Ниже аудиоверсия статьи, приятного прослушивания.
Когда я сел за эту статью, у меня была примерно такая идея: а вот «Криминальная Россия» — топ только для меня? Или как? Может, стоит обсудить?
Полагаю, имеет смысл прояснить откуда такая идея вообще возникла.
Я люблю жанр true crime, который на великий и могучий можно примерно перевести, как «расследование преступления».
Главное его отличие от любого условного художественного детектива — это реальные события в основе и документальная стилистика. Реальные события в основе, разумеется — не как в «Фарго», например, а с упором именно на достоверность. Часто так или иначе в жанре фигурируют и реальные участники процесса: пострадавшие, следователи, криминалисты, сами преступники и так далее.
Ну и, собственно, сама любовь к жанру в моём случае корнями уходит к просмотру в детстве документального сериала «Криминальная Россия». Посему возникла мысль: может стоит поделиться n-ым количеством своих любимых эпизодов сериала? Возможно, кто-то сможет открыть для себя целый новый жанр.
И это я непременно сделаю, но перед этим, думаю, надо добавить контекста.
Что это вообще такое?
Во-первых, если кто-то не в курсе, кто такая эта ваша «Криминальная Россия», то согласно одной энциклопедии — это цикл документальных фильмов о преступном мире позднего СССР и раннего периода РФ.
Хотя, быть может, для ДТФ более подходящая ассоциация — это моды для Vice City и San Andreas. Но нет.
Если говорить более предметно, одна серия сериала — это одна тв программа, рассказывающая историю какого-то конкретного расследования. Самый банальный пример — история о деле Андрея Чикатило. Условная серия примерно за 45 минут рассказывает о том как всё началось, сколько было жертв, как вышли на подозреваемого, как ловили, как поймали, чем всё кончилось.
От себя я бы добавил, что сериал чуточку условно документальный, потому что некоторые истории, всё таки (видимо, в угоду повествованию) слегка видоизменялись относительно реальности. Плюс, разного рода звуковые эффекты и «драматичные паузы» в 2023 году иногда воспринимаются, скажем так, слегка вычурно. Но всё же не отнять — основа в подавляющем большинстве историй передана довольно буквально.
Программа существовала аж с 1995 по 2014 год, что оказалось сюрпризом даже для меня во время написания статьи. Мне казалось, что я посмотрел все существующие выпуски и что они перестали выходить примерно в 2007 году. Оказалось, что нет, но тому есть причина. Дело в том, что родилась программа на канале НТВ, в 1995 году. Но уже после 2002 года переехала на Первый канал после того, как неподконтрольный государству НТВ в таком виде перестал существовать.
И примерно в 2009 году, согласно, опять же, одной энциклопедии, уже на Первом канале один очень талантливый господин, чьё имя даже рифмуется с этим словом, решил, что словосочетание «Криминальная Россия» больше не актуально. Потому что, внимание, «криминал в РФ кончился». Не знаю, насколько формулировка этой цитаты точна, но почему-то лично мне легко в неё поверить. Первый канал, всё таки. Поэтому программу переименовали в «Криминальные хроники» и дальше выпускали в максимально близком к оригиналу формате, но под другим названием. И именно эту часть её биографии я упустил из виду. Любимые же мной эпизоды выходили в период с 1997 по 2007 год и как раз из них я задумал собрать список рекомендаций.
Если всё это для тебя, дорогой читатель, новая и незнакомая информация, то знаменитую музыкальную тему, хотя бы одну из, ты наверняка слышал.
Кстати, при всей своей «мемности», по-моему она всё ещё внушительно внушает чувство неотвратимой опасности. Ставлю класс.
Детство и криминал
Во-вторых, полагаю, немного странно может звучать фраза «я в детстве любил смотреть «Криминал Раша». Имею ввиду, это сочетается примерно так же, как если бы я сказал «в нашей воскресной школе я особенно любил БДСМ кружок». Тем не менее, этот тезис максимально правдивый, я действительно в детстве с неподдельным интересом смотрел «Криминальную Россию». Вся же правда в том, что время от времени я пересматриваю некоторые выпуски до сих пор, когда мне почти 34 годика.
В те далёкие годы, когда я только знакомился с программой, мне было около 10 лет, а значит то было начало нулевых. Удивительным образом родители не были против того, чтобы я смотрел на маньяков и их жертвы. А сериал иной раз не брезгует показывать кадры с мест преступлений. Как видео, так и фото жертв. Без блюра. Жесть, как она есть. И я не утрирую нисколько. Как я проскочил этот цензор — загадка.
Другой вопрос — как обычный ребёнок умудрялся находить интересной документальную программу про жесть, жуть и разные опг? Имею ввиду, реально обычный ребёнок. Палка — это меч, по воскресеньям Дисней Клуб, картриджи на Сеге и пузатый телик, все дела.
Ну, полагаю, что простой ответ в моём случае такой: я с детства любил детективы. В основном их можно было только читать, ведь ни сериалов, ни фильмов в большом количестве тогда не было. А тут, внезапно, очень уникальный подгон, ведь это история не про далёкий и вымышленный дом там, на Бейкер стрит, а про здесь, относительно недалеко и совсем недавно.
Более сложный ответ тоже есть и, полагаю, он будет как-то основываться на психологии контролируемого страха или вроде того. И это будет ответ про просмотры в более сознательном возрасте.
Совсем другая история
Наконец, последний вопрос — почему именно Криминальная Россия, а не любой другой современный или не очень тру крайм проект в фокусе? Почему не «Следствие Вели», например?
Ну, по моему мнению, «Криминальная Россия» банально интереснее, чем шоу Каневского, это раз. Хотя в современном интернете будто бы больше как-то завирусился именно он со своей «уже совсем другой историей», как минимум. Но едва ли это качественный показатель. Имею ввиду, многие из вас знают что это за фильм, в котором Джеймс Франко спрашивает «В первый раз?».
Два — я не так много выпусков его программы вообще видел, если честно. Но даже на поверхности есть значительная разница в концепции. Каневский — полноценный ведущий, в то время как в КР большую часть её экранной жизни никакого ведущего не было. Точнее, по-моему его не было никогда вообще, но раз я не все выпуски в итоге смотрел, то и утверждать не берусь. Однако, был закадровый голос, даже два, Сергей Полянский и Александр Клюквин суммарно с 1995 по 2007 годы по очереди занимали эту должность. И на мой взгляд — такая подача позволяет лучше сосредоточиться на истории и позволяет ей быть более мрачной. А тру крайм без мрака — деньги на ветер, ящитаю.
В современном медиа пространстве, к слову, тру крайм, как жанр, чувствует себя значительно лучше. Одна только Саша Сулим, например, и книгу написала, основываясь на расследовании про ангарского маньяка, и несколько тематических выпусков для Редакции сделала.
А сколько ещё переведено и/или написано книг, сколько подкастов делается. Но я практически готов ставить деньги, что для российского тру крайма именно Криминальная Россия сделала очень много. Как минимум, кого-то вдохновила на свою собственную деятельность.
Что ж, предисловие несколько затянулось, поэтому перед тем, как перейти уже к сути, я закину ещё пару коротких тейков и наконец начнём говорить предметно.
Первое. На мой взгляд, отдельный важный аспект Криминальной России в том, что она не романтизирует ни одну часть процесса. Имею ввиду, понятно, что сложно хоть как-то оправдать человека, убившего 50+ женщин и детей, не говоря уже о романтизации. В теории могли бы как-то романтично подсвечиваться представители ОПГ и их роскошная жизнь в лихие 90-ые, но создатели фокусировались на том сколько на самом деле такая жизнь стоит.
Другую сторону конфликта — следователей — тоже не превозносят. Точнее, конечно, их хвалят за то, какие они умные и смелые, но чаще всего делают это с долей сочувствия. В том смысле, что немного между строк, но создатели дают понять, что эта работа часто существует вопреки чему угодно: себе, личной жизни, здравому смыслу, оплате труда и так далее. И на поверхности при просмотре некоторых выпусков может показаться, будто группа Любэ поёт одну из своих песен. Но на самом деле повествование об этой стороне конфликта часто не менее печальное, если задуматься. Как минимум, актуальна мысль в духе — многие знают кем был Анатолий Сливко, но сколько людей знает кто его поймал? А сколько людей погибло из-за системной бюрократии — вообще страшно представить.
Второе. Непосредственно перед рекомендацией вам, ну допустим, пятёрки моих фаворитов для начала, я бы дропнул дополнительный дисклеймер следующего содержания.
Некоторые выпуски до сих пор смотрятся довольно жутко. Страшно, не побоюсь этого слова. За счёт многих аспектов. Поэтому если вдруг чувствуете некоторую эмоциональную нестабильность — возможно, лучше не смотреть. Я сам могу смотреть сколько угодно Астралов и Заклятий и испытывать в лучшем случае интерес, но вот КР — это прям кровь стынет порой. Чем старше становишься, тем больше.
Выпуски можно найти либо в социальной сети, в которую Дуров не вернул стену, либо на ютабах. Либо просто где-то в интернете. Ссылки я не оставляю просто потому, что периодически выпуски откуда-то нет-нет, да пропадают, поэтому проще скопировать название и вставить в строку поиска. По названиям всё вполне ищется, проверял.
По порядку, но не по значимости, поехали, наконец-то.
5. Убить по-русски
В 1995 году в одном из домов богатого пригорода Парижа было обнаружено шесть трупов. Убита семья и близкие друзья. Главный подозреваемый — сын главы семейства, шестнадцатилетний Алексей Полевой. Именно Алексей главный подозреваемый в деле потому, что он сам сознался в убийстве всей семьи. Действительно ли он убил? И если да, то почему он это сделал?
Делая скидку на художественные вкрапления — имею ввиду, хотя бы на названия посмотрите, кто-то прям в творческом порыве давил на газ со всей силы — всё же поразительно, насколько много параллелей в выпуске аж 95 года с днём сегодняшним. К слову, один из редких эпизодов с нетипичным, скажем так, финалом.
4. Сибирский потрошитель
Каким-то образом именно этот эпизод и в детстве, и в подростковом возрасте я пропустил. И это благо. Это одна из самых жестокий историй ever.
В 1996 году, в Новокузнецке, в одной реке всплыли тела расчленённых детей. За время поисков намечающегося маньяка число жертв увеличилось, но всё таки маньяка нашли. Причины же, по которым он вообще существовал — это сущий кошмар. Очень тяжёлый выпуск.
3. Бешеное Золото
В 1992 году, в городе Касимове открылся завод по переработке золота. Дофига современный, безопасный, классный и вообще на вес золота, кек. Вот только по какой-то причине, совершенно случайно, из под полы на городском рынке местные жители стали продавать килограммы золота, в то время как за кражу нескольких грамм ещё недавно светила смертная казнь. А некоторые люди пропадали и находились в лесу чуть реже грибов. Ещё одна история, которая, в какой-то степени сильно перекликается и с сегодняшним днём.
2. По следу Сатаны
Раз упоминал про эпизод с Чикатило — то не включить его в список как-то не солидно. Вот он здесь. Как и «Сибирский потрошитель», крайне мрачный эпизод.
Помню, выходил сериал за авторством Сарика Андреасяна на ту же тему. Так вот он за 8 серий по 50 минут не смог рассказать хотя бы просто нормальную историю. А КР рассказала жуткую за 40 минут.
1. Чума
Конкретно этот эпизод вообще смотрится практически как фильм. В 1995 году в Санкт-Петербурге начали убивать валютных менял.
Помните, когда-то доллары можно было поменять на рубли у человека на улице?
Расследовать дело назначали молодого майора милиции, Алексея Чумаченко. В ходе расследования внезапно вопросики возникли к самому Чумаченко на почве превышения должностных обязанностей, а ещё и по причине подозрения его в убийстве одного из менял. Дальше события развиваются стремительно, а финал вообще в каком-то смысле уникальный. Очень рекомендую.
Что ж, вот и позади коротенький список. Предисловия оказались сильно длиннее, но без них вряд ли можно было бы обойтись. Надеюсь, что-то интересное для себя вы в этой статье смогли найти. Пожелал бы вам приятного просмотра, но как-то язык не поворачивается. Поэтому, ну… не болейте, хотя бы. И себя берегите.
Такая история.