Автор издания Vice рассуждает, как нежелание игровых компаний сохранять старые игры может лишить общество важных произведений искусства.
9 октября Sony анонсировала обновление магазина PSN, из-за которого игры для PS3 и PS Vita больше не будут доступны для покупки через веб-браузер или мобильные устройства. Теперь их можно купить только с самих консолей.
Автор издания Vice Диа Лацина написала большую колонку о том, почему этот шаг — очередное доказательство того, что Sony наплевать на игроков. Заодно она порассуждала, как капиталистическое стремление игровых компаний ко всему «новому» может уничтожить культурное достояние видеоигровой индустрии.
Сначала Лацина описывает свой опыт владения PS Vita, которой, по её словам, она пользуется до сих пор — несмотря на все очевидные проблемы консоли. Журналистка успела привыкнуть ко всем недостаткам вроде того, что из-за отсутствия поддержки Sony на Vita больше не работают приложения YouTube и Twitter. Или к тому, что PSN на консоли практически не работает — чтобы купить игру, нужно делать это через браузер, а потом обновлять библиотеку.
Теперь же, из-за нового обновления, так делать не получится. Тем, кто до сих пор пользуется своими PS Vita и PS3, придётся терпеть еле работающие встроенные приложения PSN. Если же вы играете на PSP, дела обстоят ещё хуже.
Купить игру через саму PSP не получится — ещё в 2016 Sony отключила такую возможность. Придётся делать это через PS3 или PS Vita, другого варианта нет.
И это может показаться мелочью — в конце концов, кому нужны консоли более чем пятнадцатилетней давности? Но Лацина пишет, что это лишь один из примеров того отношения к потребителю, которое Sony демонстрирует уже много лет.
Автор вспоминает, как на старте PS3 компания везде трубила об обратной совместимости новой консоли с PS2. Первые ревизии, выпущенные в 2006-м, действительно поддерживали такую функцию. Это нужно было компании, чтобы компенсировать слабую стартовую линейку консоли.
Но уже через год обратную совместимость убрали, потому что, как показала статистика, люди покупали PS3 преимущественно ради новых игр. То есть как только необходимость в функции отпала, её ликвидировали, наплевав на всех тех, кто хотел сохранить свою библиотеку игр с PS2.
А три года назад, отвечая на вопрос об обратной совместимости, глава Sony по международным продажам Джим Райан заявил, что игры для PS1 и PS2 выглядят «древними», и никто не захочет в них играть.
По мнению Лацина, такие высказывания — не более, чем «маркетинговая чепуха». Компании отлично понимают, что ретро-эстетика пользуется спросом, и многим игрокам действительно нравятся старые видеоигры. Они также в курсе обо всех постоянных просьбах геймеров сделать обратную совместимость в новых консолях.
И всё дело банально в том, что от старых игр компании не получают большого дохода.
К тому же, по словам Лацина, с помощью таких высказываний Sony как бы «программирует» покупателей на то, что старые игры ничего не стоят, и гнаться стоит только за новым, популярным и, разумеется, более дорогим. Чем больше людей примут такое видение индустрии, тем большую прибыль получит компания от продажи first-party игр и техники.
Лацина называет лицемерием и маркетинговыми уловками те случаи, когда Sony пытается показать игрокам, что она прислушивается к их мнению. Как, например, в известном ролике с E3 2013, где руководители компании высмеивали политику Xbox One относительно подержанных дисков с играми.
По её словам, это не более, чем просчитанный рекламный ход. И сделала его Sony только потому, что была уверена — финансовые потери от того, что люди будут делиться дисками с играми, покроют продажи в «цифре» и обязательная подписка на PS+.
Теперь же Sony знает, что выпускать ремастеры старых игр намного выгоднее, чем давать пользователь доступ к оригинальным версиям. И то, что на PS5 есть обратная совместимость (правда, ограниченная) лишь показывает то, что компания не уверена в своей стартовой линейке.
Всё это, по мнению Лацина, опасно, ведь рано или поздно доступ к старым играм исчезает вовсе. Если принять за факт то, что видеоигры — часть искусства, то цивилизация попросту лишается важных объектов культуры. Всё из-за того, что компаниям не выгодно их сохранять.
В итоге культурное достояние приходится спасать простым людям — создателям эмуляторов. Лацина вспоминает, что она смогла поиграть в Digital Devil Story: Megami Tensei — первую часть долгоиграющей франшизы, сейчас больше всего известной по серии спин-оффов Persona — только благодаря таким энтузиастам.
Чтобы сохранить такие игры, компаниям нужно содержать собственные архивы. Но это никогда не принесёт прибыли, и потому никто подобным заниматься не спешит.
Условные киноархивы во всех странах тоже содержат в убыток, это делают исключительно из культурных соображений. Для игр же похожей системы пока не существует. И с каждым годом всё очевиднее то, что с этим пора что-то делать.