В этом году поставил себе цель, которая перетечёт и на следующий год: закрыть пробелы в классической литературе. Что до «Мартина Идена», то острое желание к прочтению возникло после просмотра одноимённого фильма 2019г. за режиссёрством Пьетро Марчелло. Картина так понравилась, что пришло понимание – я обязан прочитать наконец книгу.
Джек Лондон преимущественно ассоциировался с произведениями, носящими приключенческий характер, к примеру, с любимой историей детства под названием «Белый Клык». Но «Мартин Иден» как раз с противоположной плоскости, рассказывающий о жизни, до которой рукой подать и легко потрогать. Основа, что будет актуальна в любое время, пока есть место творцам.
Этот роман будет близок творческим личностям: писателям, поэтам, художникам и т.д. Мартин был простым моряком, обладающим физической силой, но не имеющим развитого интеллекта, тяги к знаниям. Книг в руки не брал, учебные заведения не посещал, писал и читал плохо. И так продолжалось до одного поворотного момента – до встречи с девушкой из класса выше, с Руфью, в которую Март влюбился с первого же взгляда.
Чтобы быть на одном уровне с ней, Мартин стал залпом прочитывать книгу за книгой, учиться, а затем и самостоятельно писать. Иден почувствовал, что ему есть то, чем поделиться с людьми, твёрдо решил превратить эту страсть в профессию. На протяжении романа главный герой сталкивается со всесторонним непониманием и отсутствием веры в себя.
«Мартин Иден» очень правильная книга с той стороны, что человек должен твёрдо верить в самого себя и в то, чем он занимается, что любит. Над протагонистом часто смеются на протяжении повествования, уговаривают «устроиться на службу», даже Руфь не относится серьёзно к его деятельности. Но Иден продолжает гнуть линию: упорно отправляет рукописи в издательства, получает возвраты, у него кончаются деньги, он закладывает одежду, чтобы арендовать печатную машинку.
Мартин, конечно, должен поблагодарить Руфь за толчок к такому самосовершенствованию и обретению истинного себя, но всё же Джек Лондон слишком романтизирует любовь самого Идена – и это один из моментов, который причисляется к минусам произведения. Он любил только две вещи в жизни: Руфь и писательство. И без этих составляющих не мыслил дальнейшее существование.
Из последнего предложения предыдущего абзаца вытекает второй и весомый минус, связанный с концовкой романа, что выглядит инородным телом. Достигнув признания, но потеряв вкус жизни, Март теряет смысл существования. Это коррелируется, например, с Сергеем Есениным. Но лично я (не как критик, а как читатель) не принимаю такую концовку, придуманную Джеком Лондоном.
Так или иначе, но «Мартин Иден» интересен и полезен творческим людям, а также романтикам. Такому напору и настойчивости каждому стоит поучиться у главного героя романа.
Подписывайтесь на мой тг-канал