Мини-рецензия на “Платформу” Гастелу-Уррутии

У тебя есть сосед по камере. В камере нет ничего, кроме двух кроватей, минимума сантехники и огромной дырки в полу и в потолке. Раз в день через эту дырку мимо тебя проезжает платформа с едой – с верхних этажей на нижний. Сколько съешь сам, а сколько оставишь другим?

В своё время фильм “Пила” произвёл фурор – таких фильмов не было до, и большой вопрос, смогли ли их повторить после. Открылся, или даже развёрзся целый поджанр “морализаторского триллера на выживание”, и мир уже не был прежним. Для режиссёра того фильма, Джеймса Вана, это был первый фильм. Точно так же для режиссёра “Платформы”, Гальдера Гастелу-Уррутии, это первый фильм, но для меня нет никаких сомнений, что далеко не последний. Это лишь начало прекрасного творческого пути.

Переплюнуть “Пилу”, конечно, почти невозможно, но замашка всё же прекрасна – в полтора часа хронометража напихано такое количество кровищи, морали и выживания, что за всем этим почти упускается метафизика, которой не было в “Пиле”. Идея здесь не останавливается на выборе “пожертвовать частичкой себя чтобы расплатиться за прошлые грехи” – нет, здесь всё намного масштабнее, и это очень освежает. Есть непривычно большое количество персонажей, каждый из которых на удивление хорошо создан и глубоко проработан – даже несмотря на то, что очевидно есть главный герой, он не был бы таким красочным, не будь вокруг всех тех, кто помогают его раскрыть.

Поверьте, вы нескоро забудете даже второстепенных, а где-то и вовсе мимолётных людей из этого фильма.Минималистическая отделка окружения позволила сосредоточиться на личностях и их действиях, но без таких “булфайтеров”, обычно отвлекающих внимание зрителя, как костюмы и интерьеры, всё внимание зрителя цепляется за труд актёров, сценаристов, и операторов. И этот удар вся троица держит великолепно – ни на минуту в этом сером бетонном фильме, я не заскучал, и ни разу не подумал о том, что “а вот тут можно было бы и не халтурить”. Всё сцеплено в довольно крепкий клубок нервов, и просто некогда пытаться что-то подмечать – в голове только два вопроса – “что ждёт героя дальше, и что он с этим будет делать?” Магия, когда меня заставляют полностью забыть о всяких там ракурсах-фигакурсах, композиции кадра и прочих приёмах, бывает настолько редко, что я даже не возьмусь сказать, когда последний раз попадал под такой сильный гипноз.

8,5 из 10

Эта освежающая и тяжёлая испанская смесь “Пилы” и “Крепости” (1992, с Кристофером Ламбертом) – прекрасный ужасный фильм. Он точно подойдёт тем, кто хочет пораскинуть мозгами на тему социальной ответственности и общечеловеческих ценностей, но это не помешает ему получить удовольствие от тяжёлых безвыходных ситуаций, оплата за выход из которых, не может быть лёгкой. Очевидно.

Не стоит смотреть этот фильм людям, чувствительным к виду крови, или не терпит примесей мистики в условном “реализме”, а также тем, кто в гробу видал эти ваши морализаторские наставления и “режиссёр хотел, чтобы вы задумались”.

P.S. Если будет возможность смотреть на английском – смотрите. Это лучше, чем закадровый русский.


 

Источник

Читайте также