Мать актёра, сыгравшего Датча ван дер Линде, прошла Red Dead Redemption 2 и написала об игре эссе. Оно великолепно

75-летний доктор педагогических наук рассказывает, как плакала от финала игры и через какие сложности ей пришлось пройти, чтобы познакомиться с работой сына.

Актёр Бенджамин Байрон Дэвис, исполнивший роль Датча ван дер Линде в обеих частях Red Dead Redemption, в своём инстаграме рассказал, что его 75-летняя мать прошла Red Dead Redemption 2.

Женщина давно намеревалась ознакомиться с работой сына, о которой так много говорили вокруг, но до последнего актёр сомневался, что она выдержит 80-часовую игру. При том, что с видеоиграми мать, очевидно, до этого не была близко знакома.

Но, что куда интереснее, мать Бенджамина, Джессика Хоффман Дэвис — доктор педагогических наук, написавшая за жизнь немало профессиональных статей. И, пройдя наконец Red Dead Redemption 2, она посвятила игре целое эссе, в котором подняла вопрос связи видеоигр с прочими видами искусства и попыталась понять, почему игры образуют с их реципиентами гораздо более мощную связь, нежели кино или музыка.

Мы выбрали главное из её эссе. Очевидно, в нём присутствуют небольшие спойлеры к самой игре.

В самом начале текста Джессика Дэвис рассказывает, как прямо посреди одной из финальных катсцен в дверь женщины позвонил электрик. Она быстро подошла, ответила, что не может подписать ничего прямо сейчас и вернулась к игре, чтобы досмотреть ролик.

Когда же Дэвис вернулась к электрику, она услышала, что тот едва сдерживает смех. Ему показалось забавным, что женщина её возраста может быть настолько увлечёна видеоигрой.

Он спросил её, какая именно игра настолько захватила внимание Дэвис. Та ответила, что это Red Dead Redemption 2.

«Почему вы решили в неё сыграть?», — спросил электрик. «Мой сын — Датч ван дер Линде».
[…]«В смысле, ваш сын похож на персонажа из игры»? «Нет, — ответила я. — Персонаж из игры и есть мой сын. Актёр, который играет Датча ван дер Линде — мой сын».

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

После этого 75-летней Дэвис пришлось объяснять мужчине, что такое performance capture — система захвата движений, с помощью которой реальные люди могут играть анимированных персонажей. Потому что электрик не понимал, как это возможно.

В конце концов ошарашенный электрик попрощался с Дэвис и пожелал ей «выиграть» в Red Dead Redemption 2. Так женщина поняла, что он никогда в неё не играл.

Дэвис пытается определить для себя, чем же вообще является Red Dead Redemption 2. Раз в неё нельзя «выиграть», то может ли это формально быть игрой? Или же это фильм, где ты сам являешься режиссёром и рассказчиком?

Так или иначе, The New York Times называет игру «произведением искусства», фанаты из сети называют её «опытом» (experience). Я называю её «приключением». Нет, «историей». Нет, фильмом, в котором я протагонист и режиссёр. Чтец сценария, автор последствий. Я согласна. Это «произведение искусства».

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

Дэвис рассказывает, как её сын 5 лет работал над игрой, постоянно летая из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно, репетируя то здесь, то там. Уча наизусть бесконечное число реплик из сценария длиной в 2000 страниц.

Мать видела, какую огромную работу выполняет сын, но о самой игре толком ничего не знала. Ровно до тех пор, пока не посетила вместе с Бенджамином выставку FanExpo Boston, куда приехал весь ансамбль актёров из Red Dead Redemption 2.

Раньше Дэвис никогда не была на таких конвенциях и лишь понаслышке знала, что они из себя представляют. Её удивило, насколько бережно люди подходили к созданию фанатских костюмов — даже самые младшие гости выставки, по её словам, выглядели так, «словно пришли с профессиональной съёмочной площадки».

Но больше всего Дэвис удивила огромная очередь из фанатов, которые выстроились, чтобы посмотреть на актёров, сыгравших их любимых персонажей из RDR2.

Что меня действительно восхитило, задело меня изнутри, так это то, что практически каждый фанат, ждавший в очереди, чтобы встретить настоящего Датча ван дер Линде, держал в руках подарок. Подарками были рисунки Датча из разных сцен внутри игры или постеры «Разыскивается» или художественные работы, отражавшие разные моменты из игры. Причём работы были первоклассные. Некоторые, разумеется, сделаны чуть грубее, чем другие, но все сделаны с очевидной любовью и вниманием.

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

И пока Джессика Хоффман Дэвис сидела на конференции между людьми в костюмах Капитан Марвел и Джокера, она удивлялась, насколько точные и умные вопросы люди задавали её сыну и его коллегам.

Насколько тонко фанаты чувствовали произведение, о котором говорили. С какой страстью и любовью рассуждали о вымышленном мире, частью которого её сыну посчастливилось быть.

Я поняла две вещи: 1) связь, которую эти игроки чувствовали с актёрами из игры куда более интимная и глубокая, чем связь между зрителями и актёрами в пьесах или фильмах. 2) единственный способ, которым я могу ознакомиться с перформансом моего сына, который всем так нравится, — это научиться играть в Red Dead Redemption 2.

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

Сразу после выставки Дэвис купила себе копию игры и PlayStation 4. Установить консоль оказалось не тяжело, но женщина долго боялась это делать, думая, что не справится.

Затем более двух недель она училась обращаться с геймпадом.

Это было не только из-за недостатка уверенности, и не только потому что я верила, что этот девайс принадлежит совсем другому поколению, но также потому, что контроллер — довольно сложное устройство. Опций у него так много, что мне пришлось заказывать руководство для Red Dead Redemption 2 длиной в 385 страниц. И это маленьким шрифтом.

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

Дэвис долго практиковалась, и со временем овладела мастерством владения геймпада. Но пока это не случилось, её неумение обращаться с DualShock приводило ко многим забавным ситуациям внутри игры.

То она случайно била лошадь вместо того, чтобы залезть на неё. То спрыгивала с лошади, когда хотела прыгнуть на ней.

Но как только Дэвис почувствовала себя увереннее с геймпадом, она оценила то, как это устройство способно связать игрока и персонажа.

Артур и я связаны контроллером. Мы решаем, куда он пойдёт, что он будет надевать, будет ли брить свою бороду, давать деньги лагерю Датча, пойдёт ли в салун играть в покер или на железнодорожную станцию, чтобы оплатить штраф за наши ужасные ошибки. Представьте эту близость отношений, когда вы и он вместе являетесь главными героями игры. Контроллер обеспечивает эту близость.

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

По ходу игры Дэвис всё больше восхищал уровень детализированности мира Red Dead Redemption 2. То, как много в нём различных видов зверей, то, что многие книги можно взять с полки и прочесть. Все покинутые и забытые локации, которые тебя никто не заставляет исследовать, но там всё равно можно найти что-то интересное.

Сам дух меняющегося мира, настигнутого индустриализацией, но всё ещё отчаянно сражающегося с ней с револьверами наперевес. То, как на этом фоне развиваются персонажи, с которыми ты постепенно становишься всё ближе и ближе.

Мой стул, открытое руководство и увеличительное стекло; мой кофе на столе; несколько стикеров, приклеенных на чашку — чтобы напомнить, какая кнопка отвечает за удар, а какая за блок; чувство гладкого контроллера PS4 у меня в руках. И вот я готова играть.

«Поскакали!». И мы действительно скачем, сквозь ландшафты изображений, слов и музыки, которые захватывают и остаются с тобой. История, волнительная и тонкая, от главы к главе, идущая сквозь решения, у которых есть последствия. Внимание к деталями, собирание травы, лошади, оружие — так много всего, что можно встретить и изучить. Неудивительно, что эту игру делали 8 лет. Кажется, её могли делать и дольше.

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

Пока Дэвис проходила игру, Бенджамин рассказал об этом фанатам. И те массово ответили словами поддержки — их тронуло то, что мать ради сына пошла на такие сложности, тронуло, что человек из старшего поколения, несмотря на трудности, ознакомился с произведением «их искусства».

Эти слова поддержки помогли Дэвис почувствовать себя гордой за то, что она пошла на это исследование.

И что другие знают о тех чудесах, что я открываю в области, которую несведущие считают «пустой тратой времени»?

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

Дэвис настолько заинтересовала игра, что она, будучи учёным, стала изучать многочисленные научные работы в этой области. И хотя большинство из них, по её словам, было посвящено проблемам жестокости в видеоиграх, многие авторы отмечали и сугубо положительное влияние игр.

В этих работах отмечали то, что и сама Дэвис почувствовала, играя в Red Dead Redemption 2: чувство «присутствия» в другом мире и ощущение прогресса от тех достижений, что ты в этом мире совершаешь.

По её мнению, игры много чему могут научить — от исторических фактов до ловкости рук, лучшей ориентации в пространстве и вниманию к деталям, очень важному для художественного развития личности.

Финал Red Dead Redemption 2 довел Дэвис до слёз. Благодаря своим усилиям она смогла пережить то, что раньше видела лишь со стороны, когда её внук игнорировал бабушку, не замечая ничего во время игры. Теперь и она сама погрузилась в другой мир, растворилась в нём и не отвечала, когда её звали ужинать.

Я видела моего сына во многих ролях, но никогда анимированную версию его самого — версию, которая переняла его походку и исследовала самые тёмные и игривые нотки его замечательного голоса. Моё приключение позволило мне насладиться этим прекрасным исполнением прекрасной роли. И также самой сыграть роль, точнее, разделить её с персонажем, которого так впечатляюще воплотил в жизнь Роджер Кларк (актёр, сыгравший Артура Моргана — DTF).

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук

В конце эссе Джессика Хоффман Дэвис приложила письмо, которое она написала сыну сразу после финала игры. Его мы перевели для вас целиком.

«Игра» оказалась где-то между моими детскими воспоминаниями об игре с куклами, которых я одевала и помещала в воображаемые сценки, и игрой с ковбоями и индейцами, теми пластиковыми фигурками, у которых ноги были согнуты так, чтобы они могли спокойно съездить на своих пластиковых лошадях. Но вместе с тем, всё было таким реальным. Как будто я жила в другом времени, когда люди путешествовали по узким тропам и деревянным мостам, перекинутым через буйные ручья. И когда погода сменилась, моей первой мыслью было — Артуру нужна куртка побольше и новая шляпа…

А мы продолжали скакать по этим прекрасным дорожкам, гребли в деревянных лодках, прыгали на скаку на вагоны, замечая все звёзды на меняющемся небе и старые дома, которые казались такими знакомыми — как будто пришедшими прямо из тех лет, а не из-под пера художника. Моё внимание к деталям в итоге вышло из самой игры и переместилось в наш мир. Я слышала голоса в супермаркете, которые напоминали мне фоновые голоса из RDR2.

Как же прекрасен момент, когда мы в последний раз видим всю банду вместе (расколотую, но уходящую вместе), идущую за Датчем на его белой лошади, «Поскакали!». Слова не могут передать это чувство тому, кто никогда не проникал в этот мир, кто не понимает, что он в себе содержит и на что вдохновляет. Такой объём эмоций и встреч, а ведь я ещё даже не разобралась с теми часами и кольцами из моей сумки, игральными картами, домино… письмами, которые мы получили. Созданный здесь мир богат на возможности, которые мне ещё только предстоит изучить. Месяцы понадобились мне на то, чтобы перейти от невежественных мыслей в духе «это просто игра» до настоящего преклонения перед «произведением искусства».

Как и в случае с другими произведениями искусства, мы не можем прочувствовать всё с первого раза. Мы можем вернуться и находить что-то новое раз за разом, а вопрос, который нам задаёт произведение, так и останется неотвеченным, ведь он таит в себе возможности для интерпретации. Для меня, в этот раз, вопрос был таков: «Есть ли всё же искупление (redemption) для этих героев-убийц, этих виртуозных преступников, этих друзей до самого конца, или нет?». Для этих беззакоников, несущих смерть, но переживающих из-за потери друга. Зло и добро вокруг нас, и нет никаких чётких линий. Мечта Артура, триумф против ветров и приливов спокойной жизни. И мой триумф в изучении чего-то нового, в чём у меня не было ни опыта, ни способностей, пробудившихся лишь от сложностей и восторга перед этим невероятным произведением.

Джессика Хоффман Дэвис
доктор педагогических наук


 

Источник

Читайте также