Моя новая статья о настоящей классике — Shin Megami Tensei: Persona 4 в 2021 году

Моя новая статья о настоящей классике — Shin Megami Tensei: Persona 4 в 2021 году

Примечание: данная статья была перенесена с моей стены ВК, для наибольшего охвата аудитории, а вы что думали?

Говоря о своих предпочтениях, нельзя не упомянуть о том, что одним из важнейших жанров у меня является JRPG. Как и платформеры, я обожаю этот жанр благодаря множеству факторов, и само собой, я прикоснулся ко многим проектам этого калибра. И наконец, дошла очередь до Persona 4. До нее, к слову, я проходил предыдущую часть франшизы — Persona 3 FES, о своих впечатлениях от нее я весьма размыто выразился на своей стене в ВК. Здесь же я постараюсь подробно описать свои мысли после прохождения, выявить все плюсы и минусы и ответить на главный вопрос: имеет ли она такой же солидный вес в глазах геймеров сейчас, как это было тогда?

Оговорюсь сразу, я затрону в этой статье оригинальную версию для PS2, так как именно ее я осилил на своей консоли, так что предупреждаю сразу: если уже перед прочтением статьи вы заинтересованы, тогда дуйте в Голден-версию, так как там подвезли достаточное количество нововведений, которые идут игре на пользу. Сам я ее затрону в ближайшее время. Ах да, не обойдется также без сравнения с Persona 3 FES. Но обойтись эта статья может также без спойлеров основной сюжетной ветки, так что… Вперед по ту сторону экрана!

Начнем, пожалуй, с сюжета. Завязка тут довольно проста: главный герой (который выступает у нас в качестве ученика старшей школы), приезжает учиться на целый год в сельскую провинцию под названием Инаба, но тут, как некстати, вскоре после его приезда происходит цепочка убийств нескольких жителей Инабы. Причем убийства выглядят крайне аномальными, так как жертв находят подвешенными на телевизионных антеннах. Улик нет, кто убийца — неясно. Параллельно с этим, в Инабе распространяется городская легенда о неком Полуночном Канале, и она оказывается правдивой, с тем лишь исключением, что она имеет важное значение для дела. Более того, герой способен пробираться через экран телевизора в Телемир, где беснуются тени (манифестации негативных черт личности человека). Вскоре герой, обретя возможность вызывать Персону (часть души человека, то, каким видят человека окружающие) и заведя друзей, начинает расследование дела не без приключений. Приключений в духе сражений с тенями посредством персон в данжах, чтения тонны текста от сопартийцев, параллельно перебиваясь со школьной жизнью, работой и налаживания отношений с окружающими.

Честно говоря, я был крайне удивлен подходом сценариста, ведь завязка, согласитесь, ну просто шикарна. В процессе прохождения мне было крайне интересно наблюдать за сюжеткой данной части. Детективная составляющая тут на высоте, дух истории передается очень хорошо и я был погружен в этот омут. Конечно, это не Данганронпа, где нужно было усиленно отделять правду от лжи и решать тяжелые загадки, но почесать репу в решении этого инцидента придется, пускай лишь в некоторые моменты.

Опенинг игры уже задает превосходную атмосферу и сильно цепляет

Но не одним детективом богат сюжет. Игра может подать на блюдечке и комедию. Конечно, юмор ну очень специфичен, в духе японского аниме, но, как ни странно, гэги вытягивают, порой даже лучше, чем гэги из предыдущей части. Настолько, что я часто смеялся над многими моментами, которые мне изрядно доставляли. Да и по факту, в происходящее комедия тут вплетена настолько неплохо и органично, что игроку остается лишь погружаться в подобный бульон. Драма тоже присутствует, причем достаточно суровая, я бы даже сказал жесткая, и я могу записать это в плюсы сюжета. Правда, мне крайне не понравилось то, что сразу после очень комедийной ситуации следует напряженный момент, сопряженный с драмой. Могли бы филлерами все это дело разбавить, ей богу, а то это вызывает у меня диссонанс.

Но что мне понравилось сильнее всего в сюжете — это то, что именно от вас зависит, какая концовка будет у сюжета. Их в игре аж 5(!) Три негативных, одна хорошая, одна истинная. Правда, тут можно напороться на минус. Если вы невнимательно следили за сюжетом, и не поймете, что нужно давать четкие ответы на вопросы в критичных моментах — добиться хотя бы хорошей концовки у вас не выйдет. Подобное конечно, было и в прошлой части, но там вам нужно было всего лишь выбрать один из двух вариантов. А здесь вас начнут заваливать большим количеством вопросов, и если вы ошибетесь хотя бы на одном — вы, как пить дать, упустите шанс увидеть хороший финал. Не лучшее решение, конечно, так как мне пришлось смотреть в гайд, ибо я ошибся три раза, но подобная вариативность поражает воображение. Вы можете спросить, был ли я доволен истинным финалом и вообще всей историей? Да. Пусть и не столь сильно, как в тройке, но остался доволен.

Если говорить о персонажах, то они чувствуются живыми. У каждого прописан свой особый характер, дали возможность больше проводить с ними время и имеют возможность быть с вами на одной волне. Мне они очень понравились. Да, они имеют стандартные клише, но это не так сильно бросается в глаза, в отличии от Persona 3 FES, где персонажи чувствовались лишь соседями по общаге, и были крайне шаблонными. Однако, все равно это не спасет от одного персонажа, который меня лично выбесил — Тэдди (Кума, или Мишка по-нашему, в японской версии). Возможно я придираюсь, но он по факту своими гэгами и поступками заставил меня засомневаться в том, что наконец-то создатели взялись за голову и смогли сделать хороших личностей. Пусть Тэдди и имеет важное значение для сюжета, но все же…

Касательно озвучки могу сказать только одно: на моей памяти это одна из немногих игр, где английская озвучка получилась очень достойной, особенно голоса Есуке, Тэдди и, черт возьми, Канджи. Играл я именно в нее и был доволен, а сравнивая ее с японской, скажу лишь то, что мне больше по душе играть в англоязычную версию, ибо мне казалось, что японские сэйю уж очень переигрывают, особенно сэйю Рисе и Тэдди. Но я не скажу, что только японцы в пролете. Английский голос Юкико, как по мне, не очень-то ей подходит. Везде есть свои плюсы и минусы, впрочем.

Поговорим о геймплее. Если сказать честно, то в основе своей он идентичен предыдущей части — в свободное время знакомитесь и общаетесь с людьми, прокачивая социальные связи и характеристики для улучшения мощи персон, а в остальном — проходите подземелья, как в любой тактической ролевой игре, лупите теней Персонами и в конце вас ожидает сюжетный босс. Только тут все это доработали и довели до ума, добавили также нововведения.




Что понравилось:

  • Социальные связи стало проще прокачивать, к концу игры я добил большинство линков;
  • Персонажами наконец-то можно управлять вручную. Давно пора;
  • При прокачивании связей с сопартийцами, они по мере их рангов, могут дать некоторые плюшки, а при доведения связи до максимума — персонаж может получить мощную персону. Причем без слабостей (за исключением пары персонажей, у которых слабость осталась);
  • Данжи стали более адекватными и скоротечными, в отличии от унылого Тартара с 264 этажами;
  • Перетасовку починили;
  • Слабости врагов придется определять «на ощупь», это дает какой-никакой челлендж в битвах;
  • Видов противников стало больше;
  • Убрали деления физических приемов на типы колющие/режущие/дробящие. Теперь только физические;
  • Сюжетные боссы очень колоритны и шикарны;

  • Опциональные боссы не такие опасные и сложные, как опциональные боссы Тартара;
  • Поубавили гринд в подземельях, теперь вам не придется пыжится ради опыта, как в тройке;
  • Убрали параметр «Обаятельность» (оно и не удивительно, ведь обаятельность можно поднять банальным умением общаться с людьми и желанием следить за собой, а не пить литрами кофе с феромонами, как в тройке), добавили три новых — Трудолюбие, Понимание, Выразительность, что дает больше очков индивидуальности герою (хотя, если честно, это скорее немного усложняет процесс прокачки характеристик);
  • Дали больше мест, где можно прокачивать характеристики. То есть, если все в тройке сводилось к школе, караоке и кафе, то тут можно поднять свои характеристики почти везде. Можно книжку почитать, можно заняться сборкой оригами, поесть еды с холодильника. Даже некоторые социальные связи дают очки Храбрости или Трудолюбия;
  • Подкрутили статусные приемы, убрали хреновый Марин-карин из тройки;
  • Можно работать на полставки на разных должностях. Некоторые вакансии открывают некоторые социальные связи, в остальном же, это неплохой шанс заработать деньги и поднять характеристики;
  • Добавили рыбалку (японцы, фиг ли, они это обожают). Она позволяет половить рыбу, которую можно обменять на плюшки у старика возле реки;
  • Добавили погодную систему, что дает четко распределить свои действия: в солнечные дни идешь качать связи, а в дождь — качаешь характеристики, рыбачишь или идешь в данж;
  • Можно предложить девушкам именно дружить, а не быть их любовным интересом, и встречаться лишь с одной. Это автоматически записываю в жирный плюс, а то в прошлой части приходилось становиться бабником 99 левела, и надо еще постараться не попадаться. Конечно, вам ничто не мешает быть Казановой, но повторюсь — такой ход будет явно плохим.

А вот что мне не понравилось:

  • Добавили в данжи «лутбоксы» в виде золотых сундуков с редкими вещами, которые можно открыть только специальными ключами, а их добыть не так то просто. И ладно бы, попадись мне аксессуары, увеличивающие мощь заклинаний или уклонения от приемов, но большую часть времени я ловил бесполезный мусор, что убирает статусные приемы;
  • Камера стала работать несколько хуже, некоторые ракурсы неудобны для удара по теням;
  • Раздражает система квестов. Если раньше можно было брать квесты у Элизабет, она то может с ходу сказать, у кого что раздобыть для нее. Здесь же нужно брать задания у жителей (хотя квесты по фьюзу персон у Маргарет остались), тут вроде ничего сложного, но прикол в том, что когда я к примеру, брал квест, мне говорили принести из данжа какую-то вещь, которая выпадает из определенных теней. Согласившись, шел сигнал по принятии квеста. Помня опыт предыдущей части, я предварительно понимал, откуда его выбивать. И войдя в данж, я нарезал круги, но вещь не выпадала. Я уже отчаялся, пока не осознал, что нужно говорить с жителями по ДВА РАЗА, чтобы выполнить квест. При втором разговоре житель подскажет, ОТКУДА его выбивать, и вот только тогда тени оставят вам айтем. Черт, где логика? При первом разговоре нельзя было сразу сказать, откуда его брать?! И вообще, откуда мирные жители знают о тенях? Ну хотя бы срок выполнения квестов не ограничен;
  • А вот что действительно ограничено — это срок прохождения данжа. Вам дается всего 2 игровые недели на ее прохождение, иначе игра закончится печальным финалом. Сюжетом объяснено, но этот фактор загоняет игрока в закрытые рамки;
  • Дефицит маны. Вот прям ощутимый дефицит на первых этапах игры, когда ты не дошел до точки сохранения в данжах, а мана кончилась. Тогда придется переть домой и идти в данж на следующий день. Восполнить ману можно, купив газировки, но всего ограниченное количество, всего 5 банок в день, притом, нужно умудриться купить банки, которые пополняют именно ману, а не здоровье. Но это только на первых порах, в дальнейшем можно открыть социальную связь, что может помочь восполнить ману, но за кусачие деньги, пускай при каждом повышении ранга цена снижается;
  • Дефицит валюты. За всю игру у меня ни разу не было такого, чтобы я получал больше 200000 йен, ибо тратится валюта везде. Не спасает даже тот факт, что можно заработать на работе или продать материалы в кузнице (тоже к слову, минус — тупое оттягивание геймплея). Из-за дефицита денег почти всю игру, мне не удалось в полной мере насладиться слиянием персон, да и купить более мощное ручное оружие рукопашного боя у меня не вышло практически, так что орудовал я в подземельях навыками персон;

Подытоживая, хочу сказать, что несмотря на нововведения, игровой процесс остался все равно прежним, но он доставил мне куда больше удовольствия, чем в третьей части. Появилась хоть какая-никакая возможность контролировать свои действия и просчитывать их на ходу.

О графике сказать в принципе нечего. Графика игры для PS2 выглядит вполне достойно, и мне трудно прикопаться к ней. Она осталась почти идентичной третьей части. Хотя могу выделить плюсы:

  • Подкрутили настройки освещения и теней с эффектами, теперь мир кажется не таким картонным, как в тройке;
  • Дизайн интерфейса в меню и боях сильно радует глаз, смотрится очень красиво и атмосферно;
  • Рисовка катсцен сильно улучшилась, в отличии от тройки, где даже с пропорциями тел персонажей художники накосячили.

Отдельное отношение и к музыкальной составляющей этой игры. Она прекрасна. Не лучше третьей части, конечно, но на уровне. Она на моей памяти останется одной из самых лучших среди всех проектов, к которым я притрагивался, композитор явно молодец. Да, большая часть композиций выполнены в жанре рок и поп, но блин, смотрится вместе с игровым процессом совсем не чужеродно. Правда, мне не зашла тема обычного боя с тенями «Reach Out to the Truth», она по мне, явно уступает напевам в тройке по типу «бэйби-бэйби». Однако, хочу выделить то, что композиций стало в игре куда больше и куда разнообразнее, особенно, когда в облачную погоду играет одна тема, а в ясную — другая. А в подземельях даже звучит вокал! Короче, твердая пятерка, но без плюса.

Ради такой музыки стоит оценить проект. Тема данжа с Раем не даст соврать

Что ж, я высказал все, что было у меня на уме после прохождения, и что я могу сказать? Игра превосходна.

Конечно, она в моих глазах не стала в разы лучше тройки, как говорили мне это многие, ибо эмоции игра оставила такие же, как и при прохождении Persona 3 FES. Вроде музыка шикарна, но не лучше оста третьей части. Появились нововведения, но нужны ли они были в принципе? Сюжет превосходен, но лучше ли он сюжета третьей части? Но все же, я скажу главное: создатели постарались, и смогли доставить мне удовольствие от прохождения. Автоматом эта игра у меня идет в список лучших тайтлов. Стоит ли мне ее рекомендовать? Да, если появилась возможность — дуйте проходить, но желательно Голден-версию, она куда лучше и доступнее.

АПДЕЙТ ОТ 02.08.23: Я все же удосужился раздобыть PS Vita и пройти расширенную версию игры под названием Persona 4 Golden. И что я могу о ней сказать?

В целом, игра явно стала лучше своего предшественника в геймплейном плане. Добавили столько активностей, что глаза стали разбегаться пуще прежнего. Графику сделали приятнее глазу, добавили новые треки (за Time to Make History отдельный респект), и наконец-то сделали игру комфортнее для новичка. Хотя лично для меня при прохождении на сложности Hard это показалось уж слишком легким. Ну и играть в такую вещь на портативной консоли — чисто кайф. Так что либо PS Vita, либо Nintendo Switch. Выбор за вами.

В сюжетном плане теперь дается внимание новому персонажу — Мари, у которой имеется своя подоплека во всем происходящем, и если честно, ее ветка мне не особо понравилась. Создается впечатление, что ее придумали чисто ради дополнительного фансервиса (а фансервис в аниме я жестко презираю) и чтобы забить игру контентом в виде нового данжа (который для меня был бальзамом на душу, он бросает вызов условностями). Зато дополнительные сценки с празднованиями и гэгами меня изрядно порадовали, это стоит пережить, друзья.

В общем, вы знаете, что делать. Спасибо, что уделили внимание данной статье!

 

Источник

Megami, persona, Shin, Tensei, году, классике, Моя, настоящей, Новая, Статья

Читайте также