Маргарет: драма взросления, где Бог — верный друг 12-летней девочки, всегда готовый выслушать

Рейчел Макадамс и Кэти Бейтс помогают «дочери Человека-муравья» наслаждаться детством

Маргарет: драма взросления, где Бог — верный друг 12-летней девочки, всегда готовый выслушать

Маргарет 12 лет (Эбби Райдер Фортсон, исполнительница роли дочери Человека-муравья в первых двух фильмах о супергерое). Ее мама – Барбара – христианка (Рейчел Макадамс), отец – Херб – иудей (Бенни Сэфди, «Лакричная пицца», режиссер «Неограненных алмазов»). Но у них очень любящая семья, поэтому родители держат религиозный вопрос подальше от дочери и придерживаются позиции «вырастет – сама решит, это ее выбор, а не наш». И в 12 лет Маргарет начинает исследовать религии. Это совпадает с переездом в Нью-Джерси из Нью-Йорка, где остается жить бабушка по линии папы – Сильвия (Кэти Бейтс), с родителями мамы Маргарет не знакома из-за религиозных причин.

«Ты здесь, Бог? Это я – Маргарет» — второй режиссерский проект Келли Фрэмон Крэйг. Она дебютировала в 2016 подростковой драмой «Почти семнадцать» с Хейли Стайнфелд, Вуди Харрельсоном и Хейли Лу Ричарссон в главных ролях. Это история о принятии себя через принятие мира и других.

В жизни героини «Почти семнадцать» мало радости: единственный родитель, который ее понимал, внезапно умирает, единственная подруга начинает встречаться с ее единственным (и ненавидимым) братом, а симпатичный ей парень не обращает внимания. И, конечно, ее никто не понимает. «Все люди в мире так же несчастны и безуспешны, как и я, просто они это лучше скрывают. Попробуй как-нибудь, это тебя успокоит», — такой авторский терапевтический прием предлагает мама героини, формулируя идею, что не все кружится вокруг одного человека.

Главная героиня «Ты здесь, Бог?» растет в противоположной среде (у нее нет проблем с родителями, она быстро заводит друзей), но при этом тоже сталкивается с трудностями социализации. Точнее, с сопоставлением стереотипных ценностей и идеалов, которые ей навязывают извне, с тем, какой ей действительно хочется быть. Это основа любой драмы взросления, но здесь она переплетается с религиозным мотивом.

К изучению конфессий и поиску оптимальной для себя Маргарет подталкивает семейная ситуация (особенно сложные отношения родителей мамы с семьей Маргарет) и школьный учитель, предлагающий написать эссе на эту тему (во втором фильме Фрэмон Крейг образ учителя не такой значимый и яркий, как в «Почти семнадцать», где каждая вторая фраза персонажа Харрельсона – это панчлайн). Маргарет посещает синагогу с бабушкой, баптистскую церковь со школьной подругой, оказывается на исповеди у католического священника. Но при этом с Богом разговаривает только наедине или про себя (показательная сцена в церкви после ссоры с одноклассницей, когда в мыслях героиня описывает свои переживания и понимает, в чем виновата, а перед священником теряется).

Ключевой конфликт линии взросления в «Ты здесь, Бог?»: столкновение страха детства (не растет грудь, не было поцелуя, не начались месячные) и честность перед собой (на самом деле я хочу носить носки, хоть подруги и не делают этого; мне не нравится смазливый мальчик, которым принято восхищаться; у меня нет ненависти к одноклассникам, над которыми все смеются). Разрешение этих противоречий – дорога к идентичности.

Похожая сюжетная арка у мамы Маргарет. Ее можно считать второй главной героиней фильма. Барбара проходит путь от социальных ожиданий к настоящей себе: от того, какой хочет выглядеть к той, кем хочет быть. На протяжении фильма персонаж Рейчел Макадамс пытается быть хорошей домохозяйкой, идеальной мамой (и дочерью), безотказной соседкой, но к концу возвращается к любимому делу и учится говорить «нет» на неприятные для нее просьбы-предложения, не боясь показаться грубой. При этом остается идеальной мамой и женой.

«Ты здесь, Бог?» говорит, что быстрое взросление не всегда круто. Для этой идеи фильму нужен образ Лоры Дэкер – одноклассницы Маргарет, которая выглядит старше своих лет и страдает из-за этого. Именно разговор с ней становится поворотной точкой в сюжете и готовит героиню к кульминационному семейному ужину с бабушками и дедушками. Фрэмон Крейг предлагает наслаждаться детством – очень коротким периодом, когда можно легитимно прыгать через поливалки газона, весело проводить время с бабушкой, мечтать о менструации, пробовать все религии и разочаровываться в них.

Обращение, вынесенное в название фильма, повторяется множество раз, когда 12-летняя девочка сталкивается с возрастными трудностями и мечтами. Для нее разговор с Богом — это не молитва, а запись в личный дневник – она рассказывает о своей жизни и просит о простых вещах, которые и так с ней случаться, нужно лишь время. Но в 12 лет Маргарет думает, что взрослеет слишком медленно и поэтому для нее все кажется проблемой. Бог в фильме Келли Фрэмон – это друг (воображаемый или нет – неважно). Ведь друг – это не обязательно тот, кто решает твои проблемы, но обязательно тот, кто помогает их пережить.

Telegram-канал автора о фильмах и сериалах

#фильмы #мнения #обзор #кинонавечер.

 

Источник

Читайте также