Экранизации игр, как правило, не пытаются дословно повторить первоисточники. Те из них, что считаются неплохими, пытаются хотя бы передать дух оригинала, его идею; пытаются отразить то, что важно.
Например, в Mortal Kombat 2, на которой отчасти основывалась первая экранизация, был не только жестокий мордобой, но и запоминающийся, уникальный сеттинг – и фильм очень хорошо подчеркивал диковинность потустороннего мира, где проводился турнир. И таким образом была сохранена атмосфера игры, ее суть.
Tomb Raider (2013) и его экранизацию с Алисией Викандер в главной роли тоже объединяет сеттинг и общая фабула: юная и неопытная Лара Крофт оказывается на полном культистов острове погибших кораблей и останавливает возвращение в этот мир древней японской царицы Химико, попутно осознавая свое призвание расхитительницы гробниц. Однако абсолютно все детали, все нюансы в игре и фильме оказываются совершенно разными.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
В игре суть происходящего с героиней в полной мере описывалась бессмертной фразой Адама Дженсена – I never asked for this. Лара оказалась жертвой обстоятельств, которые буквально не оставили ей выбора. В фильме же она раз за разом сама лезет в пекло, несмотря на то, что отец ее заранее предупредил, что ей придется иметь дело с международными культистами и древней королевой: «вот такая я Крофт». Ввиду этого фильм очень слабо подходит теме становления героини.
В игре главной мотивацией Лары (после выживания) было спасение близких: ради Сэм она была готова пройти через такое, что многие стали предполагать, что Сэм для Лары была больше, чем просто подругой. В фильме у нее мотивации словно и нет: приехав на остров за отцом, она быстро его бросает, идет освобождать рабов, потом заключает перемирие с культистами и лезет исследовать гробницу, в которой лично она вообще ничего не забыла.
В игре Лара – археолог, и именно научный интерес привел ее на Яматай. Хотя поначалу подобные приключения и вызывают у нее отторжение (многие подчеркивали, насколько иронично в игре под названием Tomb Raider слышать от героини фразу I hate tombs), в финале она понимает, что рисковать жизнью в поисках нераскрытых тайн – ее призвание. В фильме Лара не просто не археолог – она посещает единственную гробницу за компанию с Матиасом (откуда ничего даже не выносит на память) и больше об усыпальницах древних королей и артефактах даже не вспоминает. Финал картины говорит нам лишь о том, что героине понравилось убивать, и она нашла для себя подходящее оружие и живые мишени.
В игре Лара тяжело переживает свое первое убийство, она обсуждает его со своим наставником, и даже от последующих врагов она отстреливается с криками «отстаньте от меня». В фильме ее первое убийство поставлено достаточно хорошо – видно, что ей это дается нелегко – однако она об этом забывает сразу же после этого, как только видит отца. И в следующей экшен-сцене Лара уже не панически защищающаяся жертва, а агрессор – глазом не моргнув, она всаживает стрелы в подопечных Матиаса. У Лары из фильма нет рефлексии, она не проявляет даже базового минимума человеческих качеств.
В игре Лара очень много страдальчески вздыхала и кричала. Лара в фильме же куда более стоически терпит боль: охов и вздохов тут меньше в разы, проткнутый бок кажется чуть ли не пасхалочкой и мгновенно забывается.
В игре мы узнавали о мирной жизни Лары обрывками, опосредованно: игра начиналась фактически уже на острове и заканчивалась на отплытии с него. В фильме же куча времени отводится на то, чтобы показать нам, как Лара, например, работает велокурьером. Никто из персонажей, с кем она так мило улыбалась и обменивалась репликами в Лондоне, не имеет для сюжета никакого значения, и Лару мы из этих диалогов глубже не узнаем.
В игре все персонажи делились на культистов и друзей Лары, потерпевших кораблекрушение вместе с ней. В фильме же она приплыла на остров с фактически незнакомым китайцем, а культисты активно используют рабский труд… еще пары десятков незнакомых китайцев. Никакой «химии» между ними и Ларой и быть не может, и в готовность ее товарища пожертвовать собой ради ее побега поверить сложно (как и в то, что после такого Матиас оставил его в живых).
В игре, как и во всех частях Tomb Raider, большую роль играла мистика. Яматай охранялся магией, Химико планировала вернуться в мир живых через обряд переселения душ. В фильме вся таинственность была разоблачена в финале, когда оказалось, что тайна Химико – в том, что она была инфицирована страшной болезнью (но при этом сама была к ней иммунна). Болезнь, впрочем, не передается воздушно-капельным путем (тогда чего ее бояться?) и волшебным образом оживила труп – но такое довольно привычно для дурацких блокбастеров.
И что же в итоге? Сделали ли все эти расхождения фильм лучше или хуже? На мой взгляд, хоть фильм и уступает игре, потеря невелика: сюжет первоисточника был не то чтобы ценным и важным. Игра, впрочем, могла порадовать геймплеем, чего фильм лишен по определению. Зачем его тогда смотреть и зачем вообще его было снимать – мне, честно говоря, непонятно.
Источник