На прошлой неделе редактор Kotaku Джейсон Шрайер рассказал, что компания 2K создает новую BioShock. Об этом он узнал от бывших сотрудников Hangar 13, когда готовил статью о разработке Mafia 3: по их словам, команда «Мафии» работала в офисе, по соседству с которым находилась тайная студия — именно она и отвечала за проект под кодовым названием Parkside. Сейчас, благодаря Шрайеру, мы знаем, что Parkside — и есть новая BioShock. Не знаем мы, впрочем, всего остального — ни жанра, ни времени действия, ни имен героев, да и сюжет — пока одна большая загадка. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что эта игра ваших ожиданий не оправдает. И вот почему.
Вселенная BioShock — авторская история, придуманная одним человеком — Кеном Левином.
Понятно, что он не в одиночку написал сценарии двух игр, так как это объемный труд, вовсе не обязательно связанный с созданием игровой вселенной, однако именно Левин был ведущим сценаристом и творческим руководителем первой и третьей BioShock. Правда, и этот факт решающего значения не имеет. Гораздо важнее, что весь этот фантастический мир с плазмидами, вигорами и параллельными вселенными целиком состоит из идей и высказываний одного человека.
В нашем топе 100 лучших игр я уже писал, что для Кена Левина первая часть BioShock — своего рода площадка для полемики с Айн Рэнд. Односторонней, ясное дело, ведь свою часть раунда в этом баттле писательница удачно отработала еще в середине XX века с выходом романов «Источник» и «Атлант расправил плечи» — в них главным панчем стал объективизм.
И спустя полвека Кен Левин ответил ей в той форме, которая была знакома ему лучше всего. Он раскритиковал эту идеологию, на примере Восторга показал, что общество, состоящее из гениев, быстрее привычного превратится в самый настоящий ад. Каждая декорация BioShock, почти каждая строчка в диалогах — еще один поинт Левина, а вся игра целиком — его ответ Айн Рэнд, к формулировке которого он шел не один год.
В BioShock Infinite он размахнулся еще шире, и под раздачу попала чуть ли не вся история США. Разработчик прошелся и по религии, и по культу отцов-основателей, и по крайне позорным военным достижениям американцев. Пролетариат, революционные настроения, капитализм, религиозный фанатизм, промышленность — Левин ударил во все болевые точки американского народа, использовав в качестве метафор персонажей и события Infinite. Хотя и не стал выдавать свою точку зрения за единственную верную — как, в общем, и в случае с первой частью.
Все это показывает, что BioShock без Левина (он сейчас в студии Ghost Story Games создает небольшую игру) существовать не сможет. Это его мир, его образы, его мысли, его меткие высказывания, на которые он решился только после того, как много лет изучал творчество Айн Рэнд и читал книжки по истории США. Только после того, как он сформировал свое отношение к этим вещам.
И вот на этом моменте особо нетерпеливые побежали писать в комментарии про BioShock 2.
Я в курсе, что в разработке второй части Левин почти не участвовал, однако игра все равно вышла хорошей. И у меня этому есть объяснение, которое не противоречит всему вышесказанному.
Во-первых, Левин в разработке сиквела все-таки участвовал. Он помог 2K Marin разобраться в том, как работает Восторг, объяснил концепцию мира и ответил на все вопросы, что возникли у разработчиков.
Во-вторых, несмотря на то, что создатели BioShock 2 акцентировали внимание на идеях коллективизма, то есть высказались на эту тему с помощью метафор и фантастических образов, они сделали это на площадке, основанной другим человеком. Все их идеи прямо или косвенно противопоставляются объективизму и мнению Левина, а иногда из них вытекают.
И в-третьих, вторая часть вышла всего через два с половиной года после оригинала. Сиквел использовал ту же технологию, тот же подход к дизайну уровней, ту же механику, похожих врагов, слегка измененные декорации — то есть BioShock 2, если уже совсем просто, — это первая часть с другим сюжетом.
Уверен, что никто не ждет от новой BioShock игры в декорациях Infinite. Не ждут этого и ее создатели, та самая тайная студия, и тем более не ждет издатель. С выхода третьей части прошло больше пяти лет, поэтому новая игра будет совершенно не похожа на трех своих предшественниц. Она будет использовать новый движок и выведет на передний план незнакомых героев. Что самое важное, она устроит полемику, если таковой вообще найдется место, на совершенно новой площадке.
Проблема даже не в том, что возведет эту площадку не Кен Левин. Скорее в том, что искусственно такие вещи не создаются. Вы же не думаете, что автор серии побежал читать Рэнд, когда ему дали деньги на новую игру? Нет, он формулировал BioShock много лет прежде, и если бы 2K отказалась финансировать первую часть, то Левин все равно высказался бы — возможно, в иной форме, но высказался.
Сейчас издательство делает все с точностью до наоборот. Оно создает новую игру, просто потому что права на серию застоялись. Есть ли среди разработчиков еще один сильный идеолог или нет, компанию мало волнует. А его, разумеется, нет, потому что — еще раз — искусственно такие вещи не создаются. При этом логику 2K я понять могу — издательство все делает правильно: у него есть популярная серия, и эта серия должна работать. Почему бы не сделать новую часть?
Не исключено, что в итоге получится неплохая игра, однако ничего общего с BioShock она иметь не будет — и достоинств вашей, возможно, любимой серии вы в ней, разумеется, не найдете.
Больше по теме
Источник