Насытился? Или мысли о потреблении информации

Осторожно, много воды, гифок, субъективщины, да и вообще я не писака, так что стиль подачи может показаться хаотичным.

Раньше было лучше? Это как посмотреть, и сейчас на свет появляется много отличных фильмов, игр, музыки и прочего контента. От него можно получать массу удовольствия, нужен лишь правильный подход и баланс.

В чем же проблема? В голове. Какая неожиданность, правда? Но если копнуть глубже, то одна из главных причин — дофамин.

Часть I. У всего есть исток

Жизнь невозможна без энергии, а получаем мы ее (в основном) из пищи. Чтобы выжить, наш мозг заставляет нас добывать ее. Просто так вы не поднимете свою жопку, чтобы что-то сделать, но вот если голодны…

Хитрый МОСК знает, как лучше нас мотивировать. Делать что-то из раза в раз просто потому что — занятие не из приятных. Для решения проблемы он вырабатывает дофамин. Однако, повторение одного и того же со временем неплохо так снижает его уровень.

Так уж от природы сложилось, что мы с вами потребители. Без этого никуда, иначе гроб, кладбище, … . Вот только потребление в современном мире несколько иное, не находите?

Раньше, чтобы поесть мяса (передаю привет вегетарианцам), нужно было сначала убить животное, затем разделать его и только потом приготовить на огне (ну либо съесть в сыром виде). А сейчас что? Забежал в магазин, взял и оплатил. В каком случае мозг сильнее вас отблагодарит и замотивирует?

Но кто такой, этот ваш дофамин и какое он имеет отношение к потреблению и мотивации? Кажется, что все про него не слышали, но постараюсь коротко и простыми словами:

Дофамин — такая штука в нашей голове, которая отвечает за мотивацию и удовольствие (радость, счастье, если вам угодно). Его уровень зависит не только от просмотра сериальчиков с аниме или игр на PlayStation (ладно, не смешно). Прослушивание музыки, прогулка по пляжу, стрельба по… бутылкам, чашечка кофе, поедание ПИТСЫ — список можно продолжать до бесконечности.

Дофамин — наша награда за выполнение действий. К сожалению, не все, что повышает его уровень — полезное. Думаю, про вредные вещества даже упоминать не стоит, но и алкоголь (некоторые до сих пор считают, что бокал вина это хорошо, что давно опровергнуто), быстрые углеводы (все что содержит сахар и мучное) дарят лишь непродолжительный всплеск дофамина, а затем резко падает даже немного ниже изначального уровня.

И даже предвкушение может дарить много удовольствия (иногда больше самого процесса — мне, например, наступление Нового года нравится больше праздника; или когда вы понимаете, что сейчас вот-вот выиграете что-угодно где-угодно).

Наверняка вы не раз замечали, как быстро летит время, когда чем-то увлечены. Такое еще любят называть состоянием потока — когда вы сконцентрированы, когда вас сложно отвлечь, а если необходимо сделать паузу, то стараетесь как можно быстрее вернуться к процессу. В такие моменты у нас высокий уровень дофамина.

— Говорим себе, что вот сейчас точно последний ход в Циве, но потом смотрим на часы, а там 4 утра?
— После просмотра серии с интересом включаем следующую?
— Бежим после работы или школы домой, чтобы сыграть каточки в КС или Доте?
— Вкладываем много средств, времени и сил в коллекционирование?
— Не можем пройти мимо фастфуда или того тортика в кафешке?

Возможно, вы узнали себя. Хотя, конечно же, списочек у каждого свой.
И ничего ужасного в этом нет, но у всего есть обратная сторона медали.

Часть II. Наелся

Представим такую картину. Сидите вы за своим цифровым устройством, смотрите короткий развлекательный ролик (привет Coub), с большой вероятностью получаете удовольствие от его просмотра (выплеск дофамина). Смотрите следующий ролик… затем еще один… и вот уже не замечаете, как прошло несколько часов.

Вам понравилось, но что, если так повторять каждый день? Нет, дофамин продолжит выделяться, но в куда меньшем количестве. С каждым разом нужно будет все больше проводить времени за просмотром, чтобы получить удовлетворительный уровень.

И хорошо, если однажды вы останавливаетесь и осознаете, что стали слишком много проводить времени за этим занятием, которое еще и перестало приносить былое удовольствие. Но сколько людей, которые на автомате живут так годами?

Это лишь один из примеров, так уж оно устроено. Повторение одного и того же… раз за разом (привет Ваас)… Касается не только цифрового контента, а все нашей жизни в целом. Почему люди выгорают на работе, даже любимой? Повторение одного и того же, отсутствие разнообразия — потеря награды от нашего же мозга.

Часть III. Неосознанное потребление

Эту статью я решил написать не просто так. В раннем детстве также получал много удовольствия от контента. Скорее всего, влияло и отсутствие такого разнообразия, как сейчас (Интернета не было) — каждая игра, каждый фильм по телевизору были как праздник.

Затем… появился Интернет. Обилие контента потекло рекой, не знаешь, за что хвататься первым делом, хочется всего и сразу. Что, игры? — Качаем все! Играем во все понемногу, так ведь будет быстрее, правда? Фильмы? — Как же много годного, но смотреть в два окна мягко говоря неудобно, а вот сделать скорость просмотра x1.25 — какая замечательная идея, ведь так можно будет смотреть больше фильмов за день!

Какое счастье, что хоть с фильмами я быстро опомнился, с играми было чуть посложнее, хотя потом меня засосало в MMORPG (Perfect World, передаю привет) и CS 1.6.

Списки игр и фильмов, которые меня хоть немного заинтересовали, стали расширяться просто невероятными темпами.

Чтобы успеть как можно больше поглотить контента, я быстрыми темпами двигался по спискам с его самого начала. Да да, не выбирал то, что меня интересовало больше всего здесь и сейчас (от контекста времени и настроения сильно зависит наш выбор), а то, что было по списку первым…

Весьма иронично, думал что поглощаю контент, но поглощал меня он.

Ни в коем случае не хочу сказать, что у всех негативный опыт от подобного потребления. Всегда бывают исключения. Немало людей, которые параллельно проходят несколько 100-часовых+ игр и получают удовольствие.

Но, как мне кажется, насыщенность от такого опыта будет в разы меньше одной пройденной одиночной сюжетной игры часов на 8-20 (это очень примерно). Мне сразу вспоминается Elden Ring, который весьма неплох, но из-за открытого мира теряется частота действительно интересных моментов. Просто сравните, Dark Souls III (без DLC) проходится за ~32 часа, но это насыщенные часы, которые почти никогда не дают заскучать. А Elden Ring проходится за ~57 часов (если стараться не отвлекаться от основного сюжета), большую часть из которых вы скачете на единороге по полупустому миру. Обе эти игры я люблю, да и в открытом мире чаще наслаждаешься красивыми видами, но в DS3 я получил более цельный опыт, здесь меня развлекали почти без остановок.

Отдельно хочется затронуть сессионные игры, различные ММОРПГ, спортивные серии вроде FIFA и т.п.

Никогда не понимал, почему многие жалеют о потраченном времени, например на DOTA или WOW, какой-то онлайн-шутер. Вы были увлечены, получили массу эмоций (даже если не только положительных), время для вас пролетало незаметно, вы были в потоке.

Почему мне кажется, что среднестатистический фифер или симрейсер менее подвержены игровой импотенции, хотя казалось бы, играют в однотипные игрульки? Скорее из-за того, что знают, чего хотят. С большой вероятностью у них и так немало интересов в обычной жизни, а позалипать пару часов в Gran Turismo 7 или FIFA — отличный способ ненадолго отвлечься и переключиться на что-то другое, мозг любит переключаться. Нужно-ли им постоянно говорить, как много они теряют, не пройдя RDR2 или Ведьмак 3, не попробовав раствориться в Disco Elysium или необычной головоломке вроде Baba Is You? Думаю, что нет.

Но что делать, если вы повязли в онлайн-шутане, в этих баттл-роялях, овердрочах, геншинах? Если хоть иногда мелькают мысли, что стали получать совсем мало удовольствия от процесса, скорее даже раздражение (даже если проигрываете — повод задуматься), то вы на правильном пути.

ЗАЧЕМ. МЫ. ИГРАЕМ? СМОТРИМ? СЛУШАЕМ?

Ради эмоций, ради получения удовольствия, ради новых знаний и опыта.

О каком удовольствии может идти речь, когда вы проходите одновременно больше одной одиночной сюжетно-ориентированной игры?

О каком удовольствии может идти речь, когда вы смотрите художественный фильм, часто отвлекаясь на телефон или перематывая моменты, чтобы он побыстрее закончился?

О каком удовольствии может идти речь, когда вы после проигрыша можете разбить монитор или геймпад?

Не продолжайте смотреть фильм или сериал, если его начало вам не нравится, не играйте вы игру, если она вызывает интерес (ну или перестала).

Тут хотелось бы уточнить. Если бы я такому совету придерживался, то мой список любимых игр, фильмов и сериалов был бы менее объемным.

Тот же Bloodborne я даже удалял в начале игры, потому что было СЛОЖНА, но интерес «а что же там дальше, атмосфера ведь топчик» одержал вверх и по итогу это одна из любимейших игр, залпом пройденная раза 3-4 подряд и на платину (про платины мне хочется написать отдельную статью (в большинстве случаев они зло, как по мне), так и про уровни сложности игры, больше про сложные, с честной сложностью).

Есть и сериалы, которые могут разгоняться несколько серий и стать вашими самыми любимыми.

Часть IV. Поток. Итог

Так что же делать, как почти всегда получать удовольствие от цифрового контента? Эту часть я решил посвятить просто советам. С одной стороны — это все субъективно, но с другой — мы с каждым годом все лучше понимаем, как устроен и как работает наш мозг, чего он хочет, а чего нет. Мой опыт — это мой опыт, но если это поможет хоть одному человеку, значит не зря потрачено время на весь этот текст, в котором можно утонуть (ПРЯМ КАК В МОЕМ ДИПЛОМЕ).

  • Не заставляйте себя потреблять контент, а если думаете, что дальше точно пойдет как по маслу, то не затягивайте. Умейте остановиться.
  • Старайтесь переключаться с умственного труда на физический. Не призываю ходить в качалку, хватит даже обычной прогулки. Ну или хотя бы отвлечься на уборку, готовку, медитацию, что-то в этом роде.
  • Разнообразьте свою жизнь. Игры, фильмы, сериалы, музыка — пробуйте другие жанры. Пробуйте изменить любые привычные нам вещи. Мозг любит разнообразие, новый опыт, новые эмоции.
  • Открывайте для себя новое. Этот совет тесно связан с предыдущим. Ищите для себя новое хобби. Питайтесь разнообразнее (но правильно).
  • Разбивайте сложные задачи на простые. Как мы движемся в играх к главной цели? Правильно, постепенно, квест за квестом. Так и в жизни. Все сложные вещи, сделанные людьми, состоят из простых элементов.
  • Холодный или контрастный душ. Невероятно бодрит. Вызывает всплеск адреналина схожий с кое-какими веществами (осуждаю такое). Первое время будет сложно, но потом можете так привыкнуть, что даже зимой будете полностью мыться в ледяной воде. Ну, это если не сдадитесь 😀 .
  • Высыпайтесь. Минимум 7-8 часов, в идеале с режимом (в 23:00 легли — в 7:00 встали, как пример).
  • Правильно питайтесь. Снизьте потребляемое количество быстрых углеводов к минимуму. Все что содержит сахар и белую муку — зло. И да, сахзамы тоже зло (там всего пара исключений). Мед и БОЛЬШОЕ количество фруктов это тоже касается… «Правильную» тарелку можете изучить в сети у Всемирной организации здравоохранения. Если коротко: много зелени и овощей, много полезных жиров, умеренно белка и минимум быстрых углеводов, в идеале исключить полностью. ВОЗ пишет про необходимость сложных углеводов, хотя лично сам даже такое не употребляю, ведь любые сложные углеводы (гречка, рис и т.п.) в конечном итоге превращаются в глюкозу, что повышает уровень инсулина, но в данном случае лучше прислушайтесь к ним, а не ко мне. Я пишу это последним пунктом, но это, пожалуй, самый важный пункт, не менее важный, чем здоровый сон. От правильного питания зависит и ваш внешний вид, и состояние внутренних органов, уровень энергии, иммунитет, ваше здоровье в целом.

Разумеется это не все, способов куда больше, может просто менее эффективные. В первую очередь займитесь питание и сном. Остальные проблемы могут отпасть сами собой 🙂 .

Я не до конца раскрыл тему, но боюсь, что этот пузырь слишком сильно раздуется и его будет совсем невыносимо читать, уж как получилось.

Спасибо всем, кто читал.

Подходите к выбору контента осознанно и будет вам счастье.

 

Источник

Читайте также