Наушники космических триумфов: Plantronics и другие

Идея этой публикации появилась во время подготовки предыдущего поста о Фрице Зенхайзере. Для меня было неожиданностью узнать о том, что бытовой продукт — наушники HD 414, использовался в качестве штатной аппаратуры на станции NASA. Мне захотелось выяснить, как появились космические наушники и гарнитуры, как применялись при полётах в космос, какие компании их производили и что они производят сегодня.

Наушники космических триумфов: Plantronics и другие

Не скрою, что при подготовке материала столкнулся с проблемой острого дефицита информации по теме. Особенно это коснулось отечественных разработок, о которых не нашлось ничего. Вероятно, с гагаринских и леоновских гарнитур по сей день не снят соответствующий гриф и сведения о них пылятся в архивах ЦУПа. С американскими космическими «ушами» оказалось немного проще, по крайней мере, с историей создания и эксплуатации, хотя, сколько-нибудь внушительной технической информации в сети практически нет.

Долгожители в NASA — Plantronics

Можно сказать, что современное представление о гарнитурах, во многом сформировано именно этой компанией. Именно Plantronics были из одними из пионеров «гарнитуростроения», именно ими был разработан первый серийный хэдсет, полетевший в космос. Как это не редко случается в космической отрасли, первые серийные наушники для астронавтов NASA создавались для авиации.

Компания Pacific Plantronics была официально зарегистрирована 18 мая 1961 года. Всё началось с конкурса авиакомпании United Airlines, которую не устраивали существовавшие в тот момент гигантские тяжелые и неудобные гарнитуры для пилотов. Один из пилотов компании Кортни Грэм был твёрдо убеждён в том, что знает, какими должны быть авиационные наушники. Грэм кооперируется со своим другом Кейтом Ларкином из Plane-Aids, для создания конкурсной авиагарнитуры. Именно с этого тандема начитается история Plantronics. В рекордные сроки, буквально за несколько месяцев пилот и инженер создают MS-50, гарнитуру, которая не только победит на конкурсе, но и во многом предопределит развитие устройств такого типа.

Принцип эффективной работы гарнитуры был частично заимствован у слуховых аппаратов. В качестве компонентов оголовья были использованы гибкие акустические трубки (которые до этого применялись в устройствах для слабослышащих), соединённые с микрофоном и динамиком. Такой подход дал возможность существенно увеличить чувствительность микрофона и динамиков, при этом сохранив небольшие габариты устройства и эргономику. В 1962-м году, после одобрения Федерального управления гражданской авиации, модификацией MS – 50 оснащают диспетчеров наземных служб.

Тем временем в NASA используют различные типы военных авиационных наушников, которые несъемно монтируются в шлеме астронавта. Необходимость в альтернативе демонстрирует завершение второго пилотируемого суборбитального полёта на корабле Liberty Bell 7. 21 июля 1961 года, после приводнения капсулы с астронавтом Вирджиллом Гриссом, возникает нештатная ситуация с угрозой жизни.

Для того что бы быстрее покинуть кабину Грисс отсоединяет гермошлем. Через некоторое время после приводнения люк капсулы неожиданно открывается, и в кабину начинает поступать вода. В связи с затоплением шлема и стационарной радиоаппаратуры астронавт теряет возможность связи с наземными службами поиска. Использование же мобильной гарнитуры и мобильного передатчика, по мнению экспертов NASA, позволило бы сохранить связь.

Инцидент провоцирует NASA на изменение подхода к системам коммуникации для астронавтов. В 1961-м году NASA связывается с ITT Labs в Форт-Уэйн, штат Индиана, которой поступает заказ на разработку автономной радиостанции, впоследствии названной Kellorad. После длительного подбора различных вариантов, в комплект устройства входит усовершенствованный вариант гарнитуры MS-50 (headset AS 0500).

Космическая гарнитура имела ряд отличий от авиационной, так микрофонные цепи дублировались, а цепи приема сигнала дублировались 5 раз. Еще одним нововведением стала сравнительно эффективная система шумоподавления. Несмотря на эти изменения, основные детали конструкции и особенности эргономики практически не менялись, что позволило модернизировать модель всего за 11 дней.

В адаптации гарнитуры для космоса приняли участие астронавты НАСА Уолли Ширра и Гордон Купер. Интересно, что Ширра представилась возможность первому испытать новое устройство во время орбитального полёта 3 октября 1962 года. Диспетчерской модификацией хедсета MS-50 также оснащают наземные службы NASA.

В 1969-м году через эту гарнитуру земля получит первое сообщение Нила Армстронга с Луны, во время экспедиции Аполлона -11. В дальнейшем устройство (без существенных изменений) продолжает использоваться на протяжении практически всех космических полётов астронавтов США (Все лунные экспедиции, Sky Lab, Союз-Аполлон, Space Shuttle, экспедиции на МИР и МКС).

Seinnhiser HD 414 – наушники «земля-космос»

Как мы уже писали в предыдущей статье, в качестве бортовых «ушей» для космической станции Sky Lab в 1973-м были выбраны немецкие Seinnhiser HD 414, которые по праву считались лучшими наушниками конца 60-х, начала 70-х годов.

NASA не раскрывает причин, по которым в космосе стал необходим высококачественный стереозвук. Можно предположить, что, при длительном пребывании космонавта на орбитальной станции, музыка для отдыха будет совсем не лишней, или исследования предполагают необходимость объемного звука. Возможно также, что космическое агентство подкупил революционный для того времени открытый тип, который не полностью изолировал слушателя от происходящего вокруг.

Так или иначе, факт остаётся фактом, первыми бытовыми наушниками в космосе стали HD 414, пробыв на вооружении NASA достаточно долго.

На приведенном фото HD 414 с синими амбушюрами на шее Салли Кристин Райд в 1983-м году (программа Space Shuttle).

Bose – «и рокот космодрома нам не слышен»

Помимо уже описанных, в космических программах США засветились авиационные разработки компании BOSE. Пилотируемая космонавтика и условия длительного пребывания на орбитальных станциях потребовали от наушников больше. К середине 80-х годов лидером в создании систем активного шумоподавления стала компания BOSE, работавшая на рынке авиационных гарнитур, защитных наушников и hi-fi техники.

Для предотвращения повреждения слуха астронавта, NASA заказывает у BOSE гарнитуры с системой активного шумоподавления. Основой для одной из разработок по заказу агентства становится авиационный хэдсет A20. Космические гарнитуры BOSE многократно применялись при полётах Space Shuttle(предположительное название модели аналогично названию челнока Space Shuttle). Кроме того они используются на орбитальных станциях для сна, так как без активного шумоподавления уснуть на станции достаточно тяжело.

Капля ссылок и джинсы

Компании, выполнявшие заказы космической индустрии США производят и бытовую продукцию, и гаджеты для бизнеса. Особенности, полюбившиеся астронавтам и пилотам, быстро перекочевали в сегмент аппаратуры для вполне земных нужд. Не секрет, что достоинствами хэдсетов Plantronics являются уникальные решения в области эргономики и функциональности, головные телефоны BOSE чемпионы по шумоподавлению, а Seinnhiser поставляет на рынок наушники с неизменно высокой верностью воспроизведения звука.

Наушники и гарнитуры некоторых из описанных производителей легко отыскать в нашем каталоге по приведенным ниже ссылкам:

Plantronics
Seinnhiser

Для создания поста использованы материалы: www.nasa.gov, www.bose.com, www.quora.com, acquris.se, media.liveauctiongroup.net, irvispress.ru, opentechschool.github.io, wikipedia.org, blogs.plantronics.com

 
Источник

nasa, астронавт, аудио, аудиоаппаратура, гарнитура, гарнитуры, звук, космонавтика, космос, наушники

Читайте также