочется купить пару наборов Lego о Бэтмене, потратив тысяч этак десять, и разыграть на диване настоящее супергеройское приключение. Стало быть, шалость удалась.
В сухом остатке: «Лего Фильм: Бэтмен» — отличная комедия, на которую лучше идти в компании: с друзьями или семьёй. Ведь главная идея здесь — сплочение. Нельзя дистанцироваться от близких людей, победить можно только вместе.
Источник: