Мышление о Persona 5 проекте и его аниме-вариации

Вы, конечно, можете спросить: какие JRPG мне нравятся больше всего? Ну, те, которые выделяются чем-то интересным и уникальным, в отличии от многих представителей этого жанра, которые так и норовят идти по лекалам треклятой (не в обиду фанатам) Final Fantasy. Уникальным может быть что угодно, будь то музыка, сеттинг, ну и игровой процесс. И именно этими факторами может похвастаться серия игр Persona. Как вы уже наверняка знаете, я начал свое знакомство именно с третьей части этой серии. Тогда же, в тот же период я сразу взялся и за четвертую часть. Эти игры поразили меня своей масштабностью и прикольной задумкой с боевой системой, мифологией, синопсисом и глубиной развития персонажей, как основных, так и второго плана, благодаря системе социальных связей.

И вот наступает момент, когда я начал прохождение Persona 5 в конце 2021 года. После прохождения мне хотелось бы оставить в этой статье свои впечатления и мнение об этой игре. А в конце бонусом пойдет мнение об одноименной аниме-адаптации Persona 5 The Animation, которую я смотрел параллельно во время прохождения игры.

Тут следует оговориться, что речь пойдет о ванильной версии этой игры. Королевскую, или «Royal»-версию для PS4 я заценю заметно позже, как подвернется возможность, да и раз уж на то пошло — покрываю Атлус грязью за такой маркетинговый ход. Это же глум чистой воды над потребителем, выдавать после релиза оригинала игру с полным и дополненным контентом. Также я не стану спойлерить важные сюжетные моменты, и не буду разбирать эту игру слишком уж досконально, а лишь сосредоточусь на основных моментах, которые я приметил лично. Заваривайте себе чай, так как статья будет длинной. Начнем!

История знакомства с проектом

Во время прохождения 3 и 4 частей я был наслышан о P5, и из принципа игнорировал все его проявления в интернете, дабы не проспойлерить себе ничего. Но учитывая, что у меня была PS2, а о покупке PS4 я вообще не задумывался (так как библиотека игр меня там не прельщала, сами игры стоили дорого, а покупать консоль ради лишь одной ролевой игры — это действие под грифом «очертя голову»), я и не думал, что вообще притронусь к проекту.Пока однажды не решил купить у своего друга PS3, дабы пройти интересные эксклюзивы и игры, которые я не мог бы поиграть на своем ПК (в том числе и богомерзкий Sonic 2006). И вот, проверяя список игр, помимо прочей годноты, я внезапно наткнулся на P5. Я сначала был в небольшом ступоре, ибо думал, что игра не выходила на консоль 7 поколения, но проверив официальную информацию, я понял — покупка не прошла даром, осталось найти способ запустить игру на своей уже купленной консоли.

В свободное от учебы и работы время я проверял магазины в своем городе на предмет наличия копии этой игры. Вы можете заявить: «Хах, ну даешь, как в нулевых ходить по рынкам и искать игру, которая на данной консоли вышла еще и более ограниченным тиражом, чем на PS4. Можно же решить проблему взломом или эмуляцией. И фанатский перевод есть». Отвечу сразу: эмуляция «третьей мыльной станции» для меня может испортить впечатления от игры, а взлом консоли был усложнен жизненными ситуациями (вроде отсутствия нормального интернета и приблуд, да и ломать самому в таких условиях было боязно). Что касается фанатского перевода на русский язык, то я в нем не нуждаюсь — игра на английском была комфортной (это еще я переводчик не открывал), да и отталкивает «поливановщина» вкупе с общим качеством шрифта. Мне оставалось в таком случае находить диски, которые, к моему удивлению, стоили дешево, причем некоторые из них были в силде, то есть фактически, на этой консоли пиратством я не занимаюсь. Пока что 😉

Но правило цены не касалось Persona 5, которая была найдена в магазине, где также продавали и Catherine. Бокс с игрой был в единственном экземпляре, лежащий с редкими играми для третьей плойки. Единственным огорчением было то, что этот магазин барыжничал, продавая китайские геймпады за цену, которая была втрое дороже той, что была изначально. Разумеется, цена за игру была соответствующей. Был также и порт для PS4, плюс Роял, но они стоили еще дороже. До какой-то просто зверской цены. Были поначалу сомнения, но решила ситуацию эта мысль: «Блин, тот же Sonic Generations стоит столько же, а ведь геймплея там всего на часа 4, в то время как Персона предложит больше, да и серия великая. Не зря же ее ставили в позицию лучшей ролевой игры». И подкрепив мысль мнениями друзей, я принял решение…

Итак, покупка совершена. Приехав спустя несколько дней домой после учебы и работы, я вставил диск в консоль, загрузил данные игры и начал свое прохождение, оценив отличный опенинг. Не уровень опенинга оригинальной Персоны 4, но я был все равно доволен.

Сюжет

Эта часть приоткрывает свой занавес своей необычной завязкой: действие происходит от лица безымянного протагониста (его имя в манге — Акира Курусу), который получил испытательный срок за попытку домогательства к женщине, хотя на деле он лишь пытался ее спасти от политика, который за счет своих связей обернул ситуацию против него самого. От этого его жизнь почти пускается под откос — он был исключен из своего учебного заведения, его родители, избегая позора, сослали его к знакомому, живущему в Токио и держащему кофейню (который также прохладно относится к парню) и многие сверстники в новой для него школе тычут на него своими пальчиками, параллельно остерегаясь его. Однако, во время приезда герой обнаруживает у себя возможность переносится в Мета-Измерение через странное приложение на своем смартфоне. Там же герой пробуждает свою Персону, и познав природу этого мира, он решает со своими новоиспеченными друзьями менять внутреннюю сущность злых и плохих людей, нарекая свою банду «Фантомными Ворами». Для этого необходимо проникнуть через Мета-Измерение в подсознательный Дворец преступника и выкрасть его Сокровище — квинтэссенцию его порочных желаний. После чего преступника замучает совесть и он сам сдастся с поличным. Но герои даже не подозревают, в какой переплет они попадут…

Как нетрудно догадаться, основным нарративом сюжета стала тематика семи смертных грехов и коррумпированности этого мира вкупе с его порочностью. И должен признать, — это шикарно. Как по мне, это ощутимый плюс, в сравнении с нарративом предыдущих частей. Да и игра преподнесла нам более бунтарский стиль и кислотную атмосферу, которая делает игру только краше. Получается этакий «боевик со смесью супергеройки и школьной жизнью», и это круто.

Если же разбирать сюжетную составляющую более подробно, то я наткнулся на ощутимые плюсы, вроде бодрого повествования и приятной атмосферы, но в то же время сюжет страдает от банальных минусов, например: бесконечного «anime-talking» (когда персонажи часто говорят ни о чем или прожевывают одну мысль сто раз подряд), сюжетных дыр (у меня после прохождения остались некоторые вопросы, на которые я не получил ответов), клише (присутствует «яндере-персонаж», типичный фансервис). Однако же, я получил больше позитива, проходя эту часть и смело заявлю, что сюжет здесь лучше 3 и 4 части, имхо. Он не сильно провисает и не дает уткнуться лбом себе в кулак и за ним попросту приятно наблюдать.

Говоря о персонажах первого плана, о наших друзьях по ходу сюжета, хочется отметить, что они вышли неплохими, хотя по глубине почти все уступают героям из четвертой части, где они были раскрыты. Здесь же они имеют те же прописанные клише (которые я буду разбирать на момент описания социальных связей), но если не обращать на это внимания и тем более, если вы не играли в предыдущие части, предстает перед нами вполне неплохая компания, с которой можно жить и радоваться.

Геймплей

Прежде чем говорить о геймплее, позвольте мне разделить его на три основных части, чтобы не скакать из одного конца в другой при его описании. Ими будут: боевая система трикстера, симулятор школьника, и доверительные связи. Что? Заметили сходство геймплея с 3 и 4 частью? Ну, живите с этим, но есть и нововведения. Давайте по порядку.

Боевая система трикстера

Основа любой JRPG, боевая система, в пятой персоне осталась прежней — посещение подземелий для достижения конечной точки, параллельно натыкаясь на групповые пошаговые сражения с врагами, имеется возможность ударить как вручную, так и своей персоной. Правда, появилось что-то действительно новое.

Во-первых, каждую функцию перенесли на каждую отдельную кнопку. Очень удобно, прощай, громоздкое меню выбора действия!

Во-вторых, добавили колющий урон из пистолетов, ядерную и ментальную магию из старых частей (в 3 и 4 их не было). Внесли также атакующие световые и темные скиллы.

В-третьих, получение и фьюз персон — тени, по сути своей, имеют форму персон и если мы сбили их с ног, то можно договориться с ними. Да, появились переговоры. Причем можем уговорить их не только присоединиться к нам, но и еще попросить вещь или деньги. Очень круто и качественно сделано. Теперь можно не тратить время на перетасовку карт. Да и слияние персон хоть и осталось неизмененным, но в Бархатной Комнате (вернее, Камере, так как герой там облачен в зэковской робе и в цепях проделывает операции за решеткой) появилась возможность усилять персон за счет уничтожения слабых и ненужных персон, обучать их новым приемам, используя как карты со скиллами, так и помещая персон в камеру, выуживать с них предметы или оружие разной степени полезности. Для упрощения фьюза была внесена возможность автоматического калькулятора, где можно уже выбрать нужную вам персону из предложенного списка при слиянии.

В-четвертых, взаимодействие с персонажами куда более тесное, можем передавать эстафету, друзья могут помочь в лечении статусных приемов и прочее. Правда эти моменты зависят от одного фактора, которое вас ждет дальше.




В-пятых, сами данжи — они сделаны вручную, что вдвойне круто, поскольку мы уже не видим рандомные лабиринты с небогатой структурой, а вполне себе логичные и большие подземелья, где по карте нам нужно разнюхать Сокровище, которое запрятано в глубинах того или иного Дворца.

Но несмотря на подобную вольность, нам все равно придется соблюдать осторожность и лишний раз не попадаться на глаза врагам. Учитывая специфику героев, нам предстоит прятаться в укрытиях, чтобы атаковать из засады, ползти по вентиляции, воровать предметы, заметать следы, параллельно решая головоломки. Последнее, к слову, я воспринял с восторгом, ведь после общей серости данжей старых частей, этот геймплейный момент мне не дал заскучать. Видели бы вы мое лицо, когда я подбирал шифр для открытия сейфа.)

И наконец, эстетика боя. Герои в особых костюмах (особенно сильно выделяется Анн в образе доминатрикс с хлыстом — не спрашивайте, Япония) призывают персон путем срыва масок со своего лица — смотрится элегантно и стильно. В отличии от выстрела пистолета себе в висок в тройке — этот элемент итак плохо объяснял принцип призыва персон.

Но и тут не обошлось без эксцессов. Игра слишком легка и казуальна, это притом, что я начал свое прохождение на Харде по настоянию друзей. И честно говоря, сложно было только на первых порах, в дальнейшем все сложилось так, что я быстро уложил финального босса игры. И оттуда уже вытекает следующий вопрос, который я рассмотрю позже.

Симулятор школьника

В свободное от «разбоя» время вы вольны делать в Токио все, что захотите, хотя лично я вижу применение тех же лекал 3 и 4 части — прокачка 5 социальных параметров, ответы на вопросы от учителей в школе, поход в кинотеатр, в магазины, чтение книг, работа на разных вакансиях на полставки и прочее. Только тут, за счет того, что мы в Токио, нам приоткрываются новые возможности — уносить грязное белье в прачечную, чтобы получить броню, делать дома отмычки для открытия сундучков в данжах, посещать с друзьями новые места, которые после могут быть открыты для посещения (в начале игры вы можете ехать только по трем станциям, поэтому не отказывайтесь от возможности изучить новые места), и даже играть в видеоигры! Серьезно, я был искренне рад, когда в Акихабаре я наткнулся на магазин ретро-игр и мог покупать там различные картриджи, и через них прокачивать характеристики. В визуальном плане все эти похождения очень сильно напоминают серию GTA, бегаем от третьего лица, заходим в здания, гуляем по городу, но анимешно)

Однако же, да — основное времяпровождение практически идентично старым частям: качаем характеристики, чтобы поднять шанс открыть новые связи, качаем их, чтобы получить мощь для персон. Должен сказать, что это немного расстроило, потому что я рассчитывал на некст-ген, как-никак, на что-то действительно новое. Но и так сойдет, эта система все еще неплоха, хотя мне лично она поднадоела.

Что действительно разозлило в этой социальной рутине, так это то, что в этой игре, которая целилась на тайм-менеджмент, наблюдается разрушение этого самого тайм-менеджмента почти на корню. Порой даже сильнее 3 и 4 частей. И дело не сколько в частых ивентах (которые хоть и скучны, но скажем так, реалистичны — согласитесь, конкурс кроссдрессеров в школе П4 — это наркомания, пускай и смешная), столько в одном моменте — Моргана. Я ненавижу этого маскота-кретина (да, несмотря на женское имя, он мужского пола — Япония). Не за его натуру и характер (он куда лучше бесящего Тэдди из П4), а скорее за контролирование моих действий. Каждый божий раз вам придется сталкиваться с тем, что после каждой вылазки в данж, каждого ивента, каждого бессмысленного разговора меж друзьями на собраниях вам придется ложиться спать (ссылаясь на «усталость»)— а это, в свою очередь, ни одного социального действия. Он не позволит даже поесть еды с холодильника! Это как получается, что если я съем в таком состоянии хоть одну конфетку, я сдохну?! Бесит – капец, ни статы покачать, ни связи поднять. И вот отсюда мы уже плавно переходим к разбору структуры социальных связей.

Доверительные связи

Ошибся, называя доверительные связи социальными, и чтобы не путаться, для простоты буду называть их «Конфидантами». Они, по сути своей аналогичны по механике предыдущим частям, то есть, общаемся с людьми того или иного аркана и сближаемся с ними. По мере прохождения связь крепчает и благодаря этому увеличивается опыт для персон соответствующего аркана. Этот фактор еще сильнее подначивает заводить дружбу с разными людьми и мне бы хотелось в этом разделе описать свои впечатления от тех или иных линков.

Рассуждая о нововведениях в этой системе, тут разработчики поместили возможность получения особых навыков от каждого ранга каждого Конфиданта. Будь то получение большого количества опыта, денег, возможность побега с поля боя и прочее. Нарратив прикольный, но вот не все навыки оказались полезными. 7 ранг связи с нашим сопартийцем Рюджи дает возможность Инста-Килла — шанс мгновенного убийства всех врагов в наглую, что значительно ломает игру и делает ее еще легче. Так что я старательно игнорировал этого парня, дабы не превратить игру в нудную рутину.

Если говорить о связях наших партнеров в банде, то вернемся к вопросу о взаимодействии с ними на поле боя. Вы уже наверняка поняли, что при повышении их связей открывается возможность более тесного взаимодействия с ними в бою? Молодцы. О втором пробуждении их персон после вкачивания их связей на максимум вы тоже догадались? Красавцы.Но если говорить об их сюжетной составляющей, то тут у меня двоякое впечатление. Вот знаете, то чувство, когда вот вроде бы, ситуации героев вполне жизненны, но в то же время создается впечатление, что в них, по сути, ничего такого интересного не увидеть. По своему опыту скажу, что сюжетно мне понравились линки:

  • с Юске (вообще любимый персонаж, который хоть как-то выглядел уникальным на фоне других героев всех Персон), где он пытается найти себя, найти вдохновение. Он по натуре своей художник на всю голову и мне лично было прикольно побыть его моделью для холста в церкви (стоп, чего?!);
  • С Футабой, которая пытается адаптироваться в социальной среде, заполняя свой виш-лист, и мы ей в этом активно помогаем. Вообще, история именно этого персонажа по-настоящему вызвала у меня сочувствие и сопереживание (история Юске тоже, но в чуть меньшей степени). А учитывая тот факт, что она является одной из немногих женских персонажей, что разделяют мое хобби, да и вид у нее ничего, я перешел из дружбы в романтические отношения с ней. Было клево и мило до глубины души. )

Остальные линки моих сопартийцев меня ничем не зацепили, потому что они оказались неинтересными (Хару я так вообще поближе не узнал, игра к тому моменту подходила к концу), да и их истории, как и они сами зачастую оказались похожими. Посудите сами: Рюджи, подобно Колеснице, добивается цели с упорством, есть у нас красивенькая девушка с арканом Влюбленные (Анн), есть девушка с авторитетом, подобно Императрице. Причем это правило действует и на Юске с Футабой, но их истории удивляли чем-то новым и уникальным, даже прикольным. А здесь же мои сопартийцы не удивили от слова совсем. Дошло до того, что я проматывал их болтовню, благо такая опция есть. Но это сугубо мои впечатления, не играющие в предыдущие части люди могут проникнуться их историями.

Отдельное внимание заслуживает линия Жрицы с зажатыми жизненными рамками — Макото. Ее линия оказалась самой бессмысленной из всех, что я качал за одно прохождение. Линк вызвал у меня некий диссонанс и по итогу я вообще не хотел иметь с ней дело. Но по иронии я все же довел с ней связь до максимума и это меня совершенно не удовлетворило.

«Так в чем же дело? Почему ее сюжетка в ее связи показалась тебе такой плохой?» Кратко поясню: Макото, как президент ученического совета и круглая отличница (которая в Мета-Измерении так и излучает бунтарство) внезапно заводит дружбу с одной из сверстниц, после чего то ли для выпендрежа, то ли для надежности она предлагает мне притвориться ее парнем, чтобы пойти с подругой на групповое свидание. Окей. Вот только для этого необходимо довести уровень очарования до максимума. На кой черт? То есть тебе не хватило 3-4 ранга моих знаний? Жадная. Ладно, довел. И тут начинается трындец. Как выяснилось, парень подруги является типичным мошенником и аферистом, и мы, какого-то лешего вмешиваемся в ее личную жизнь. Причем ладно, уговоры, пытаемся открыть ей глаза, но вот тот факт, что мы настырно лезем в ее душу, меняя к тому же сердце ее парня в Мементосе (да, для повышения некоторых связей необходимо выполнять поручения в Мементосе), — вас разве ничего не смущает? Как бы да, типа мы воры, можем вторгаться в кого угодно, но… чет кринжовенько вышло. При доведении ее линка до конца у меня не осталось ничего, кроме фрустрации.

Что же касается других Конфидантов, то тут я обнаружил наличие огромного разнообразия в людях. Тут вам и школьный слабак, одинокий мальчик в аркадном зале, уличная гадалка, пьяная журналистка в баре, политик, девушка-чемпион по игре в шоги (по Хэпберну), и даже горничная по вызову на дом (Я-П-О-Н-И-Я). Мне бы очень хотелось рассказать побольше обо всех связях, но затягивать с этим делом я не стану, и хотя я из кожи вон вылез, за одно прохождение я довел только 11 связей из 21, причем 4 из них — автоматические. Так что я могу сказать только то, что сюжетки этих линий мне было интересно узнавать и навскидку я могу упомянуть линии, которые мне понравились, и которые я довел. Это линии опекуна главного героя — Соджиро Сакуры (линия которого была очень трогательной и прекрасной), и доктора Таэ Такеми, которую до знакомства с Футабой я хотел заромансить. Видите ли, помимо того, что ее связь по мере ее повышения может дать возможность купить восполнители маны, так еще ее сюжетка была довольно интересной. Да и честно говоря, она слишком хороша в плане привлекательности, чтобы упустить ее из виду. Если кратко — то мы оказываемся в ее руках подопытным хомячком, принимающим ее препараты собственного производства, параллельно открывая ее прошлое. Рекомендую к прокачке однозначно.

Ну, если с наполнением доверительных связей все очевидно, то мне непонятны две вещи:

  • Почему бы не наделить протагониста более вариативными репликами? А то часто бывает, что его ответы сухи и создается впечатление, что протагонист не влияет на суждение своего собеседника. Порой мне даже неясно, можно ли «реверснуть» Конфидант. И вообще, возвращаясь к ситуации с Макото, я ради прикола пытался сломать ее связь — не вышло. Да, подобное было простительно на ПС2, но не на следующих поколениях консолей. Здесь так и просится наличие более длинных ответов, вариативности разговоров. Даже внесение возможности переписки с друзьями через мессенджер и прогулки по вашим выбранным местам никак не спасает общую ситуацию — протагонист аморфен и бесхарактерен, вне зависимости от того, будете ли вы бездарем или паинькой. Безусловно, внесение моих нововведений могло бы сломать повествование основной сюжетной линии, но простите, опять же — это 7 и 8 поколение консолей.
  • Я уже говорил о безбожной казуальности, и наличие Конфидантов усиливает это ощущение крайне сильно. Дело в том, что игру можно пройти, даже игнорируя доверительные связи. Финальный босс может быть повержен персоной среднего класса, для получения которой связь и вовсе не нужна (Зигфрид, или Ямато-но-Орочи как пример). И тут уже моя претензия: на кой черт тогда нужны конечные мощные персоны? Причем, ладно бы, подобное упущение было бы на легком или нормальном режиме, но на сложном — не знаю как вам, но подобный фактор делает Конфиданты, мягко говоря, ненужными.

На основании всего вышеизложенного хочется сказать, что несмотря на общую казуальность и не слишком инновационный геймплей, играть в это было приятно. Пускай под конец ощущается общая скука и серость, все равно игра мне доставила отличное настроение в общем плане, а уж человеку, который не играл в предыдущие части, будет невероятно офигенно заценить геймплей игры. Ставлю ему твердую пятерку, без плюса.

Графика

Тут я вообще буду максимально краток и ясен — графика хороша. Люди, конечно, считали ее технически отсталой, но как для JRPG со 110 часами геймплея — это хороший результат. Особенно по сравнению с предыдущими частями.

Самое досадное то, что аниме ощущается так, словно его делали не как отдельное произведение, а скорее как рекламную продукцию. Это ощущается во всех отрезках сериала, а ведь прошлые экранизации не поскупились на дополнительные события, не присутствовавших в оригинальных играх. Добивает тот факт, что официально П5А заканчивается на плохой концовке, и для полноты картины следует посмотреть еще 2 спешла, выходивших на носителе Blu-ray ценником в 300 баксов.

В общем, игнорируйте этот порожняк и лучше проникнитесь оригинальным первоисточником, мой вам совет.

Спасибо, что прочитали мою статью, если вам понравился такой формат, то буду рад его продолжать в будущем!

Статью составлял Ильяс Анимков ака ИнфЭйт, ведущему одноименный канал на Ютубе.

 

Источник

persona, анимевариации, его, мышление, проекте

Читайте также