1 марта в продажу поступила Horizon Zero Dawn — история дикарки, живущей в мире, населённом гигантскими роботами, и по совместительству одна из самых амбициозных игр 2017 года.
В середине февраля главный редактор DTF опубликовал свои первые впечатления от проекта, а теперь после завершения сюжетной кампании и выполнения большинства сайд-квестов (на что ушло больше 40 часов) рассказывает обо всей игре целиком.
Horizon Zero Dawn — это одна из тех игр, которые нужно потрогать своими руками, чтобы понять и полюбить. Ни трейлеры, ни прохождения, ни стримы не дают нужных впечатлений.
Главное достоинство Horizon — сама студия Guerilla Games, которая наконец-то ушла от привычного для себя создания серых шутеров. Разработчики сменили амплуа, чтобы посмотреть на опостылевший жанр ролевых экшенов в открытом мире свежим взглядом, но в то же время не растеряли умение выжимать все соки из консолей Sony.
Ода красоте
У студии Guerilla Games без какого-либо преувеличения получилась одна из самых красивых игр, что когда-либо выходили в свет. Несмотря на наличие открытого мира, по технической части и арт-дизайну она находится в лиге Uncharted 4, где-то проигрывая проекту Naughty Dog, а где-то опережая его.
Разработчиков можно поругать только за халтурно выполненные брызги воды: рек в мире Элой достаточно мало, и, видимо, на эту часть банально решили не тратить ресурсы. В остальном, Horizon — верхняя планка качества картинки для игр с открытым миром.
Лучше всего авторам удалось глобальное освещение. Оно лишено компромиссов: в Horizon горы, находящиеся за пределами карты представляют собой физические объекты, отбрасывающие на мир игры огромные тени, а туман и облака имеют объём.
Типичная для игры ситуация: после ночной битвы Элой идёт по лесной опушке, как вдруг из-за горы выходит солнце и окрашивает кучевые облака в нежно-розовый цвет. Лучи прямо на глазах стремительно спускаются от вершин деревьев к земле, приобретая всё более тёплый оттенок.
Говоря о современных играх, уделять много внимания графике — это моветон, но в случае с Horizon это совершенно другая история. К красоте этой игры почти невозможно привыкнуть. Даже спустя десятки часов после начала волей-неволей останавливаешься, чтобы во встроенном фоторежиме снять очередной невероятный восход или закат. Примерно как в реальной жизни.
Тех же комплиментов достоин и звук. Мир Horizon относительно тихий, но даже когда Элой бредёт по лесу в одиночестве, игра постоянно напоминает ей, что она здесь не хозяин. Каждый вид роботов в игре звучит по-особенному, и то, какие они издают звуки, не только создаёт необычную атмосферу, но и служит источником тактической информации.
Музыка — отдельная история. Она почти никогда не сливается с фоном и совсем не ощущается написанной из-под палки. Боевые темы напоминают о саундтреке «Дороги ярости», а в заглавной теме есть нечто от «Аватара».
С художественной точки зрения Horizon — выдающееся творение. Было бы обидно, если бы блестящая идея совместить элементы доисторических времён и далёкого будущего попала к разработчикам, которые не смогли бы её полностью раскрыть.
Ода смерти
Но картинка и звук не имели бы значения, если бы Guerilla не уделили огромное внимание тому, как игра управляется. С паркуром в Horizon есть небольшие проблемы (его тут, к счастью, меньше, чем в Uncharted 4), но отзывчивость Элой во время боя удивляет. Если GTA V и Assassin’s Creed играются так, словно геймпад находится под водой, то Элой ощущается как герой слэшера.
В превью я писал, что Horizon похожа на Far Cry Primal, но это было ошибочное впечатление. В первые часы игра учит пользователя основным принципам выживания и боя на маленьких роботах, которых легко убивать. Но монотонное устранение слабых противников заканчивается в момент, когда Элой покидает родные земли.
Horizon напоминает совсем не Far Cry, а нечто отдалённо похожее на Dark Souls и Monster Hunter. Со временем здесь мощнее становится не столько главная героиня, сколько сам игрок. Даже во второй половине игры Элой легко может зажать и устранить парочка роботов средней мощности — стоит только потерять бдительность.
Боевая система Horizon — это непрекращающиеся танцы со смертью. На одном месте стоять нельзя: приходится постоянно кувыркаться и скользить, параллельно стреляя роботам в слабые места (они подсвечиваются специальным устройством) и расставляя ловушки.
Чем мощнее монстры, тем меньше игра похожа на простой шутер со стрелами. У каждого робота есть не только своя манера поведения и типы атак, но и особые слабости, которые нужно изучать. Например, местные грифоны боятся огня, а чтобы убить аллигатора, сначала его нужно лишить брони специальными взрывающимися стрелами.
Даже на «нормальном» уровне сложности в Horizon приходится тщательно выбирать оружие для каждой из тварей, и во время боя пить защитные зелья. Скажем, от ледяных атак грифонов почти невозможно увернуться, и от быстрой смерти спасают только соответствующие голубые бутылочки, временно делающие Элой морозостойкой.
Ситуация несколько облегчается, когда Элой прокачивает своё копьё. С получением специального скилла оно способно сбивать монстров с ног и дезориентировать — главное, правильно рассчитать время для длинного замаха. Упавшие чудовища становятся беззащитными, и им можно нанести ещё несколько ударов. Но и это не панацея: чтобы убить робота средней мощности таким образом, его нужно повалить три-четыре раза.
Но умение Элой подкрадываться обретает смысл, когда героиня получает возможность переманивать противников на свою сторону. Эта способность долго перезаряжается, поэтому в лучшем случае удаётся забрать себе одного или двух союзников, да и тех — на время.
Надо ли говорить, насколько может быть удобно устроить между роботами битву, понаблюдать за ней с безопасного расстояния, а затем вернуться на место бойни, добить ослабленные машины и собрать все детали с механических трупов.
Если заарканить вьючного робота, то его можно использовать и как коня. Битвы это облегчает не слишком сильно, так как Элой почти моментально выкидывают из седла, а вот сбежать от большинства врагов таким образом вполне возможно.
Но даже это — далеко не все тактические возможности, которые есть в игре. Например, у самых больших роботов на теле расположены мощные пушки, которые при должной меткости можно отстрелить, а потом использовать против их же владельцев.
Впрочем, если битвы с монстрами — главное достоинство Horizon, то столкновения с людьми — один из главных недостатков. При захвате бандитских лагерей или в некоторых сюжетных миссиях Элой приходится немного «поиграть в Far Cry» в худшем смысле этих слов.
Люди также убивают главную героиню с пары ударов и метко стреляют, а ей только и остаётся по-тихому резать часовых, метко стрелять в головы и, если запахло жареным, попросту закидывать противников стрелами, пока их полоски со здоровьем не закончатся. В рукопашную лучше не идти: почти все типы человеческих врагов умеют блокировать удары Элой и очень больно парировать.
К счастью, столкновения с людьми составляют процентов пятнадцать от всех боёв в Horizon: они явно сделаны для разнообразия. Основная часть игры — захватывающие сражения с роботами, каждое из которых уникально.
Самое главное, что удалось Guerilla — создать ощущение реальной охоты, где важнее тактика, а не сила. Искусственный интеллект монстров постоянно удивляет, но они прежде всего остаются животными, которых можно легко заманить в умело расставленные ловушки, а затем добить.
Ода удобству
Создавая интерфейсы, Guerilla не стали изобретать велосипед и позаимствовали лучшие элементы из проектов конкурентов. Horizon уважает время игрока и старается не тратить его впустую, сокращая микроменеджмент до минимума.
Собирательства в игре довольно много, но все ящики, тела и кустики удобно подсвечиваются и обыскиваются всего лишь одним длинным нажатием кнопки, поэтому пиксель-хантингом заниматься не нужно. Достаточно на ходу закликивать все ресурсы, которые попадаются на глаза, и этого хватит для того, чтобы в критический момент не остаться без припасов.
Система крафтинга в игре хоть и пронизывает почти всё, но не напрягает. Например, для создания патронов даже не нужно углубляться в меню: их можно производить прямо в бою.
Ресурсов на базовые потребности почти всегда хватает, а после нескольких миссий не трудно наведаться к одному из повсеместных торговцев, чтобы продать найденные ценные предметы и купить новое оружие или броню. У каждого элемента инвентаря есть пояснение, зачем он нужен: годится ли для продажи или его лучше оставить себе для крафтинга.
Guerilla не просто так ввела ограничение на быстрые путешествия на ранних этапах игры (они происходят между кострами, которые также являются точками сохранения, и расходуют ресурсы). Пока Элой идёт к месту выполнения квеста, она собирает травы, охотится на обычных животных и попадает в различные передряги, натыкаясь на роботов. В таком виде собирательство выглядит естественно и гармонично вписывается в ритм Horizon.
Да, в игре помимо роботов есть и простые животные. Они нужны для того, чтобы варить зелья и крафтить себе сумки для патронов большего размера. Охота в Horizon сделана менее навязчиво, чем в Far Cry: куда-то ехать за каким-либо типом животных не нужно, достаточно просто прогуляться по лесу и пострелять во всё, что движется.
В конечном итоге системе крафтинга в Horizon удивительным образом удаётся усидеть на двух стульях. С одной стороны, она придаёт игре глубину и мягко вынуждает больше изучать мир, а с другой — почти не отвлекает от веселья.
Ода разнообразию
По своей структуре Horizon напоминает третьего «Ведьмака». Элой постепенно продвигается по сюжету, но постоянно отвлекается на сайд-квесты, поручения и различные задания, которые можно найти прямо на карте.
Игру нельзя пробежать по прямой. У сюжетных миссий есть рекомендуемый уровень прокачки, для поддержки которого нужно отвлекаться на дополнительные задания. Причём указанная цифра — чистая формальность. Например, для финальной битвы просят 28-й уровень, но даже если Элой к этому моменту набрала сороковой, в бою ей всё равно придётся несладко.
К счастью, миссии, необходимые для прокачки и получения полезных умений, нельзя назвать скучными — даже если речь идёт о стандартных для жанра сценариях. Например, в Horizon есть свои вышки: для открытия фрагмента карты нужно залезть на голову к гигантскому длинношеему роботу. В Far Cry таких заданий было бы 24, и все они были бы похожи друг на друга. В Horizon вышек всего пять, и у каждой из них свой характер.
У длинношеев есть свойство приманивать к себе большое количество машин, поэтому приближение к каждому из них — это напряжённая стелс-миссия с рискованными перебежками от куста к кусту. Иногда на бок гиганту приходится прыгать в последний момент — удирая от погони.
Есть в Horizon и свои подземелья — «Котлы». Их тоже можно пересчитать по пальцам одной руки, и они тоже совсем не похожи друг на друга. Игра не требует проходить «Котлы» в обязательном порядке, и они являются чуть ли не самыми сложными миссиями, но и награда высока: за них игрок получает возможность «приручать» новые типы животных.
Среди сюжетных сайд-квестов нет откровенной халтуры в стиле корейских MMO, но и до «Ведьмака» далеко. Часть героев, встреченных Элой, остаются достаточно поверхностными. Некоторые из них как будто создавались на последние деньги — анимация похуже, актёры послабее.
Однако все «сайды» всё же стоит пройти: боевая система и монстры в игре настолько хороши, что даже рядовую почтовую миссию делают достойной тратой времени. Да и таких заданий банально не слишком много: они заканчиваются быстрее, чем успевают надоесть.
И, наконец, для совсем уж отчаянных маньяков, которые хотят провести в Horizon 60 часов и более, есть челленджи, открывающие мощное оружие, и квест на получение самой лучшей брони в мире игры. Челленджи, впрочем, можно порекомендовать всем, кто не спешит поскорее добраться до финала: они хорошо показывают, на что способно оружие Элой.
Одно из главных достоинств Horizon — чувство меры, с которым разработчики подошли к наполнению мира различными занятиями. У них получилась огромная игра, которая постоянно переключает внимание пользователя на что-то новое, и потому совсем не кажется затянутой.
При этом Horizon подстраивается под запросы большинства игроков: её можно пройти за 30 часов полностью избежав рутины, но при желании в ней есть занятия на все 60. К моменту завершения кампании можно встретить даже не все виды роботов, не говоря уже о том, чтобы поохотиться на них и изучить их повадки. Помимо сюжета — это один из главных стимулов возвращаться в игру.
Ода истории
Сюжет — тот элемент, который превращает Horizon из просто хорошей игры в выдающуюся. Если говорить о драме, то Guerilla явно посматривали в сторону The Last of Us: в первые часы они больно бьют игроку в самое сердце, а затем отпускают поводок. Дальше история развивается неспешно, чтобы дать пользователю время освоиться, но к финалу вновь разгоняется.
Выполняя миссию за миссией, Элой постепенно узнаёт, откуда взялись роботы, населяющие мир и почему люди откатились до первобытного уровня. Игра выдаёт свои тайны неохотно, неспешно, но в то же время не скупится на детали. Если слушать и читать все найденные дневники, то можно узнать о мире Horizon практически всё.
Кажется, со времён первых Mass Effect и Assassin’s Creed не было крупных фантастических игр, которые объясняли бы себя настолько детально. К финалу Horizon пользователь узнает даже то, почему по миру игры бегают в основном кролики, лисы и кабаны, а не какие-то другие животные.
На фоне племенных разборок, в которые втягивают Элой, игра часами рисует картину одной из самых жутких форм Апокалипсиса, которую только можно представить, и одновременно строит плацдарм для франшизы.
В этом плане Horizon хочется сравнить с BioShock: у Guerilla в руках оказалась универсальная формула. После финала первой части никто не удивится, если разработчики внезапно решат сделать вторую часть вообще без роботов. Их руки не связаны практически ничем.
Ода Элой
Но сюжет игры не сработал бы, если бы не убедительная главная героиня. Поначалу Элой кажется плоской и непримечательной, но со временем к ней проникаешься большой симпатией. Она постепенно эволюционирует, становясь всё смелее в высказываниях и действиях.
В отличие от новой Лары Крофт, у главной героини Horizon нет никакого диссонанса между словами и действиями. Элой — внезапно получившая ключи от всех дверей дикарка, которую всю жизнь несправедливо притесняли и ограничивали. Она готова протянуть руку помощи слабым, но в то же время спокойно относится к тому, чтобы убивать плохих людей — как в самих миссиях, так и в роликах.
Чтобы ещё большой сгладить углы, разработчики ввели в некоторых сюжетных моментах элемент отыгрыша роли. Пользователь может выбрать, как Элой поступит в том или ином случае. Это никак не влияет на глобальный сюжет, но делают главную героиню ещё более близкой и понятной.
В то же время Элой является одним из лучших женских персонажей в играх за многие годы — хотя бы потому, что разработчики совсем не акцентируют внимание на её половой принадлежности. В Horizon нет девчачьих тем и натужных романтических линий, а Элой не приходится доказывать всем, что девушка тоже может спасти мир. Она просто делает это — без дополнительных реверансов.
Мотивация главной героини — одна из самых удачных находок Guerilla. Элой — не типичный спаситель мира. Прежде всего ей движет эгоистичное желание узнать о своём происхождении — выяснить, кто её родители и почему они её бросили.
В то же время в Guerilla подробно объясняют, почему главная героиня в принципе способна на подвиги в отличие от других персонажей её мира. Она всё детство жила тренировками, чтобы пройти тяжелое испытание, необходимое для возвращения в племя, и не успела подвергнуться влиянию местных религиозных фанатиков.
Ода Horizon
Пожалуй, самое главное, что нужно знать о Horizon, так это то, что игра разом напоминает все первые части самых значимых игровых франшиз последних лет — от Mass Effect до Uncharted и Dead Space. У неё есть небольшие проблемы, но в то же время она обладает всеми родовыми признаками начала большой и важной игровой серии.
Тут и главная героиня, которая обязана стать иконой, и убедительный сюжет, и гениально придуманный сеттинг, и умение легко и непринуждённо поднимать темы библейских масштабов, совмещая это всё с затягивающим геймплеем.
Да, в конечном итоге, как и все важные произведения, Horizon оказывается в том числе и историей о взаимоотношениях человека и бога, а заодно в очень необычном ключе пересказывает одну из самых известных библейских историй. Но это в данном случае скорее плюс, чем минус: после финальных титров Horizon не стирается из памяти моментально, а остаётся в голове игрока надолго.
Кто бы мог подумать, что авторы серии Killzone выпустят 40-часовую ролевую игру, которую после первого прохождения сразу же хочется запустить сначала. Для Guerrilla Games игра получилась во многом автобиографичной: как и Элой, они тоже наконец-то выбрались из оков и начали свой путь к чему-то по-настоящему грандиозному.
Источник: