Несколько лет назад в интервью Vagant Ольга Равн сказала на вопрос о её издательском опыте:
Джордж Салис занимается ровно тем же на своей культуртрегерской стезе. Вопрос, почему расширение канона для автора может быть полезным, оставлю за кадром. Кто имеет писательские амбиции и хочет быть оригинальным, а не очередной копией нейросетевых поделок, поймет. Ан нет, значит — нет. В своем The Collidescope и подкасте Салис ведёт разговоры с непривычными (как, например, недавнее интервью с Микелом де Палолом), а иногда и полузабытыми авторами (вспомнить хотя бы Марка Мирски). Можно подумать, зачем? Много лет назад на русском вышла книга Криса Андерсона «Длинный хвост», которая в очередной раз подтвердила идею распределения Парето. Но нас как читателей интересует не то, что на пике и имеет баснословные продажи, ибо по факту они ничего кроме психотерапии и сиюминутного удовлетворения культурной похоти не дают. Жемчужины плетутся в хвосте вместе с тонной графоманской мути. И поиск таких шедевров — путь книжного самурая, полный таинств и чарующих непривычных миров. Салис — один из немногих страждущих адептов.
С читательской и исследовательской позицией разобрались, но хотелось бы понять, что значит Салис — писатель. «Море вверху, солнце внизу» — крепкий дебютный роман. Эпиграф из «Очень старого человека с огромными крыльями» Гарсиа Маркеса задает тон и основную метафору произведения, которую Салис постепенно разворачивает на страницах романа.
Салис делает интересный ход. Представляя изменчивый мир, инаковость и стремление к свободе, он оставляет романтизм культовых латиноамериканских авторов и изрядно приправляет американской серостью маленьких городков и религиозным самосознанием провинциальных жителей. Его герои — скайдайверы. Необычно, но вполне поддается логическому обоснованию. В нашем секуляризованном мире вера в ангелов осталась в прошлом. Но остался романтический дух и стремление обрести свободу через освоение не подающихся осмыслению пространств: океанов, воздушной атмосферы, космоса. Скайдайверы — наши современные люди с огромными крыльями. Воздушное пространство — символ свободы, земляная оболочка — традиционного консервативного уклада жизни людей. Религиозное фундаменталистское образование некоторых героев, например, Эвелин — подруги главного героя Адама, — усугубляет противоречия в их попытках обретения свободы. На протяжении нескольких поколений, описываемых в романе, люди пытались освободиться от консерватизма и новый, перевернутый мир — стал главной метафорой и целью их жизни. Хотя… стоит отдать должное Салису. Описывая адептов новой религии, которых ударила молния, автор говорит, что по факту консервативное сознание никуда не уходит, а лишь меняет религию, пророком которой должен был стать Адам. Его отец пытался обрести свободу через обретение физических крыльев. Сын же стал свободным через обретение себя на поприще скайдайверов, а его эссе о видении ангела закрепило за ним звание нового пророка. Как знать, возможно эта независимость от чужой воли и предрассудков всего лишь очередной призрак (как в фильме Бунюэля), за которым охотится человек. Но, не упадешь — не узнаешь. Так ведь?