До Returnal не был знаком с таким жанром игр как «Roguelike». После прохождения я понял — и хорошо, что не был знаком! Как мне кажется, таких игроков как я достаточно много, поэтому я и захотел поделиться своим мнением. Сильно не критикуйте — это мой первый «обзор» на игру.
Начну с того, что рекомендовать покупку этой игры тем, кто с данным жанром не знаком, я бы категорически не стал. В Returnal надо играть по своему, не так как в другие игры, навыки стрельбы и реакция — это далеко не самое важное. Спустя некоторое время эйфория от игры может пройти, а боль от потери прогресса заставит вас бросить игру. Некоторые мои знакомые так и поступили.
Данный «обзор» я разделю на 2 части. В первой части я расскажу коротко о сюжете и технической стороне игры, а во второй — о механиках, ощущениях от геймплея.
Игра рассказывает нам о судьбе космической разведчицы Селены. Ее корабль терпит крушение на планете Атропос, после чего она понимает, что оказалась в бесконечном цикле — умирая, она каждый раз возвращается к моменту крушения.
Главная героиня, несмотря на обилие недовольств внешностью, вызывает симпатию, к ней привязываешься, а ее историей проникаешься и сочувствуешь. Селена — это очень сильный человек, с тяжелым прошлым.
Графика в игре достаточно хорошая, соответствует всем современным стандартам, но после Demon Souls уже ничем не впечатляет. Визуально она ничуть не лучше других проектов на Unreal Engine, таких как Gears 5 и Fallen Order. Несмотря на это атмосфера в игре великолепная. Чувства, которые вызывает игра можно сравнить с фильмами Ридли Скотта и фантастическим романом «Солярис». Скорее всего именно этими произведениями и вдохновлялись авторы игры. Мир игры завлекает своей таинственностью, а авторы следуя лучшим традициям From Software, не спешат раскрывать все подробности истории.
Всего в игре 6 биомов, с поправкой на то, что 2 из них — это разные версии одного и того же. Стоит упомянуть, что мир не статичный, но и при этом не полностью генерируется. Есть определенный набор заранее заготовленных комнат, которые игра случайным образом и в разном порядке выбирает после смерти игрока.
Звуковое сопровождение мне понравилось, но слушать отдельно треки из игры, как я это делал после прохождение Nier Replicant, я бы не стал. Музыка помогает погружению, она не навязчивая и не отвлекает в бою. Если играть в наушниках, то по звуку можно ориентироваться и определять с какой стороны вас атакуют противники. Дополнительно в этом помогает вибрация геймпада и индикатор над головой персонажа. Вибрация в данной игре — это отдельный разговор. До этого возможности DualSense в той или иной мере использовали и другие игры(в т.ч. и мультиплатформенные), но это первая игра после Astrobot, которая использует их на 100%. Словами передать все это сложно, нужно именно «щупать» самому.
Боевую систему многие сравнивают с Doom Eternal, но я бы сравнил ее в первую очередь с Anthem(и это в данном случае комплимент игре) и немного с Control. Схватки в игре очень динамичные, приходится постоянно двигаться и уворачиваться. В бою можно использовать крюк-кошку и оружие ближнего боя, которые открываются по мере прохождения игры. Находится постоянно на расстоянии не получается, т.к. многие враги защищены щитом, сбить который можно лишь в ближнем бою. Во время уклонения и атаки мечем персонаж получает неуязвимость на небольшое время(пара миллисекунд).
За все время прохождения (31 час) у меня не было никаких проблем с игрой, игра ни разу не вылетела, не зависла, фпс не падал. У некоторых знакомых были единичные случаи вылета.
В чем же собственно проблема игры и почему я не стал бы ее рекомендовать? Ну главная моя претензия в том, что игра изначально пытается казаться тем, чем не является на самом деле. Если вы не знакомы с жанром Roguelike, то по началу вас завлекают красивыми пейзажами, динамичной боевой системой, эффектными сценами в стиле хорроров и исследованием как в метроидвании.
Позже, игрок сталкивается с особенностями жанра Roguelike и тут игра многих может отпугнуть. Коротко — после смерти вы теряете прогресс, усиления персонажа и предметы, а так же возвращаетесь в самое начало игры. Вам необходимо по новой пройти все локации и собрать новый билд. Сохраняются только ключевые предметы — крюк-кошка, меч, ключи от локаций. Каждая смерть, вылет, выключение консоли, запуск другой игры — это потеря ~ 2 часов прогресса. Именно поэтому так много игроков жалуются на вылеты. Кого не разозлит, когда последние несколько часов игры уйдут коту под хвост из-за вылета?
Я, да и многие мои знакомые, после смерти пытались скорее бежать до босса или комнаты с ключом, чтобы быстрее пройти дальше по сюжету. Тем более игра это позволят — убивать противников не обязательно и можно просто пробегать мимо до нужного места. Проблема в том, что такие вещи эта игра не прощает. Если первого босса можно убить практически «голым», то уже третьего убить таким образом не получится (если вы не прошли Dark Souls на гитаре)
Отсюда вытекает другая проблема — дикий рандом и слабые бонусы. Игра очень нагружена разными механиками и предметами, я постараюсь их как максимально просто описать.
Есть несколько типов предметов:
- Артефакты — это предметы, которые дают бонус характеристикам персонажа.
- Паразиты — существа, которые дают точно такие же бонусы как и артефакты, но при этом имеют и негативные дебафы. Например, ваше максимальное здоровье будет увеличено на 25%, а урон от оружия ближнего боя уменьшен на 50%.
- Расходники — это предметы, которые можно использовать для лечения или получения временных бонусов.
Некоторые предметы и сундуки бывают проклятыми. Если подобрать проклятый предмет, есть вероятность повреждения скафандра. Повреждение обычно навешивает на игрока случайный дебаф. Для того чтоб убрать повреждение, необходимо выполнить определенные действия, например, убить 10 противников. Если получить более двух повреждений скафандра, произойдет критический сбой и персонаж потеряет один из артефактов.
Все эти предметы можно найти в локациях или создать самому на станциях, которые обычно встречаются в ключевых комнатах перед боссом локации.
Так вот, в большей степени именно от того повезет ли вам найти определенные артефакты, паразитов и расходные предметы, зависит сможете ли вы продвинуться дальше по сюжету. Вы можете потратить несколько часов, чтобы подготовиться и добраться до босса, но из-за отсутствия нужных предметов просто умереть. Тем более противники тоже генерируются случайно и возможно вы потратите все расходники еще по пути.
С оружием тоже сильный дизбаланс — в игре есть абсолютно бесполезные дробовики, которые не наносят урон на расстоянии, а в близи не имеют смысла из-за наличия у персонажа более сильного меча. Вместе с тем существует сильное автоматическое оружие, которое может создавать сферы и стрелять за вас. При стрельбе из такого оружия с большим шансом появляется сфера, которая вызывает лучи и наносит огромный урон противникам.
Вывод, плюсы и минусы.
Лично мне игра понравилась. Я провел в ней более 30 часов и остался доволен. Прекрасная атмосфера, динамичный геймплей, красивые локации. Денег за нее мне не жалко — не каждая одиночная игра может так затянуть. При этом я не рискну ее кому-то рекомендовать — это не стандартный блокбастер для всех, а достаточно нишевый проект. Если вы не хотите после каждой смерти тратить несколько часов на подготовку к схватке с боссом, если вам не нравится терять прогресс, если вы не любите повторять одно и тоже по несколько раз — эта игра не для вас. Не стоит думать, что если вы прошли всю трилогию Dark Souls, то и эту игру вам не составит трудности пройти — подход к сложности в этих играх слишком разный. Souls — это игра про тренировку навыков игрока, где от прокачки зависит далеко не все. Returnal — это в первую очередь игра про фарм, сами боссы и рядовые противники тут не представляют особой опасности. Если повезет на оружие, артефакты и расходники, можно убить босса стоя на одном месте.
Плюсы:
- Приятная атмосфера и музыка
- Динамичный геймплей
- Хорошее техническое исполнение
- Мир игры интересно исследовать, в него хочется возвращаться.
Минусы:
- Артефакты и паразиты слабо влияют на геймплей.
- К середине игры вы поймете как нужно играть и всегда будете стараться брать одно и то же оружие и одни и те же артефакты.
- Жанр игры и отсутствие сохранений. Будь эта игра метроидванией по типу Control, мне бы она понравилась намного больше.