Мы обычно в нашем блоге пишем про просоциальные игры, которые призваны сделать мир лучше. Вышедший в прошлом году симулятор каникул маленькой птички A Short Hike — символ 2020-го, главным лозунгом которого вполне может стать «личное больше политического». Потому что прежде чем менять мир надо попуститься.
Клэр встречает её тётя, рейнджер национального парка Hawk Peak. Клэр — птичка. Она привыкла жить в городе, не очень-то умеет летать и совсем не умеет карабкаться по скалам. Впереди — бесконечный летний день и бесконечное число тропинок.
Первым делом Клэр выясняет, что телефонной связи здесь нет, и расстраивается. Может показаться, что это очередной разговор в духе «оторвись от телефона и погуляй», но мы быстро понимаем, что звонок на самом деле важный. Связь ловит только в одном месте, на вершине Ястребиного пика (главная достопримечательность парка). В общем, A Short Hike — игра об одной короткой прогулке к вершине горы.
Вокруг в это время море, мелкий песок, смешанный лес, тенистые тропки. Даже зная, что звонок очень важен, ты всё равно быстро примиряешься с мыслью, что повлиять на ситуацию прямо сейчас невозможно и остаётся только насладиться прогулкой. И как типичный задёрганный современный человек, над которым всё время что-то висит, ты чувствуешь, как в этот момент твои плечи начинают расслабляться.
Чтобы взбираться наверх, Клэр нужно добывать специальные золотые перья: с помощью них можно карабкаться по отвесной скале и даже немного летать. Но дело в том, что никто не ждёт, что ты целиком посвятишь себя их поиску. И нет какой-то единой схемы их получения, можно купить их или заработать за выполнение квеста, найти в хитром тайнике или просто на дороге.
Зато вот что есть: пляж в изолированной бухте с площадкой для игр; замурованные проходы, соединяющие разные части острова; невероятно красивый маяк; таинственный остров, видимый в бинокль; множество удивительных рыб — всего не перечесть.
Игра, конечно, делает вид, что она про исследование закоулков острова, но на самом деле она про исследование собственного потенциала: насколько ты можешь отпустить себя и занять себя чем-то весёлым? Момент восхождения на вершину всё время откладывается, ведь столько ещё предстоит сделать! Только вы обогнёте остров и вам покажется, что вы заскучали, как в ваших руках окажется карта сокровищ. Только вы почувствуете, что освоились с полётами, как появится любитель паркура и предложит побегать наперегонки.
A Short Hike умудряется поймать настроение того тёплого выходного дня, в который ты шёл по пляжу, наткнулся на мячик и пинал его в своё удовольствие добрых полчаса — просто потому что сегодня у тебя нет никаких забот. Дело в том, что игра не только не требует от игрока ничего, так ещё и сама по себе невероятно расслаблена. У неё слегка ленивый здоровый юмор, напоминающий, что не нужно слишком стараться. Когда Клэр встречает персонажа-проводника, рассказывающего, какие клавиши зажимать, она резонно спрашивает его, с чего бы ей не знать то, что знают все птицы. «Да так прост, не знаю» — пожимает плечами проводник. И действительно, какая разница.
Этот парк населён множеством интересных зверят, и либо они поделятся с вами своей лёгкостью, либо вы сможете помочь им поймать этот общий уравновешенный и радостный тонус. С помощью него игра поощряет совершать добрые поступки, даже если за это не предусмотрено никакой награды. Время от времени вы можете получить, скажем, золотое перо, но чаще всего удовлетворение наступает просто оттого, что кто-то рядом с вами перестал нервничать, так же, как перестали наконец вы. Да и сами персонажи располагают к себе. На каждого приходится не больше пяти реплик, но и за счёт них можно проникнуться к ним симпатией. Карапуз-лягушонок, мастерящий песочные замки при помощи настоящей лопаты, сильно сомневается в существовании маленьких лопаток. Одна очень серьёзная птичка напевает что-то в духе: «О-о-о, я сижу здесь под ласковыми лучами, и всё хорошо, пока на мне крем с защитой от солнца…». Даже с неприятным задирой можно найти общий язык, если не относиться к вещам слишком серьёзно.
С точки зрения геймплея игра не представляет собой ничего революционного: бегай, прыгай, иногда бери в руки предмет. Но разнообразие активностей одновременно с их необязательностью создают ощущение полной свободы (не удивительно, что люди умудряются сравнивать её с The Legend of Zelda, хоть A Short Hike неисоизмеримо короче).
Вам наверняка знакомо это чувство: вечером вы кладёте голову на подушку, пытаетесь восстановить в памяти свой день, и вам кажется, что утро было неделю назад, если не больше. Чувство, что день равен целой жизни, которое так здорово схвачено в таких летних книжках как «Мы на острове Сальткрока» или «Вино из одуванчиков». A Short Hike подарит вам вот такой день. Это спокойный и при этом весёлый опыт — как короткая прогулка.