Трагедия изломанных судеб в лучшем анимационном фильме о Бэтмене
Каким бы странным и даже эпатажным творцом ни был Тим Бёртон, его видение Бэтмена оказало неоценимое влияние на персонажа и его дальнейшую судьбу в массовой культуре. «Бэтмен» Бёртона хоть и выглядит на современный взгляд артистично-наивной картиной, но и тогда, и сейчас это пристойное кино, наделившее своего героя чертами и свойствами, ставшими неотъемлемой частью его образа. Хладнокровный, молчаливый и не стесняющийся причинять боль, ведомый неясной целью, которой отдаёт всего себя — таким был тот Бэтмен, и не смотря на градус характерного для Бёртона китча и буффонады, этот образ сложился уверенно и убедительно. Бэтмен в воплощении Бёртона, пожалуй, лучшее, каким этот персонаж мог предстать на экране в конце восьмидесятых.
На этот поприще кажется очевидным, что и прославленный мультсериал о Бэтмене 1992-го не в последнюю очередь явился на свет благодаря новому экранному прочтению героя, которое дал Бёртон. А без именитого мультсериала не было бы и полнометражной анимационной ленты по его мотивам, имя которой «Batman: Mask of the Phantasm».
Мультсериал 1992-го года получил всеобщее признание, по сей день его обдают почестями и превозносят как шедевр своего времени, богатый на сюжеты, персонажей, их драматизм и психологизм. Про «Маску Фантазма» такого, почему-то, говорить не принято, хотя это произведение рассказывает историю и подымает вопросы, до которых сериал-первоисточник просто морально не дорос. В этом смысле «Маска Фантазма» наиболее близка к фильму Бёртона, являясь прежде всего очень смелым для своего времени творением. Но если «Бэтмен» Бёртона по большей части был экзотическим боевиком с эффектным и внушительным главным героем, то «Маска» идёт куда дальше, рассказывая по-настоящему серьёзную и драматичную историю рождения Бэтмена, презентуя этого персонажа куда более сложным и трагичным, чем даже это было показано в фильме.
Что особенного «Маска Фантазма» рассказывает о Бэтмене, чего не сделал фильм или сериал? Она повествует о ранних годах жизни Брюса Уэйна, уже пережившего потерю родителей, неизгладимо травмирующую его, но он ещё не Бэтмен, а лишь готовится встать на путь вечного мщения. И только было Брюс отрёкся от простых человеческих ценностей, чтобы нести свою клятву, как в его жизни случается неожиданное — ему встречается девушка, в которую он беспамятно влюбляется. Прежде решительный и готовый посвятить себя высшей цели, Брюс впервые оказался растерян — потеря родителей прошла с ним через всю жизнь незаживающей раной, он поклялся у их могилы, что встанет на путь мщения, но тогда Брюс не мог подумать, что ещё способен быть счастливым. Появление в его жизни Андре было тем шансом Уэйна на благополучную жизнь, возможностью жить дальше без оглядки на старую травму, снять вечный траур. Но стоило Брюсу сделать Андре предложение руки и сердца как девушка обрывает с ним все связи и исчезает, оставляя его одного с разбитым сердцем. Надежды на счастливую жизнь разбиваются о морской прибой и Брюс, принимая свою судьбу, облачается в чёрный плащ и маску.
История эта тем печальнее, что и Андре оставила Брюса не просто так. Как и в случае с Уэйном, преступники Готэма отняли у девушки самое дорогое, искалечив и её жизнь. Но однажды Андре возвращается в Готэм. И вместе с тем в городе появляется новый мститель, как и Бэтмен преследующий гангстеров, но с целью расправы над ними, а не предания их правосудию. Потому что люди, причинившие столько боли Андре, разрушившие её близость с Брюсом, должны за это заплатить.
Убийца расправляется со своими врагами особо изощрёнными методами, но что хуже, чувствуя близость смерти мафиози обращаются за помощью к тому, у кого ни в коем случае нельзя быть в долгу. Эти события прокатываются по Готэму волной насилия и смертей, но вместе с тем они обнажают давнюю трагедию двух людей, чьи судьбы были искалечены и которым было не позволено быть вместе.
Этот фильм не типичное супергеройское приключение. Здесь сошлись мёртвым узлом любовь и трагедия, ноша клятвы, побег от прошлого, насилие и близость смерти. «Маска Фантазма» это эпос о человеческой судьбе и воле, о решениях, которые принимает человек под ударами судьбы, о том, кем он желает быть. Здесь есть место жестокости, есть место смерти, и хоть выполнены эти моменты одинаково тревожно и впечатляюще, по-настоящему в духе триллера, «Маска Фантазма» это прежде всего драма, чья мораль в том, что человека определяет не то, что с ним произошло, а то, как он с этим живёт. Нет другой справедливости, кроме той, которую человек творит сам. Бэтмен и таинственный убийца, Брюс и Андре — эти персонажи суть есть разное отражение одного и того же несчастья, пытающиеся смириться с прошлым и ищущие способы жить дальше. Никого из действующих героев не ждёт счастливый конец, и тем острее встаёт вопрос — что позволяет Бэтмену оставаться верным себе, что удерживает его от убийства и вседозволенности.
Здесь, в «Маске Фантазма», перед мной впервые предстал Бэтмен, сложный и загадочный персонаж, несущий ношу отчаянного изгнанника, который, даже не смотря на правильность своих поступков, обречён остаться безутешным. Мне почти не случалось смотреть в детстве мультсериал по Бэтмену, по чьим мотивам и была создана данная полнометражная лента, но после подобного сильного впечатления те редкие серии, что мне всё-таки попадались, уже не вызывали у меня должного интереса и отклика — слишком они были просты и несерьёзны, и близко не приближаясь к той густой и почти осязаемой атмосфере рока, какой пропитана «Маска Фантазма». И хоть я признаю культурное значение и художественные достоинства мультсериала, для меня он представляет ценность скорее как объект своей эпохи. «Маска Фантазма» в подобных уважительных формальностях не нуждается, оставаясь и сейчас цельным, глубоким и актуальным произведением, которое очень стеснено рамками своего хронометража, но которое успевает рассказать увлекательную и, не побоюсь сказать, умную историю о Рыцаре в маске — о персонаже, пережившем множество личных трагедий и лишённом права на счастье. Изгнаннике, что постоянно находится на грани падения во тьму и безумие, но не падает в неё. Таковым я увидел персонаж Бэтмена в этом фильме, и до сих пор такое толкование личности этого героя мне ближе любых прочих.
Я воистину люблю эту картину, с первых кадров, ворвавшихся в моё ещё детское сознание чем-то сокрушительным и громогласным, что несомненно поразило маленькую версию меня, задав мне первые штрихи собственного вкуса.