С вышками и аванпостами.
- Введение.
- Insomniac Games «что ты сделал в свои годы?»
- Мои «+» и «—».
- Что получилось.
- Заключение.
1. Введение.
Я не являюсь поклонником вселенных Marvel или DC, не смотрю фильмы про супергероев, сериалы, мультфильмы, не читаю комиксы, книги и статьи. С вселенной Spider-Man знаком постольку-поскольку, возможно, первый фильм видел (но не факт), краем глаза в детстве смотрел мультфильм (опять факт просмотра есть, а что в нём, было, не помню), поэтому весь сюжет игры для меня, по большому счёту, был в новинку, а от этого более чем интересен. Из всех существующих игр про супергероев играл только в Batman (серию Arkham) и механики боя схожи, что является достоинством Marvel’s Spider-Man (только тут она более продвинутая имхо). Ещё давно совсем была какая-то игра про Росомаху, вроде бы тоже beat’em up, но каких особенных воспоминаний она не оставила. Это вся моя вовлечённость во вселенные Marvel или DC.
Журналисты, как и следовало ожидать, поставили игре 12 из 10 (утрирую, но не сильно), причём интересный момент, что иностранные представители профессии оценили игру на 1—0.5 балла выше, чем наши соотечественники, вряд ли это является существенным, но факт есть факт. Ещё один момент, касающийся оценок, игроки с metacritica оценили игру примерно так же, как и русскоязычные ресурсы (наши более честные и менее предвзятые, может быть). Что мы имеем в итоге, игра признана лучшей из когда-либо выходивших по вселенной Spider-Man’а и это, возможно, так и есть, но я оцениваю игру не по вселенной, а именно как целостный продукт в отрыве от лора и об этом ниже.
2. Insomniac Games «что ты сделал в свои годы?»
Компания Insomniac Games существует не один десяток лет, и за всё время создала несколько полноценных брендов, которые вылились в серии игр. Если посмотреть на послужной список, касающийся платформы Playstation, то можно заметить следующую закономерность: в каждом поколении приставок создавался новый IP, который впоследствии получал продолжения и восторженные оды от игроков (не на все игры). Playstation1 — Spyro, Playstation2 — Ratchet & Clank, Playstation3 — Resistance, Playstation4 — Spider-Man. Но при всём при этом есть у них одна серия игр которая издаётся начиная с PS2 и уже заявлена на PS5 — это Ratchet & Clank, справедливости ради нужно вспомнить и Spyro (которая и переиздавалась на PS4 и разрабатывалась на PS2 и PS3).
Получается, что за всё время существования, компания выпускала только хорошие продукты, было несколько средних игр, но они не являлись сколь-нибудь значимыми. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что новая игра от Insomniac Games будет как минимум хорошей, а может где-то и отличной. Spider-Man как раз и является примером хорошей игры.
3. Мои «+» и «—».
Передо мной не стоит задачи унизить игру и обгадить, в статье я лишь выражаю своё мнение, что мне понравилось и не понравилось. Я не претендую на истину, моя оценка игра может отличаться от вашей или от общепринятой в прессе.
В этот раз начну с минусов:
- Количество активностей зашкаливает (Assassin’s creed?), их просто «до ёбаной страсти»: сбор рюкзаков, сбор газет, ловля голубей, фото достопримечательностей, задания лабораторий (на время), задания в лаборатории Отто, загадки Чёрной кошки, испытания (обезвреживание бомб на время, драка на время и т.д.), зачистка баз (первая треть игры — это бойцы фиска, вторая треть игры — демоны, заключительная треть игры — сбежавшие бандиты и базы «соболей», причём бойцы фиска во второй половине игры пропадают, но демоны остаются). Каждая активность представляет собой ресурс, который используется для прокачки: костюма, способностей костюма, гаджетов, спецприёмов и боевых комбо человека-паука. Я прошёл игру во втором костюме (тот, что на обложке) и с начальными способностями костюма. Ни один гаджет не был прокачан на 100 процентов, паучий дрон (кроме как в миссии не использовался), мины, оглушающая волна и матрицы не пригодились вовсе. Помимо всего этого человек-паук получает опыт, автоматически растёт его уровень, с чем увеличивается здоровье, сила ударов и т.д. За каждый левел-ап пауку даётся очко умений, которое тратится на способности: боевые, защитные и воздушные, все три категории у меня прокачались на 100% к концу основной сюжетной компании (т.е. битва с финальным боссом уже была с максимальными способностями) без выполнения всех активностей (за которые тоже капает опыт, помимо ресурса). Чуть не забыл про аванпосты, за их зачистку мы получаем лишь один ресурс для прокачки (или 2-3, если выполним рандомное испытание на локации). Зачистка проходит по шаблону: на ограниченной локации мы зачищаем волны врагов, после зачистки отчитываемся другу-копу и всё, никаких изменений на карте не происходит, просто мы можем ещё раз её пройти.
- Раскрытие злодеев по сюжету (хотя может это сделано специально). Начнём с Мартина Ли — мистер негатив (я до конца игры и не знал, что он негатив), т.к. он идёт первый по списку (и с ним аж 3 боя), он выдал себя сразу, как только Питер принёс ему маску демонов и попросил рассказать про неё. Эмоции Ли и его фраза «держитесь от этого подальше» слишком явно выдали его как причастного к событиям, хотя по выражению лица Питера можно подумать, что он тоже это понял (но промолчал). Далее по сюжету он не раз просил держаться подальше Паркера «что бы все были здоровы» намекая на то, что Ли знает кто такой человек-паук на самом деле. Второй по раскрытия злодей это — Отто Октавиус (опять же напомню, что с миром не знаком). Его неприязнь к мистеру Озборну, становиться ясна после изъятия оборудования и прекращения финансирования, хотя злоба может нормальной реакцией человека при таком развитии дел. Но после новой версии протеза, и последующих звонков Питеру со словами о прорыве в науке, о новом уровне который позволит совершенствовать людей, т.е. речь идёт уже не о помощи инвалидам или больным людям, а об улучшении здоровых людей до сверхлюдей. После этих слов, даже до примерки костюма с клешнями профессором становится ясно, что финальный босс это Отто, и что Питер имеет прямое отношение к его созданию (т.к. помогал его создавать сам того не зная). Остальные боссы изначально являются злодеями, поэтому и раскрывать там нечего.
- Битвы с боссами выглядят следующим образом, мы уворачиваемся попутно оглушая их предметами или облепляя паутиной, подтягиваемся на ней же и делаем комбо, и так повторяем n-ное количество раз. Когда в схватке участвуют два босса (после побега из тюрьмы), то каких-то особых проблем это не доставляет, только увеличивается время боя. По факту могли же сделать с ключевыми боссами, что-то интересное, а не тупое «закликивание» до смерти и несколько фаз.
Теперь, законное право плюсов:
- Начну с графики, по моему мнению, она шикарная, я, конечно же, не проводил исследований и сравнений, как Digital Foundry, но для видеокарты уровня 2012г. графическое исполнение восхитительное. Очень высокая детализация города, понятно, что текстуры небоскрёбов (которые в стекле) не очень выразительны, но остальные здания более чем симпатичны, как и дороги с парками и достопримечательностями, причём есть, немало реально существующих зданий. Проработка моделей персонажей, NPC, да и просто пешеходов, также вызывает только положительные эмоции. Отдельно хочется упомянуть проработку лиц и лицевой анимации всех мало-мальски важных персон участвующих, как в основном сюжете, так и побочных миссиях. С первых кадров игры видно, что этому уделили достаточно времени и денег (не то что в ME Andromeda), благодаря чему кат-сцены смотрятся не хуже полнометражной компьютерной анимации, а может, даже и где-то превосходят (в будущем дополнении Miles Morales детализация лиц стало ещё выше, только не известно актуально ли это для PS4). Также погодные эффекты очень красивы: дождь, туман, сумерки, ночь с освещением, солнечный день, вода вполне себе симпатичны и реалистичны. Упомяну ещё костюмы Питера, потому что их много и они выполнены по-разному с графической точки зрения (разные эпохи вселенной, разный человек-паук). Я вновь не перестаю удивляться разработчикам консольных игр (не всех), у них, получается, делать красивые игры без просадок ниже 30fps и фризов, на железе 6 летней давности (если не брать в расчёт то, что Marvel’s Spider-Man вышла в 2018г), почему на ПК-бояр забивается болт с оптимизацией не понятно (оправдания на тему, что много конфигураций железа не принимаются потому, что два последних DOOM оптимизированы не хуже паука, а выглядят графически лучше).
- Теперь пару слов о сюжете, он самое, что для меня главное интересный, пройдя сюжетную компанию, остаётся ощущение полноценного произведения (прочитанного или же просмотренного в полном метре). Диалоги и режиссура в кат-сценах выше всяких похвал (иногда мне казалось, что я смотрю мультфильм, а не играю в игру), развитие самой истории идёт степенно, без резких поворотов или «разворотов на 180». Во время компании дают поиграть за Эм-Джей и за Майлза, в основным это миссии с упором на простенький стелс и не сложные головоломки, ведь мы играем за смертных людей, а не супергероя. Есть один момент в сюжете, который меня удивил, после первой встречи Паркера и Эм-Ждей они идут в кафе, так вот продавец в нём был не кто иной, как сам Стэн-Ли, и я, являясь далёким от комиксов человеком, сразу его узнал (имхо это даже не пасхалка, а дань памяти и уважения создателю человека-паука). Помимо основной компании и активностей есть различные дополнительные миссии, они интересны и разнообразны (Assassin’s creed?), эти миссии бывают как одноуровневые, так и многоуровневые. В одну из таких миссий мы и встречаемся с «секретным» боссом — Надгробие, миссия, связанная с ним как раз многоуровневая, сначала человеком-пауком выслеживаем его приспешников, а потом избавляем Надгробие от его суперспособностей. Ещё в одной доп. миссии участвуем в челлендже у одной пустоголовой инста-блогерши, в другой спасаем «ряженого» человека-паука. В общем и целом, если не отвлекаться на активности, то игра ощущается как линейное повествование.
- И кратко про геймплей. В заголовке упоминаются вышки, к минусам я их не отнёс потому, что на всю большую карту этих вышек всего 12 (если мне не изменяет память) и их взлом обусловлен тем, что с карты пропадает «туман войны», т.е. открываются районы, их можно и не активировать, но тогда на карте не будут отображаться активности. Механика полётов на паутине классная (может быть, в предыдущих играх было лучше, но я не верю) раскачка, кульбиты, контроль скорости (по первой возникали небольшие проблемы). Бег по стенам весёлый, но вот ползание слишком топорное получилось, какое-то кривоватое. QTE вполне к месту и их не много. Самая же изюминка это драки, как я и говорил в начале, что очень похоже на Batman’a, но здесь это реализовано чуть быстрее и веселее, во первых за счёт паутины, а во вторых за счёт комбо и спецспособностей костюма. Паутиной мы можем вырывать оружия и щиты у противников и ими же кидаться в них, паутиной можно кидаться предметами (но не всеми), после прокачки умений можно кидаться бомбами и ракетами, на паутине мы можем бесшумно подвешивать врагов или же сбивать их с ног. С помощью паутины можно (и нужно) быстро сокращать дистанцию для удара, ещё после прокачки умений можно будет обматывать врагов, и кидаться ими (и громилами тоже). При использовании комбо, которые хоть и уступают MK, но являются не менее действенными (комбо из 3-4-5 ударов), копится концентрация для способностей костюма (я сначала использовал лечение, потом электрические кулаки), комбо можно делать не только на земле, но и в воздухе (подкинув врага апперкотом). В арсенале паука ещё имеется уклонение (прям как перекат в DS), который также включается в комбо. Гаджеты используются как в бою, так и в прохождении, моим основным боевым гаджетом стала обычная паутина (самый первый гаджет), вне боя стала электрическая паутина. По итогу играть весело и интересно, мелкие огрехи не портят впечатление.
4. Что получилось.
А получилась, по моему мнению, Хорошая игра (именно, так с большой буквы), с отличным сюжетом (как для не посвящённых в Marvel) и хорошим игровым процессом (активности, когда их мало, даже не напрягают, но потом их можно игнорировать). Игра, в которую интересно играть, в неё хочется играть, в ней интересна история персонажей и их мотивы, в ней интересно висеть на паутине и раздавать люлей супостатам, с помощью этой же паутины. В общем, я, наверное, соглашусь с журналистами в том, что эта лучшая игра по вселенной, даже не поиграв в другие (может быть позже, но не факт).
5. Заключение.
Ко всему выше сказанному хочу добавить, что данная игра отличный пример для всех, как нужно делать геройские игры (а не как Marvel’s Avengers) сегодня. Что в игре с открытым миром, с аванпостами и вышками, можно сделать интересную историю с хорошим сюжетом (даже по изъезженной вселенной) и увлекательным игровым процессом, а не бестолковый онлайн-сервис. Поэтому все кто ещё не ознакомился, стоит попробовать, даже если вы не фанат, как и я.
Во время подготовки к статье, была некрасивая ситуация со стороны SONY, касательно Miles Morales, но к счастью всех владельцев PS4 компания одумалась, осадок небольшой остался, но мы переживём.
Друзья товарищи, попытка номер два, попытался учесть критику после первой и исправиться в написании текста. Поэтому, критика приветствуется вся и адекватная и не очень.