Как простой студент пришёл в Microsoft за бесплатным компьютером, а в итоге спас бренд Xbox.
По случаю запуска Xbox Series Фил Спенсер дал большое интервью изданию Shacknews. Он рассказал не только о новых консолях, но и о Halo: Infinite, о своих первых годах в Microsoft и о важности Game Pass — а ещё о том, как он в 2014 году спас бренд Xbox от гибели. Мы выбрали из интервью самое главное.
Как Спенсер пришёл в Microsoft
Сначала Спенсер вспомнил, как он от простого стажёра дошёл до главы одной из внутренних студий Microsoft, и как увлечение программированием помогло ему управлять целой командой. Об остальных фактах его биографии можно прочесть в нашем материале.
На дворе был 1988 год. Спенсер, второкурсник Вашингтонского университета, сидел у себя в общежитии и писал код. К нему зашёл знакомый, отец которого был вице-президентом тогда ещё малоизвестной компании Microsoft, увидел Спенсера за программированием и предложил ему летнюю стажировку.
Спенсер подумал, не будет ли лучше пойти в магазин видеоигр, где он подрабатывал в старшей школе, но товарищ сделал ему предложение, от которого тот не смог отказаться.
Спенсер попал в команду, которая занималась разработкой приложений для CD-ROM — это она станет предшественницей отдела мультимедиа, из которого, в свою очередь, вырастет и игровая команда. В 90-х, когда он всё ещё работал над Microsoft Bookshelf, Musical Instruments и другими приложениями для CD-ROM, игровой отдел всё рос, а в 2000-м туда наконец позвали и его.
Эд Фрайз, вице-президент Microsoft, вверил молодому разработчику Studio X, которая занималась играми для ПК. Спенсер вспоминает, что одной из первых игр, которые он выпустил в должности менеджера, была RTS Rise of Nations от студии Big Huge Games.
Именно опыт программиста, говорит глава Xbox, помог ему в дальнейшем видеть проблемы в студиях глазами разработчиков — но решать абсолютно все проблемы он всё-таки не может.
Как Спенсер спасал Xbox One
Затем Спенсер рассказал об одной из самых тёмных страниц в истории Xbox — разработке и запуске Xbox One.
Когда в 2013 году глава Xbox Дон Мэттрик анонсировал консоль, а потом перешёл в компанию Zynga, в команде, по словам Спенсера, «полномочия распределили не совсем так, как надо было». Мэттрик ушёл в июне, когда до запуска оставалось всего полгода, а глава разработки платформы Марк Уиттен перешёл в отдел Windows.
В итоге команда, которой управлял Мэттрик, развалилась на три части (ушёл даже маркетинговый отдел), поэтому Спенсеру только и оставалось, что взять всё в свои руки и довести консоль до релиза. Работать было «сложно», но сейчас глава Xbox благодарит всю команду за самоотверженность.
Но потом пришёл ноябрь, генеральный директор Microsoft Стивен Балмер ушёл в отставку, и замена ему — нынешний гендир Сатья Наделла — нашлась лишь в феврале. К тому моменту, вспоминает Спенсер, PlayStation 4 уже давно обогнала Xbox One по продажам, и Наделла задумался: а стоит ли вообще продолжать вкладывать в консольное направление хоть какие-то усилия?
Когда Спенсер понял, что Xbox может вообще не пережить зиму, он решил объяснить Наделле, что бренд пока не стоит отпускать.
После этого Спенсер официально стал главой Xbox и вскоре объединил все три команды. Однако он считает, что Наделла отдал ему должность не благодаря прежним заслугам, а просто потому, что в Microsoft «не осталось подходящих людей».
Отвечая на вопрос о том, не сложно ли быть лицом компании и в случае провала принимать весь удар именно на себя, Спенсер ответил, что о другой работе даже не думает. Он играет с детства, в старшей школе сам делал игры, и сейчас команда и фанаты Xbox вдохновляют его больше всего.
И хотя страх неудачи постоянно беспокоит Спенсера, он говорит, что его обязательно нужно преодолевать — иначе он не сможет принимать важнейшие решения. Кроме того, главе Xbox не очень нравится публичность.
Как команда Спенсера заново создавала бренд
В 2014 году команде Xbox нужно было придумать, на чём строить идентичность новой консоли и как её вообще продвигать. Спенсер говорит, что стратегию им помог определить Наделла: в центре должна стоять не бизнес-модель или сама платформа, а игроки.
Так они придумали подписку Xbox Game Pass, которую запустили в 2017 году. Спенсер сравнивает её с Netflix и Disney+ и говорит, что благодаря ей даже небольшие игры могут «обрести настоящий успех» без необходимости продаваться огромными тиражами.
Кроме того, он отметил, что такая модель понравилась руководству ещё на стадии презентации, потому что у Windows уже давно есть аналогичный сервис Microsoft 365.
Как делали Xbox Series X
Далее Спенсер поделился подробностями работы над Xbox Series X — первой консолью, за которую его команда отвечала от концепта до самого выпуска.
Для команды было важно привлечь как можно больше людей, поэтому она сделала ставку на доступность во всех смыслах: больше игр, ниже цена. Именно поэтому, подчеркнул Спенсер, они ввели программу Xbox All Access, которая позволяет получить консоли вместе с Game Pass Ultimate в рассрочку на два года, а также разработали более дешёвую Series S.
Вместе с тем в Xbox понимали, что хардкорные фанаты хотят видеть «мощь» компании — именно для них и разработали Series X. Спенсер признаётся, что работать над ней было «очень классно», как и получать хвалебные отзывы от людей.
Ещё Спенсер рассказал, что в компании на первых порах действительно боялись, что покупатели будут путать названия консолей. Они прорабатывали возможные трудности, но потом поняли, что в магазинах путаницы точно не будет: новый Xbox One X уже не купить, потому что его сняли с производства, а низкая цена на One S должна намекнуть покупателю, что это старая консоль.
Жалеет ли Спенсер, что Halo: Infinite выйдет позже, чем консоли
Спенсер поддержал мысль интервьюера о том, что для Xbox прошли «времена систем-селлеров», когда консолям нужно было выходить с несколькими крупными эксклюзивами.
Он очень хотел, чтобы Halo: Infinite вышла вместе с Xbox Series, но здоровье команды для него было гораздо важнее — тем более, сейчас продажи консолей зависят не столько от предпочтений людей, сколько от количества произведённых единиц. Так что срочный выход Halo: Infinite мало на что бы повлиял.
Глава Xbox добавил, что видит силу нового поколения не только в Game Pass, но и в обратной совместимости.
Как пандемия (почти не) повиляла на запуск
Рассказывая, как на запуск Series X|S повлияла пандемия, Спенсер подчеркнул, что в первую очередь пострадали не консоли, а игры. Многие из них должны были выйти ещё в 2020-м, но разработчики ушли на карантин, и даже почти готовые проекты теперь выйдут значительно позже.
С железом у Xbox тоже были проблемы, потому что ещё в январе начались задержки с поставками деталей. Но всё обошлось: если в марте все беспокоились, что не смогут собрать консоль удалённо, то сейчас Спенсер говорит, что они «почти уложились в сроки».
Он подытожил, что команда очень рада была выслать консоль стольким обозревателям, но кое о чём она всё же жалеет.
Они с коллегами даже обсуждали, как можно подарить фанатам прежнее ощущение праздника на релизе, но потом поняли, что важнее всего — безопасность.