«Не взял рожденьем, так своё возьму».
У каждого жанра видеоигр есть свой эталон — законодатель, который олицетворяет его и служит меркой: по ней поклонники отчитывают, насколько та или иная новинка достаёт до идеала. Doom для шутеров, Silent Hill для психологических хорроров, Diablo для экшн-RPG. Застолбив королевский трон в далёких уже 90-х годах, такие игры оказываются основоположниками целых династий, правящих в своём жанре на протяжении долгих десятилетий, порождая бесчисленное множество продолжателей, подражателей и просто клонов.
Однако иногда разработчикам не везёт, и правящий род пресекается, не оставив наследников. Тогда начинается борьба за лидерство, которая может длиться долгие годы.
В 2016-2017 годах в жанре космических 4Х-стратегий можно наблюдать настоящую драму. Спустя почти пятнадцать лет безвластия, на трон старого Master of Orion триумфально восходит молодой талантливый узурпатор — Stellaris. Мы долго выжидали, боясь ошибиться. Но появившееся в начале апреля первое полноценное DLC — Utopia – позволяет вынести однозначный вердикт: «Король умер. Да здравствует король!»
Старое и новое
Прошли времена, когда Paradox называли молодой студией. За последние 10 лет разработчики отвоевали себе место под солнцем, основав собственную игровую династию в жанре исторических стратегий. Europa Universalis, Crusader Kings, Victoria, Hearts of Iron — эти названия известны уже не только узкому кругу поклонников-стратегов.
К настоящему моменту о них знает подавляющее большинство геймеров из западных стран. Выводя свою экспансию за пределы уже покорённого жанра, они создают Stellaris — 4Х-стратегию о космосе. И, выйдя одновременно с ожидаемым больше десятилетия новым Master of Orion, пробный шар с ходу выбивает страйк, обыгрывая творение NGD Studios и Wargaming по всем позициям.
Рандомизированное дерево технологий, рандомизированные расы и империи, реалтайм, фирменная Paradox-овская механика войн, необычный механизм терраформинга, открытые инструменты для моддинга, да и просто небывало большие для жанра карты. Не имея почти ничего общего с Master of Orion кроме основной игровой концепции, Stellaris оказывается гораздо увлекательнее и коммерчески успешнее ремейка последнего, в котором были бережно перенесены на новый движок все классические игровые механики.
От этих механик, к слову, не смог полностью отказаться ни один из основных прочих претендентов на лидерство в жанре — Galactic Civilizations, Endless Space или Stardrive. Таким образом, во времена, когда разработчики в каждую игру помещают заезженные геймплейные штампы, эксплуатируют популярность старых брендов, а любое новшество пускают в игру только после десятков тестов и фокус-групп, мастистая игровая студия выпускает действительно свежий продукт, и он имеет успех.
Монополия на инновации
Некоторые отдельные игровые «фишки» вроде конструктора кораблей или клеток планетарного строительства были позаимствованы из той же Galactic Civilizations, но количество новых механик, привнесённых в жанр, всё равно колоссально. А, зная привычку студии раз в полгода выпускать для каждой игры крупное дополнение, добавляющее ещё как минимум одну новую механику, можно не сомневаться, что стагнирующий долгое время жанр получит в ближайшее время немало свежей крови.
Дополнение Utopia с искусственными космоконструкциями, обширной системой гражданских прав и традициями a-ля Civilization стало первой ласточкой, за которой наверняка последуют другие.
Пока что какие-то интересные геймплейные находки ещё остаются монополией других представителей жанра. Например, тактические наземные бои и очки дипломатии Stardrive, активные мини-фракции и хардкорная экономическая модель Distant Worlds или галактический ООН Galactic Civilizations.
Неизвестно, будут ли Paradox пытаться включить все эти механизмы в Stellaris, чтобы обеспечить себе полное господство над жанром, как уже обеспечили господство в мире исторических стратегий. Но, судя по тому, что Galactic Civilizations 3, Endless Space 2 и, тем более, ремейк Master of Orion оказались не слишком успешными, а каких-то новых масштабных проектов в жанре на ближайшие годы не планируется, возможности для шведов открываются широчайшие.
Между тем, в анонсированном на конец весны аддоне Crusade Expansion Pack для Galactic Civilizations 3 уже присутствуют некоторые «фишки», привнесённые в жанр Stellaris. Например, возможность выбрать при создании расы не только её черты, но и идеологию.
А в ремейке Master of Orion едва ли не единственным геймплейным отличием от оригинала стала возможность получать обычные не уникальные ресурсы с необитаемых планет. Такие заимствования говорят о том, что игра уже оказала влияние на жанр. И чем дальше Paradox будут шлифовать своё творение, тем больше это влияние будет проявляться.
Страница истории в развитии 4Х-стратегий была перевёрнута в 2016 году. Сейчас это можно признать с очевидностью.
Источник: DTF