Мини-рецензия на “Midsommar”

Мало кто при упоминании “традиционных ценностей” задумывается о том, какими они на самом деле были, ценности-то эти. Откуда именно вышли все обычаи, обряды и традиции, которые дошли до нас в сильно преобразованном и, чего уж там, кастрированном и безвольном виде. Даже если взять фольклор — те же сказочки братьев Гримм, которые в сегодняшнем адаптированном виде уже совершенно беззубые, в оригинале были довольно жестокими, а уж исходный материал для них был очень брутальным по сегодняшним меркам. И этот фильм мне об этом очень сильно напомнил.

По сюжету группа американцев приезжает изучать быт и обычаи традиционного праздника солнцестояния в отдалённый регион нордической страны вместе с другом, который был выращен в этой общине. Всё очень благостно — прекрасная природа, улыбающиеся ангелоподобные люди, тысячелетние обряды, гостеприимство, вещества, и благоденствие. Конечно, только по началу. Дальше, само собой, всё начинает наматываться на коленвал, но только совсем не так, как ожидают все, кто клюнул на слова “хоррор” или “ужасы”. Никаких страшных лиц, или скримеров. Никто не будет вылезать из телевизора или махать бензопилой, и предлагать разделиться другими способами.

“Мидсоммар” помнит о том, что самые лучшие шутки всегда говорятся с совершенно каменным лицом, поэтому решает показать, что и самый лучший хоррор делается в солнечную погодку, под щебетанье птиц и наигрыш пасторальных рожков и арф, с улыбкой на лице. Это как раз та самая многослойная сказочка — внешне фильм больше всего напоминает одну огромную непрекращающуюся сцену с цветочным полем из “Большой Рыбы” Бёртона, но по содержанию это более приближенная к истокам “Весна Священная” Стравинского или, если хотите, “Андрей Рублёв” Тарковского с некоторым количеством расчленёнки. И с каждой следующей минутой мы уходим вглубь культурного слоя и обнажаем те самые древесные кольца, которые доведут до истоков, не меняя лёгкости улыбки, сияния глаз и пасторальности музыки.

Особенно радует, что настоящий праздник ждёт не только изголодавшихся по визуальному пиршеству, но и тех, кто хочет подмечать интересные детали, пытаться считать скрытые симолы до того как их в лоб расскажет сюжет, и додумывать всё, что осталось за кадром — материала в этих мелочах хватило бы ещё на час времени, если бы нам решили разжевать вообще всё. К счастью, умение резать лишнее в “Мидсоммаре” передавали из поколения в поколение, поэтому за два с половиной часа у вас не будет повода заскучать.

Мало какой фильм покорил меня в 2019 году своей смесью необычной задумки и безупречного исполнения, даже несмотря на довольно чуждый мне жанр. Если бы я выбирал девиз фильма, то он был бы «ваша привязанность к собственным внутренним органам оскорбляет наши культурные традиции.»

8 из 10

Это один из самых необычных «страшных» фильмов, который я видел, к тому же снятый очень красиво. Противопоказания — нетерпимость к экранным расчленению и мелькающим гениталиям. Такие вот традиционные ценности.


 

Источник

Читайте также