Настя побывала на Каннском кинофестивале и рассказывает о своих впечатлениях.
Для многих словосочетание «Каннский кинофестиваль» звучит, как что-то недостижимое и далекое. Одно из главнейших событий мирового кинематографа, на который съезжаются звезды со всего мира. Возможно ли на него попасть обычному человеку? Конечно. И мне хочется поделиться своим приключением.
Меня зовут Настя, и я веду канал «Cinemacritix». Не работая в сфере кино, я уже в четвертый раз посещаю Каннский кинофестиваль, а на этот раз и с аккредитацией кинорынка. Моя история с фестивалями началась в 2018-м году после переезда во Францию по учебе. Тогда я стала смотреть уйму кино и захотела связать с ним жизнь — на первых порах хотя бы в качестве страстного хобби.
Первые три раза я использовала специальную молодежную аккредитацию «3 дня в Каннах», но в этом году решила испытать новый тип бейджа и отправилась на весь смотр. Канны для меня — бьющееся сердце кинематографа. Его исток и суть всего искусства. Место, где сияют мэтры и рождаются новые знаменитости. Тем не менее правит там исключительно кино.
Посещение фестиваля — это не только про возможность посмотреть премьеры в числе первых, но и самолично отблагодарить людей, причастных к их созданию. Мы не можем этого сделать во время обычного похода в кинотеатр, а на фестивалях происходит ценнейший обмен энергией — после титров зажигается свет, и публика аплодирует растроганной команде фильма. Настоящий момент «рождения» и «отпускания» работы.
Также Канны, как и любое массовое мероприятие, — отличная возможность обзавестись полезными знакомствами и на полторы недели нырнуть в мир таких же «повернутых» на кино, как и ты сам. Это бесценно не только для расширения круга общения, но и для потенциальной карьеры.
Сам город буквально весь год живет на то, что удается заработать за пару майских недель. Это малопримечательное место на берегу Средиземного моря с обилием пожилого населения, которое терпеливо выносит неописуемый поток синефилов со всего мира. Тем временем местная молодежь подрабатывает таксистами на своих машинах, не задирая при этом цены.
В период фестиваля отлично работает и сфера общепита. Можно найти место на любой кошелек, вкус и цвет. Несмотря на семидесятилетнюю историю кинофестиваля, Канны развиваются с каждым годом, из-за чего многообразие заведений только растет. Хотя из-за плотности расписания о еде и сне можно только мечтать.
Безусловно, сердце Каннского кинофестиваля — это роскошные светские премьеры, пресс-конференции, творческие встречи и вечеринки. Но при желании легко найти собственный ритм. Иногда, устав от обилия камер и строгой одежды, мы отдыхали на повторных показах конкурсной программы или на скромных премьерах «Особого взгляда» и «Двухнедельника режиссеров». Так, в рамках последнего я побывала на творческой встрече с Квентином Тарантино и увидела отреставрированный «Гремящий гром», колоссально повлиявший на его карьеру.
В этом году мне удалось посмотреть 33 картины, 20 из которых — в основном конкурсе. Из внеконкурсной программы самым ярким впечатлением стали «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе — невероятный фильм про конфликт коренных американцев и белой мафии. Перед его показом я воочию увидела Леонардо ДиКаприо, до сих пор не верится.
Знаменательный стал и показ нового «Индианы Джонса», которого я пересматривала все детство, но не могла мечтать, что побываю на его премьере в Каннах. Сам фильм, правда, не впечатлил. Равно как и сериал «Идол» Сэма Левинсона, из которого показали две вступительные серии. Но хайп есть хайп, и Канны его не чураются.
К слову, открывался фестиваль довольно скандально — «Жанной Дюбарри» с Джонни Деппом в главной роли. Я даже поменяла билеты на самолет, чтобы прилететь к этой премьере. И это было идеальное открытие — красивое, легкое и триумфальное, после которого вся Круазет говорила исключительно о Джонни Деппе.
Из основной конкурсной программы я бы выделила «Зону интересов» Джонатана Глейзера — шедевральное кино про Холокост; «Химеру» Аличе Рорвахер — очередное режиссерское достижение, выполненное в жанре мистического реализма и повествующее о жизни необычного археолога; и «Город астероидов» Уэса Андерсона — глубокая картина талантливейшего художника о борьбе со скорбью и утратой.
Не отстают от них «Монстр» Хирокадзу Корээды — история о разных взглядах на детские отношения; «Прекрасные дни» Вима Вендерса — мудрая притча об уборщике токийских туалетов с феноменальной мужской ролью; и новая работа Аки Каурисмяки «Опавшие листья» — о трепетной и ироничной любови двух рабочих на фоне безнадежного мира.
В этом году была очень сильная программа, потому сложнее сказать, что не понравилось. К примеру, в других секциях приглянулась картина Мишеля Гондри «Книга решений» — уморительный и трогательный фильм о молодом режиссере, а также «Сладкий Восток» Шона Прайса Уильямса — о путешествии современной Алисы, но не по Стране чудес, а по городам и весям США и ее знакомстве с различными сектами и движениями.
Двенадцать дней пролетели стремительно. Во время церемонии закрытия, уже после вручения ветвей, мы посмотрели пиксаровский «Элементарно» и вдохновленные разъехались до следующих мероприятий. Каждый год мне хочется, чтобы больше людей узнали о возможности приблизиться к мечте и ехали не только в Канны, но и на другие кинофестивали. А времени осталось совсем немного, ведь в сентябре свои жаркие объятия распахнет Венеция.
PS. Если понравился текст — ищите нас в Telegram.
Либо заглядывайте на сайт, там уже можно почитать об итогах основного конкурса Каннского кинофестиваля 2023-го года.