Ролевой экшен Demon’s Souls студии From Software, выпущенный в 2009 году, сильно опередил своё время. Его игровая механика вдохновила целое поколение разработчиков видеоигр, а также легла в основу нескольких последующих проектов самой From Software. Сегодня же речь пойдёт о ремейке оригинальной игры, созданном студией Bluepoint Games в качестве стартового эксклюзива для PS5.
И, забегая вперёд, хочется отметить, что ремейк этот представляет собой до удивительного скрупулезно восстановленную классическую игру, которая в своём новом обличии еще сильнее закрепляет за собой звание — шедевр.
Учитывая влияние, которое оказал проект Хидетаки Миядзаки на всю игровую индустрию, вполне уместно, что Demon’s Souls вернулась, чтобы открыть новую эру игр. Она демонстрирует идеальное сочетание бескомпромиссного боя, увлекательного исследования, и одновременно фантастического путешествия в другой мир. Наш поход завораживающе манит и затягивает в мазохистский цикл поражений с каждой новой битвой. В этом плане Bluepoint Games превзошла саму себя, установив новый стандарт качества ремейков.
В Demon’s Souls мы играем за безвременно почившую душу, путешествующую по королевству Болетария. Его погрузил во тьму древний демон, известный как Старейший. Искры надежды в этом мире давно угасли. Тьма и эпидемия вырываются из расщелин, смертоносные монстры рыщут на каждом углу, поджидая, тех, кто осмелится встать на их пути. Здесь вы никогда не почувствуете себя в безопасности, всегда будете бояться того, что может поджидать вас за следующим углом.
Всё начинается с создания персонажа, что примечательно, с веяниями современных тенденций, пол персонажа был упразднен, теперь вы можете выбрать только телосложение, хотя при этом лица героев всё равно придерживаются того или иного гендера. После создания аватара игрок попадает в виртуальную Болетарию мир и оказывается брошенным на произвол судьбы. Вы слабы, бездушны и изначально совершенно не приспособлены к выживанию. Это игра, в которой вы будете умирать очень часто, но именно постоянные неудачи подталкивают вас идти вперед. В процессе исследования тёмных уголков Болетарии, вы всегда сможете передохнуть в Нексусе. Это своего рода хаб-локация, представляющая собой бастион отчаяния, где души воинов объединяются, чтобы переждать апокалипсис.
Все персонажи имеют разную идеологию и взгляды на мир, их личные истории переплетаются друг с другом, они ведут туманные монологи, которые дразнят своей недосказанностью и намекают на то, что же на самом деле поставило столь прославленное королевство на колени. Ничего не говорится прямо, оставляя вас на периферии домыслов, чтобы игрок улавливал каждую мельчайшую деталь сюжета. Кладовщик Томас оставил свою жену и дочь умирать от рук демонов, в то время как Дева в чёрном сидит, праздно поклоняется богу, чью ложь еще лишь предстоит разоблачить.
Эти истории усиливают и без того мрачный тон повествования Demon’s Souls, причём тексты монологов и атмосфера остались нетронутыми, если сравнивать их с оригиналом. Во всяком случае, так показалось. Хотя всё в этой игре выполнено на более высоком визуальном и качественном уровне, что делает тёмный фэнтезийный мир ещё более притягательным для игроков. Несмотря на гротескную природу, Болетерия — унылый, разрушенный регион, наполненный мифологическими существами. Плоды фантазии Хидетаки Миядзаки остаются непревзойденными в своём жанре, а его первоначальное видение уважается разработчиками из Bluepoint и дополняется множеством новых деталей.
Нексус по ходу игры обрастает всё большим количеством новых персонажей со своими уникальными историями. Священники, рыцари и воры будут наполнять его залы, предлагая вам свои товары в обмен на несколько душ. Всегда подмечайте кого вы спасаете, ведь, если спасти кого-нибудь убийцу, то в итоге вы можете лишиться очень важного персонажа в игре. Складывается ощущение, что эти персонажи живут собственной жизнью, разбираясь со своими внутренними демонами, пока вы стремитесь вырвать Болетерию из чудовищного кошмара.
В Нексусе есть несколько пьедесталов, которые переносят вас на различные уровни игры. Древние замки, ядовитые болота и шахты каменоломен — вот лишь некоторые из мест, которые вы попытаетесь очистить от демонов на протяжении сюжетной кампании, и все они представляют собой безумный конвейер испытаний.
Сражение в Demon’s Souls — дело осмотрительности. Это сложно, но каждый выигранный бой приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Боевая система требует от вас запоминать наборы движений каждого врага и заучивать их один за другим. Каждая схватка — опасная дуэль, в которой даже самые мелкие мобы Болетарии способны сразить вас, если проявить невнимательность. После освоения всех механик игры происходит постепенное превращение трусливого новичка в бравого воина, и это приносит непередаваемое чувство удовлетворения. Сравнить всё это можно с покорением новой высоты или получением нового титула.
Однако каждое такое достижение сопровождается осознанием того, что вы стоите у подножья новой вершины, которая ожидает, что вы покорите её, при этом наблюдая за вами враждебным, непоколебимым взором. Чтобы быть готовым к испытаниям новых локаций, вам нужно повышать многочисленные характеристики, улучшать оружие и покупать экипировку. Для этого в игре есть универсальная валюта — души, которые выпадают из каждого поверженного противника. Также их можно найти на полях сражений, на трупах павших воинов.
Механика игры всегда наказывает за малейшие ошибки, но при этом даёт шанс перевернуть исход битвы в свою пользу. Даже за чередой ошибок у вас есть шанс исправить критическую ситуацию. Стоит пасть в битве, и вы уроните все накопленные души в месте своей гибели. Не сумеете вернуть их, умерев снова, и они испарятся навсегда. Этот баланс риска и вознаграждения с момента дебюта Demon’s Souls был воплощен в бесчисленном количестве игр, но никто не делает это так, как оригинал. Чудесная механика, которая усиливает потребность в исследовании и заставляет вас выходить за пределы собственных границ. Ощущение восторга, которое сопровождает каждый ваш подвиг, просто неизмеримо.
Demon’s Souls наполнена такими моментами, когда прямо на ваших глазах формируется личная история побед и поражений. Свобода, предоставленная главному герою, представляет собой многочисленные характеристики, знания и магические заклинания, которые вы можете освоить, грамотно вкладывая очки умений. Всё это дополняет идею создания собственного наследия. В самом начале игры вы выбираете свой начальный класс, но это лишь расплывчатый образ будущего героя, которого вы продолжите формировать на протяжении всей игры.
Вы можете начать Demon’s Souls за рыцаря, но к ближе к финалу игры стать всемогущим паладином, испепеляющим врагов одним взмахом острого как бритва меча, или разбойником виртуозно шинковать врагов своими кинжалами. Игра развивает в вас способность адаптироваться к каждой новой ситуации, чтобы вы никогда не чувствовали себя безнадёжным, даже если мир вокруг вас пропитан печальной апатией.
Bluepoint Games полностью переработала визуальную составляющую Demon’s Souls. Это одна из самых красивых игр, которые я когда-либо видел, где каждое существо, поверхность и персонаж наполнены мельчайшими деталями. Команда переработала именно визуальную часть, так как 99% ремейка взяты напрямую с оригинала: громоздкий интерфейс, кривые хитбоксы, неуклюжая камера. Проще перечислить изменения: обновился дизайн пары монстров, изменился один из квестов и это всё, что я смог заметить. Оригинальная игра и в 2009 не была эталоном юзерфрендли-подхода. Bluepoint завернула её в новую обёртку таким образом, словно за последние 10 лет Soulslike-игры топтались на месте и не эволюционировали. Хотя Sony и преподносит игру как ремейк, мне больше видится в ней ремастер. Но продолжим называть её ремейком.
Вы можете наслаждаться Demon’s Souls в двух режимах: в режиме графической составляющей или в режиме производительности. Первый просто потрясающий и работает в нативном 4К при 30 кадрах в секунду, но я провел 99% своего времени в режиме производительности, который работает в шахматном 4К при 60 кадрах в секунду просто потому, что он оказался намного более плавным. Боевые столкновения требуют острых, как бритва, рефлексов. Гораздо сложнее выполнять парирование с меньшим количеством кадров на экране. Это не такая уж большая жертва, ведь красоты Болетарии очаровывают вас независимо от того, какой из режимов вы выберете.
Те, кто надеется, что игра творчески использует DualSense, могут почувствовать себя несколько разочарованными, поскольку выстрелы из лука и отражения ударов щитом практически не отличаются в тактильной обратной связи или адаптивных триггерах. Более глобальные моменты, такие как парение драконов над головой или излияние лавы в заброшенную шахту, передаются с более чем достаточным воздействием, но это всё равно не тот уровень отдачи, который можно прочувствовать в Astro’s Playroom.
Благодаря новой технологии Tempest 3D игра заставляет вас перенестись в мир Demon’s Souls со всем его богатым звуковым окружением. Даже с закрытыми глазами вы сможете определить какой монстр стоит перед вами, находитесь вы в шахтах или стоите по колено в болотной тине. Но самое крутое, это когда в многоэтажной тюрьме вы можете услышать на каком именно уровне стоит охранник. Был у меня такой момент, в локации разрушенного замка, там летают воздушные стражи и они стреляют в вас острыми кристаллами, так вот, я слышал с какой стороны и с какого расстояния летел это снаряд и мог увернуться в нужный момент. Правда есть одно НО. Пока что все эти эффекты поддерживаются только для наушников, но Sony обещает в будущих обновлениях системы перенести эту технологию и на внешние аудиосистемы и даже на стереодинамики телевизора.
Demon’s Souls — это триумфальный ремейк от Bluepoint Games, который предлагает новому поколению игроков ознакомиться с оригинальным шедевром, облачённым в потрясающего качества визуал. Но, если быть честным, в игре я не увидел ничего такого, с чем бы не справилась PlayStation 4. Убрать режим производительности и быстрые загрузки и можно смело портировать проект на младшую консоль.
Несомненно, паломничество в Болетарию подойдет далеко не всем игрокам. Это невероятно суровое, неумолимое на каждом шагу приключение, когда вы натыкаетесь на потусторонних чудищ, которые хотят только одного — стать свидетелями вашей кончины. Но препятствия эти стоит преодолеть хотя бы потому, что за ними стоит одна из лучших ролевых игр, в которые я играл за последние годы, и которую вам просто необходимо прочувствовать на себе. Ремейку удалось ещё сильнее закрепить высочайший статус оригинальной игры и занять почётное место рядом с более современными проектами Dark Souls и Bloodborne.
Оценка для ностальгирующих геймеров и поклонников жанра — бесценно! Для остальных же — 8 баллов и 10.