Мнение о «Сказках барда Бидля»

Заглядываем в забытый уголок мира магии и волшебства

Мнение о «Сказках барда Бидля»

«Сказки барда Бидля» — вымышленная книга из вселенной «Гарри Поттера», вышедшая в 2007 году. Издавалась она в рамках благотворительной акции: было напечатано всего лишь семь экземпляров, один из которых была выставлен на аукционе «Сотбис». Цена книги составила 4 миллионов долларов, которые поступили на благотворительные нужды детям-сиротам. Одновременно получилась отличная реклама для параллельно выходивших «Даров смерти». Произведение старается притворяться точной копией книги из мира волшебников, поэтому упоминается, что ее переводила Гермиона, а комментарии оставил сам профессор Дамблдор.

Почему я вспомнил о реликте древней пиар-кампании сейчас? Дисней высасывает из своих франшиз все соки с чудовищным рвением, и «Ворнер бразерс», скорее всего, придется последовать их примеру. «Сказки барда Бидля», на первый взгляд, кажутся отличным материалом для мультсериала и теперь уже рекламой для другого спин-оффа, «Фантастических тварей». Увы, я немного ошибся.

Не ждите от книжки выдающихся историй. Детям она покажется скучной: интересных героев нет, мораль назойливо проговаривают по несколько раз. Взрослых фанатов вряд ли удовлетворят скупые пасхалки, разбросанные по страницам. Похожие по формату «Фантастические твари и места их обитания» и «Квиддич с древности до наших дней» намного лучше расширяют лор и читаются увлекательнее. Возможно, Роулинг надеялась, что сказки заинтересуют феминисток, ведь, как она сама утверждает, «здесь волшебницы действуют куда решительнее, чем героини магловских сказок, сами вершат судьбу, а не спят несколько лет, или дожидаются, пока им кто-нибудь вернет потерянную туфельку». Забегая вперед, посыл этот ощущается весьма слабо и почти незаметен.

Лично я бы предложил воспринимать «Сказки барда Бидля» как мелкий глоток ностальгии по волшебному миру, наивному и странноватому, каким мы его запомнили по первым частям истории о Гарри Поттере.

Колдун и Прыгливый Горшок

Жил на свете добрый волшебник, который всегда помогал соседям решать их проблемы. После смерти он завещал своему сыну волшебный котел, в котором варил зелья и противоядия. Однако юный маг не желал продолжать дело отца и возиться с маглами. Тогда с котелком начали твориться чудеса…

Самая простенькая история из всех пяти, с довольно сомнительной моралью. Сварливый герой не хочет идти на контакт с назойливыми простаками, которые привыкли получать волшебство просто так. И, конечно, безумный котелок выбивает эгоистичную дурь из головы.

Куда более занимательно выглядят комментарии от Дамблдора про первоначальный вариант сказки, а также про истоки неприязни между волшебниками и маглами. Ничего нового и сверхлюбопытного, но сделать сказку этаким «экспонатом эпохи» — весьма неплохая идея. Маги начали скрываться именно из-за таких любителей попользоваться халявной магией, которая переросла в зависть, а потом и в ненависть.

Ах да, в качестве приятного бонуса тут упоминается далекий предок Малфоев, который был таким же невыносимым, как и его потомки.

Фонтан феи Фортуны

На высоком холме, в зачарованном саду, за высокими стенами спрятан волшебный источник — Фонтан феи Фортуны. Раз в году, в день летнего солнцестояния, в сад может войти один человек, и если он успеет до заката добраться до источника и окунуться в него, всю жизнь ему будет сопутствовать удача. Но вот однажды в сад попадают сразу три волшебницы — Аша, страдающая неизлечимой болезнью, Альтеда, у которой злой колдун отнял дом, золото и волшебную палочку, и Амата, которую покинул возлюбленный, — и вместе с ними рыцарь по имени сэр Невезучий.

Моя любимая сказка, хотя она вообще довольно слабо связана с миром летающих метел и говорящих картин. Ее легко можно было бы «подкинуть» в детскую книжку для простых смертных, и история бы смотрелась там очень органично.

Любые свои желания мы в силах осуществить без всякой магии, главное – не бояться трудностей и надеяться на лучшее. Хотя иногда чуть-чуть волшебства для веры в себя не помешает.

В качестве дополнения тут истории про первый и последний спектакль в Хогвартсе, а также про зарождение конфликта между Люциусом Малфоем и Альбусом Дамблдором. Честное слово, вот на эти моменты я бы с удовольствием посмотрел на экране. Драма настолько глубокая, что вторые «Фантастические твари» нервно курят в сторонке)

Мохнатое cердце колдуна

Жил-был на свете молодой, богатый и талантливый чародей, которому очень не нравилось, что влюблённые глупеют — чудят, теряют аппетит и вообще ведут себя несолидно. Чтобы избежать подобной неприятности, он с помощью Тёмной магии извлек из груди своё сердце и спрятал его в глубоком подземелье. Там, взаперти, оно и обрастало длинной черной шерстью, пока чародей не решил жениться на лучшей девушке на свете.

Якобы страшная сказка, слегка подражающая братьям Гримм, также закрепляет мысль из оригинальной саги о Гарри: попытки убить в себе человечность, чтобы обрести могущество, обречены на провал. Потому что любовь – это не слабость, она делает нас сильнее. И безумнее. Но только безумцы способны изменить мир… А еще за ошибки приходится платить.

В целом, напоминает смесь «Синей бороды» и «Портрета Дориана Грея» и немного посвящает нас в тайны магических фразеологизмов.

Зайчиха Шутиха и Пень-Зубоскал

Одному глупому королю очень хотелось стать единственным человеком в своем королевстве, умеющим колдовать. Поскольку он объявил охоту на волшебников, обучать его магии явился самозванец. И долго бы мошенник дурил невежественному королю голову, выманивая золото и показывая фокусы, если бы в дело не вмешалась Шутиха — настоящая волшебница-анимаг и по совместительству королевская прачка…

Хитрый простолюдин обманывает королей и богачей и преподает им урок – еще один архаичный сюжет, встречающийся и в наших сказках, и зарубежных. К тому же, она, наверное, лучше всех стилизована под рассказ для маленьких волшебников. Действительно веришь, что ее могли рассказывать детям, чтобы научить не мельтешить перед маглами и ловко находить выход из передряг.

Шутиха показывает Королю его высокомерие и жадность, так же, как Прыгающий Горшок выявляет эгоизм волшебника, а Фонтан раскрывает скрытую силу трех ведьм и рыцаря. В лучших традициях сказок, магия только подталкивает героев к изменениям, а не делает все за них.

Подобно книгам про волшебника со шрамом сказки постепенно эволюционируют, становясь взрослее. Поэтому в конце сборника нас ждет притча, хорошо известная всем людям, знакомым с серией.

Сказка о трёх братьях

Однажды три брата отправились путешествовать, но повстречали по дороге реку, возле которой Смерть собирала обычно обильный «урожай». Однако, им удалось переправиться бурные воды, соорудив с помощью волшебства мост. В награду за это братья получили от Смерти три дара: старший — непобедимую волшебную палочку, средний — камень, воскрешающий умерших, а младший — плащ-невидимку самой Смерти. Вот только Смерть оказалась коварной, а польза от её подарков — совсем не равноценной…

Ради нее книга и создавалась.

Так иронично, что центральным элементом последней части эпопеи про Гарри становится сказка, какой была первая книжка. Двойная ирония в том, что фанаты, которые долгие годы старались откопать в «Гарри Поттере» глубокий подтекст, видят в роли себя главных героев, гоняющихся за скрытым смыслом из древней притчи. Джоан Роулинг подмигивает нам: даже у совсем детских сказок есть глубокие корни, цепляющиеся за наши мечты, желания и страхи. В данном случае, страх смерти.

От смерти не убежишь, мертвых не вернешь, поэтому примириться со своей участью и уйти достойно – единственный правильный путь. Мораль сильно выделяется на фоне предыдущих четырех, она также прописана прямым текстом, но именно она недостижима для понимания величайших темных волшебников. Впрочем, как отмечает Дамблдор, «людям свойственно стремиться именно к тому, что для них всего хуже».

Итог: при большом желании «Сказки барда Бидля» можно попытаться экранизировать: первые четыре истории, если поломать голову и связать между собой некоторых персонажей, сшиваются вместе в один большой сюжет, но… Сомневаюсь, что оно того стоит. По моему мнению, «Сказкам» лучше оставаться чудаковатой книжкой-бонусом, ненадолго возвращающей в волшебный мир Гарри Поттера.

 

Источник

Читайте также