Всем привет! В этом эссе я постараюсь рассказать свои субъективные впечатления о свежей консоли от Sony – PlayStation 5. И внесу долю сомнений в головы тех, кто еще не заполучил приставку о том, что, возможно, консоль вам сейчас и не нужна. Поехали разбираться.
Теперь, спустя несколько секунд обдумывания моего тезиса о необходимости покупки консоли, я постараюсь привести доводы, которые и вас заставят на секунду остановить поиски предзаказов PlayStation 5 в магазинах электроники.
«Дефицит»
Несмотря на то, что я попал в упряжку везунчиков, которые получили консоль в день релиза, многие игроки не получили свои приставки в 19 ноября. Даже на оплаченные предзаказы еще в день их открытия. Скажу больше, в свободную розницу до начала следующего года, вероятнее всего, PlayStation 5 возможности урвать не будет. А тем, кто все таки успел на новые-старые партии предзаказов, доставку консоли обещают чуть ли не до 26 декабря. В сети, конечно же, гуляют волны негодования по этому поводу. Мол, «предзаказы открывались на считанные минуты, да и те, что были – разобрали перекупы». А вот это уже еще одна тема для спекуляций. На барахолках с первых дней выхода PlayStation 5 возникали объявления о перепродаже. И цена разнилась в зависимости от регионов от 50 тысяч рублей, до 100 и даже 120. И там консоли также скупались. В моем городе, например, все PlayStation 5 от перекупщиков ушли практически как горячие пирожки, несмотря на заоблачный ценник в 70-80 тысяч рублей.
Кого обвинять в этом дефиците? На самом деле, ситуация двоякая. С одной стороны, виноваты магазины электроники, которые не составляли график предварительных заказов. То есть, первыми получили консоли не те, кто заказывал раньше, а попросту в случайном порядке. Моя консоль явный этому пример. Я оставлял предзаказ на PlayStation 5 в середине октября, примерно за месяц до выхода на рынок, а в итоге – получил ее раньше, чем предзаказавшие с полной предоплатой в сентябре.
Но не меньшую роль в этой ситуации на рынке сыграли и сами покупали, а вернее – перекупщики. Да, консолей на барахолках не очень много, но тем не менее – они есть. А значит, потенциальному игроку она не досталась. И уходят консоли от серых продавцов далеко не по самой адекватной цене, которая зачастую превышает обычную стоимость PlayStation 5 в 2, если не в 3 раза.
«Об играх»
В этом поколении фраза «Игор то нет» как никогда заиграла новыми красками. Я не учитываю игры с PlayStation 4, которые можно запустить на «пятерке» в режиме обратной совместимости. Прямо сейчас, в декабре 2020 года, на PlayStation 5 из достойных эксклюзивных игр можно закупить Demon’s Souls, «Человек-Паук»… и все. При чем обе эти игры рассчитаны на совершенно разную целевую аудиторию. У тебя, дорогой зритель, сразу возникнет вопрос: «А как же Call of Duty, Valhalla и прочее?». А разве в них нельзя поиграть на PlayStation 4?
Допустим, у вас нет обширной игровой коллекции, которую вы скопили за годы с «четверкой» и вдруг, решили прикупить себе новенькую PlayStation 5. А играть то во что? Где обещанный некст-ген опыт? Если не хардкорный любитель боли чуть пониже поясницы – то Demon’s Souls отправится на барахолку едва ли не через два дня после покупки. Если не любитель казуального – такая же ситуация сложится с «Человеком-Пауком». Я, если что, ничего против «паучка» не имею, просто отношу себя к категории любителей страданий в «демонах».
Только в этих двух играх PlayStation 5 себя хоть немного раскрывает и дарит опыт нового поколения. А все остальное? Все остальное это мультиплатформа, ради которой отваливать 40-50 тысяч – довольно странное решение.
Можно сказать, что и сама Sony понимала эту ситуацию. Поэтому они выкатили в подарок владельцам PS5 стартовую коллекцию игр по обратной совместимости под названием «Коллекция PlayStation Plus». Туда вошло и кинцо «Дожить до рассвета», и мясной «Мортал Комбат», и неплохой «Day’s Gone», и много чего еще. Вот только все это – обратная совместимость, которая не дает абсолютно никакого нового опыта. Эти игры запускаются в том же режиме, что и работали на PS4 Pro. То есть с большим разрешением и частотой кадров. Но и то, не везде.
Когда выйдут достойные нового поколения игры? Не раньше весны 2021 года. Любимый многими Horizon, Gran Turismo 7, Ratchet & Clank – все эти проекты посетят PS5 не раньше середины следующего года. Так что, стоит ли рвать на себе волосы, не получив срок в срок «пятерку» и имея на руках PlayStation 4?
«О багах»
Ни один запуск чего-либо в нашем 21 веке не проходит без багов и сбоев. Не обошло это и PlayStation 5. «Синего огня смерти», как у некоторых на старте PS4, не наблюдалось, но более мелкие глюки были. Хотя, приставка в виде кирпича, действительно некоторым игрокам доставалась, на реддите есть несколько тем по этому поводу. Лично я столкнулся со всеми самыми распространенными проблемами. Итак: геймпад не заряжается на 100% от фронтального USB-разъема, консоль постоянно теряет соединение с интернетом через LAN-кабель после выхода из спящего режима, периодически на полную мощность включается дисковод даже без диска, внешний жесткий диск может повредиться и намертво повесить приставку вплоть до принудительной перезагрузки консоли с кнопки.
Правда, есть и хорошие новости. После последнего обновления геймпад стал заряжаться полностью с переднего разъема.
И все эти мелочи – проблема ПО консоли. Да, баги не критичные, но все равно, когда ты покупаешь товар практически за 50 тысяч рублей, то хочется получить не недоработанную приставку, а идеально работающий и выверенный товар. Посмотрим, что будет дальше, и я искренне надеюсь, что Sony починит проблему с LAN-портом…
«О внешнем виде, фишках и интересных моментах»
А теперь, когда краски омрачились до максимально черного, предлагаю влить белого, чтобы выровнять ситуацию в реальный адекватный вид.
Начну с внешнего вида. Лично на мой вкус выглядит консоль отлично. В ней чувствуется традиционный японский минимализм. Конечно, не такой, как у Xbox Series X. Утонченный белый корпус с минимумом детали и изящными волнообразными линиями – вот, что увидит покупатель, распаковывая консоль. Плюс – наконец-то из коробки приставку можно поставить вертикально благодаря вложенной подставке. Да и задумывалась PlayStation 5 явно на вертикальное расположение. Только так она не выглядит вычурной и толстой. Внутренняя сторона панелей консоли инкрустирована фирменными значками PlayStation, а сама оболочка стала матово-белой, не привлекая на себя тонны пыли, как это было с PlayStation 4, которую сколько не протирай, а через пять минут она все равно притягивала на себя мелкую грязь. Кстати, массивные панели закрывают собой сердцевину консоли, которая вся покрыта большими ребрами охлаждения, что так же плюс. И раз уж заговорили о температурах – консоль греется хорошо, но не до состояния раскаленной сковороды, на которой можно приготовить яичницу с беконом. Тем не менее, рука, поднесенная к тыльной части приставки ощутит поток хорошо разогретого теплого воздуха.
Светоиндикация у консоли осталась все та же, что и использовалась в «четверке». Режим работы – белый, включение – голубой, а сон – оранжевый. Те же самые подсветки использует и геймпад.
Время запуска PlayStation 5 по сравнению с «четверкой» сильно не изменилось, а вот секрет кроется, как всегда, в деталях. Sony обновила домашнее меню, перенеся игры в верхние позиции, а низ и середину высвободила под обложки, достижения и магазин. Кстати, о магазине – теперь он вшит в само домашнее меню, и не выглядит как некая смесь из приложения и странички браузера, как было в PlayStation 4. Да и сама навигация стала по магазину стала быстрее, проще и интуитивнее. Вообще, в верхней части у нас теперь живут только игры, а все функции типа «призы, настройки и т.п.» спрятали в глубины системных настроек и карточек профиля. Другое полезное меню, в котором обитают «загрузки», «прямые эфиры», «быстрый доступ к настройкам» и прочие мелочи, теперь всплывает в нижней части экрана при нажатии на кнопку быстрого доступа «PS» на геймпаде. Вообще, возвращаясь к минимализму, Sony в своей консоли выдержали его как во внешнем виде, так и во внутреннем наполнении меню.
Загрузки игр стали на порядок быстрее. Destiny 2 в 70 с хвостом Гб я загрузил буквально за 3-4 часа, играя параллельно в Little Hope. Хотя на «четверке», консоль пришлось бы погружать в спящий режим, чтобы добиться таких скоростей загрузки. Кстати, все игры с PlayStation 4 можно устанавливать на внешний жесткий диск и запускать прямо с него. При этом игры, записанные на внешний носитель будут запускаться в том же режиме, что и при установке непосредственно на память консоли. Перенести их можно, кстати, как с памяти PlayStation 5, так и выставив параметр о загрузке «старых» игр сразу же на внешний накопитель. Еще одно приятное новшество, лично для меня – это повышенное качество трансляции игр. Теперь на выбор есть не только HD качество с 30 кадрами в секунду, но и полноценное FullHD в 60 кадров, если такое поддерживается игрой.
Обновленный геймпад под названием DualSense также преобразили в пользу минимализма. Световую панель перенесли под тач-скрин, заменив большой светящийся дисплей, на тонкую изящную линию. И она больше не отражается по ночам в телевизоре, отвлекая внимание. Не знаю, может у меня одного была такая проблема на «четверке». Сам геймпад, как и консоль, с оборотной стороны инкрустирована фирменными логотипами PlayStation, превращая гладкую поверхность в шершавую, с более удобным хватом, особенно для потливых ладошек. Из приятного – прямо в контроллер встроили микрофон с возможностью отключения, что очень удобно. Хотя его качество звука и оставляет желать лучшего, но на старте это лучше, чем покупать отдельно гарнитуру за 8,5 тысяч рублей. Традиционно осталась вибрация и встроенный динамик. А вот о вибрации хочется поговорить отдельно.
Обратная вибрация в геймпаде стала намного мягче и приятней, в сравнении с «четверкой». Она очень похожа по мягкости на контроллеры от Nintendo Switch. Это действительно приятная вибрация, а не ощущение, что у тебя в руках отбойный молоток на полной мощности. Хваленые многими журналистами триггеры с сопротивлением тоже приятно удивляют. В Demon’s Souls это можно почувствовать, натягивая тетиву у лука. Вам кажется, что палец уже утопил триггер до самого конца, а по факту оказывается, что вы даже не прожали его на половину. И это действительно крутая фишка. Но работает она не так, как вам кажется. Если у вас не напряженный спам из лука по демону, когда на кону стоит ваша жизнь, то контроллер изо всех сил сопротивляется каждому натяжению тетивы. Но если вы буквально через каждые пять секунд натягиваете и спускаете очередную стрелу, то и геймпад не будет сильно вам мешать. Да, обратная вибрация будет присутствовать, но не в той силе, какой она была бы в более спокойной и размеренной ситуации. И это действительно хорошо, что консоль и контроллер понимают, когда подкручивать фишки уместно, а когда нет. Я часто замечал, что вот я всадил сотню стрел в Стального паука и даже, казалось бы, не почувствовал обратной реакции от триггера. Перевожу дыхание, беру снова лук и натягиваю пробную стрелу. Чудо техники – обратное сопротивление есть. Опускаю стрелу и натягиваю снова – фишка работает. Прохожу пару метров, начинается активная стрельба и геймпад перестает активно вмешиваться. И это действительно круто! А еще консоль умеет записывать ваши лучшие моменты в играх вместе с эмоциями в микрофон, если вы его не отключили заранее.
Действительно удобными сделали подсказки по играм для PlayStation 5. В тех же «демонах» подсказки соответствуют локациям и ситуациям, в которых находится игрок. К тому же, подсказки снабжены небольшими текстовыми пояснениями и краткими видео, для наглядности. Иногда, это очень сильно выручает и помогает.
Конечно же, нужно сказать про графику, ведь для многих этот аспект важен. Ну… что здесь можно сказать. Картинка действительно очень сильно преобразилась. Отыграв 13 часов в Demon’s Souls и запустив Death Stranding и The Last of Us II, я был ошарашен разницей. Графика действительно очень сильно различается. Я не буду вдаваться в подробности, но поверьте на слово, картинка при запуске игр на «пятерке» будет поражать своей детализацией, дальностью проработки, тенями, светом, объемным дымом и туманом, огнем, водой и пресвятым духом Сони.
Звуковое сопровождение также не осталось без внимания. Теперь игры и фильмы по качеству звука намного сильнее приближаются друг к другу. Не говоря уже о реальной жизни. Удары по доспехам разных противников отличается. Ты теперь слышишь, что вот этот парень – в кольчуге. А вот этот – в тяжелых латных доспехах. Что у него обычный ржавый меч. А у него – кованый тяжелый топор. И чтобы услышать всю эту звуковую красоту, даже не нужны крутые наушники. Достаточно обычных колонок телевизора. И это действительно круто, когда ты получаешь эмоции от звука, не вкладывая дополнительных средств в его качество воспроизведения. Также переработали микс звука вашей тусовки и игр. Не знаю, как это работает через динамики телевизора, но в обычных стерео-наушниках изменилось звуковое расположение источников. Грубо говоря – теперь тусовка находится буквально как сосед в кинотеатре на соседнем кресле, а игра вокруг вас. И за счет такого расположения удается расслышать не только каждое слово напарников, но и каждый шум в игре. Например, в Destiny 2 больше не нужно убавлять звук тусовки, чтобы услышать смену фазы на боссе в рейде. И это очень важное нововведение для многих коллективных активностей. Да и страшно представить, на что способен хваленый аудио-чип Tempest Audio 3D, который активируют в консоли немного позже.
Если сказать пару слов о производительности и мощи консоли, то тут все в порядке. Расскажу на примере все той же Demon’s Souls. На выбор есть два варианта отображения – «качество» или «производительность». При чем, переключение между режимами мгновенное, просто потяни переключатель и готово. Не нужно перезагружать игру, выходить с локации и все такое. Просто переключатель. В режиме «Качества» намного лучше работают тени, но в 30 кадрах в секунду. В режиме «Производительность» картинка становится менее сочной в свето-теневых моментах, но дает прирост до 60 кадров в секунду. И видна эта разница только постоянно переключаясь между режимами. Первый день я играл исключительно на «Качестве», наслаждался мрачной картинкой и все такое. А затем перешел на «Производительность». Просто потому что удобнее. И разницы нет практически никакой. Если не рассматривать с лупой каждый закоулок и модельку, то кроме слегка побледневших теней, разницы в графике не увидишь. И это, тоже круто. Потому что есть выбор без серьезных ущемлений. Хочешь плавную и очень красивую картинку – «Качество», хочешь супер плавную, но красивую картинку – «Производительность». И еще маленький бонус в общую графику – в Demon’s Souls при перерождении в форме тела из духа сначала появляется скелет из костей, который обрастает мышцами и только потом возвращается в тело. Такие дела.
А еще из приятных мелочей – встроенный видео-редактор. Теперь не нужно заходить в отдельное меню, чтобы обрезать записанное видео с кнопки «Поделиться». Все делается в небольшом выпадающем меню при вызове все с той же кнопки. Да и качество записанных видео также возросло до честных FullHD с возможностью выбора частоты кадров. Для особо продвинутых, битрейт у записанного видео плавает в районе 15-17 мегабайт в секунду.
«Бонусный»
Уже давно по сети ходят слухи и надежды на запуск в России сервиса PlayStation Now. Если кто не знает, то это библиотека игр в облачном хранилище, которая за определенную плату в месяц, открывает свои двери потенциальному игроку. Этот набор игр значительно отличается от раздач в PlayStation Plus как по качеству, так и по количеству. Например, прошлым летом в PS Now раздавали на три, если не ошибаюсь, месяца «Человека-Паука». А специально для игроков со слабым и нестабильным интернетом ввели возможность загружать игры непосредственно на консоль, чтобы перестать быть зависимым от состояния сети. При этом игры в сервисе постоянно меняются, а не сохраняются непосредственно в библиотеке, как у PlayStation Plus.
Так вот, в недавнем интервью ТАСС Джим Райан, глава Sony Interactive Entertainment, рассказал, что планы на запуск PlayStation Now в России «туманны и неоднозначны». Если дословно, то все упирается в широкую территорию России, на которой в каждом уголке нужно предоставить максимально стабильное соединение с облачным сервисом. А это можно достичь, только нарастив серверные мощности. Говоря проще, Sony не очень хочет вкладывать большие финансы в большую территорию, хотя в отдаленных планах такая задумка, конечно же, есть. И это снова ставит крест на мечтах многих владельцев PlayStation заполучить в свои руки библиотеку игр Now. Хотя, казалось бы, вариант с загрузкой игр на консоль у сервиса тоже давно имеется и прекрасно работает. Лично я пользовался PlayStation Now на «четверке» и не испытывал никакого дискомфорта ни от облачного стриминга игр, ни от прямых загрузок на консоль.
Многие игроки также рассматривали Now как прямой аналог GamePass’у на Xbox. Вот только в том же интервью Райан уточнил, что рассматривать сервис в этом ключе не стоит. И скоро от Sony состоится анонс «чего-то нового», что составит прямую конкуренцию GamePass. Рассчитывать на выход новинок в подписке в день релиза, конечно же, не стоит. Тем более, что Sony ставит очень много на свои эксклюзивы. А вот получить тот же The Last of Us II по обратной совместимости через пару лет, или игры от инди-разработчиков, которые являются партнерами Sony, вполне реально. В общем, с PlayStation Now в России дела можно обрисовать фразой «вилами по воде», а вот с аналогом GamePass – поживем увидим.
Ну и такие дела. Спасибо за прочтение этой бумагомараки, обязательно расскажите в комментариях, удалось ли вам заполучить PlayStation 5 в день релиза или немного позже. Какие у вас впечатления от консоли и что думаете по поводу покупки приставки прямо сейчас. Пока!