Основы механики, история, клубы и турниры — как сделать первые шаги в знаменитой коллекционной карточной игре.
Есть такой миф: коллекционные карточные игры — это сложно, дорого и непонятно. Мол, нужно проводить дни напролёт в игровых клубах, чтобы хоть чему-то научиться, и при этом тратить десятки тысяч рублей. Однако это далеко от реальности.
DTF пообщался с представителем компании Wizards of the Coast, Борисом Волком, а затем подготовил подробную инструкцию, как сделать первые шаги в мире Magic: The Gathering — самой известной карточной игре.
О чём вообще речь?
Если вы ни разу не слышали о Magic: The Gathering, то, скорее всего, последние двадцать лет провели в горах Тибета, тренируясь договариваться с Дормамму. Magic — пожалуй, самая известная коллекционная карточная игра (ККИ), придуманная ещё в 1993 году Ричардом Гарфилдом. Иронично, но Ричард, который к этому моменту стал профессором математики, занимался совершенно другой настольной игрой (RoboRally) и с ней пришёл к Wizards of the Coast. Компания заявила, что просто финансово не потянет производство, и посоветовала придумать что-нибудь простое и связанное с карточками. Желательно, чтобы в это ещё и можно было играть на разных мероприятиях.
Поэтому Ричард взял за основу коллекционные бейсбольные карточки, очень популярные в Америке (наверняка вы видели такие с футболистами или супергероями), а также механику другого своего проекта, Five Magics. Так в итоге родилась Magic: The Gathering.
Но почему она такая известная?
Всё просто. Magic: The Gathering — первая коллекционная карточная игра в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Все последующие проекты, как бумажные (вроде «Берсерка» или Yu-Gi-Oh!), так и электронные (Hearthstone) во многом шли по её стопам и уж точно ей вдохновлялись. Так что Magic фактически породила целый новый жанр, что случается далеко не каждый день, и навсегда вписала и своё имя, и имя создателя в игровой зал славы.
Интересно, что в 1997 году Wizards of the Cost получила патент за «новаторский способ игры и игровые компоненты, воплотившиеся вместе в виде коллекционных карточек». Другими словами, патент компании относится ко всем играм, где есть большое количество идей из Magic — вроде необходимости поворачивать фишки или карты, когда они используются, или составления собственной колоды из большого пула карточек.
А как же Покем…
Нет, карточные «Покемоны» появились на три года позже, в 1996, и в США издавались как раз-таки Wizards of the Cost. Кстати, в 2003 году патент стал частью юридического конфликта между американской компанией и Nintendo. Стороны пришли к взаимному соглашению, но на каких условиях — неизвестно до сих пор.
Ладно, с историческим ликбезом закончили. Как в это играть-то? Колода, карточки какие-то…
По классическим правилам в Magic: The Gathering сталкиваются несколько игроков, чаще всего — два, как на дуэли. У каждого есть по 20 жизней, и главная задача любой партии — свести счётчик жизней соперника к нулю. Себе на помощь можно призывать разных существ, обрушивать на голову оппонента мощные заклинания или пользоваться артефактами — для всего этого нужны карточки. Формально они делятся на два типа: Земли, приносящие ману, за которую разыгрываются любые другие карты, и Заклинания (сюда входят существа, артефакты, чары, а также мгновенное волшебство).
В большинстве игр используются колоды из 60 карт, которые нужно составлять заранее. Подбор правильных карт для своей колоды — это отдельное искусство и важная часть Magic: The Gathering, которая называется «метаигрой», игрой вокруг игры. Можно провести сравнение с всё тем же американским бейсболом, где тактические обсуждения, тренировки и перестановки игроков в межсезонья не менее важны, чем матчи.
Почему Земли, во множественном числе? Тип маны не один?
Совершенно верно. В мирах Magic: The Gathering существует пять типов маны, и они во многом определяют философию колоды владельца. Белый цвет олицетворяет порядок, свет и правосудие, синий — интеллект и обман. Чёрный цвет связан, естественно, со смертью, жадностью и аморальностью, красный — цвет ярости и мощной свободы, а зелёный — гармонии с природой, спокойствия и естественности. Визуально карта каждой Земли оформлена в своём стиле местности (отсюда и название): равнина, остров, болото, гора или лес.
Я могу составить колоду нескольких цветов? Или даже со всеми пятью?
Можете, но играть такой колодой будет непросто: чем больше цветов — тем сложнее их уверенно использовать. Поэтому обычно в колодах их от одного до трёх.
А как понять, какие из них сочетаются?
Формально — любые с любыми Лучше обращать внимание на то, какие механики чаще повторяются в том или ином цвете и насколько они «подыгрывают» друг другу. Для начала можно выбрать оттенки, находящиеся по соседству в «цветовом пирожке» или «цветовом колесе» (color pie). Это классический рисунок из шести кружочков, который можно увидеть на задней стороне любой карты, начиная с самого первого выпуска. Например, удачным выбором будет бело-синяя или красно-зелёная колода.
И, да, дизайн карт практически не менялся с того времени.
Мне рассказывали про каких-то Planeswalker-ов. Кто это?
Planeswalker-ы — особые создания, в большей степени союзники, чем существа. Это герои, которые активно участвуют в сюжете Magic: The Gathering, и зачастую обладают самыми мощными умениями и особенностями.
Сюжет в карточной игре? Серьёзно?
Абсолютно. У Magic: The Gathering вполне серьёзная литературная основа, которая раскрывается через карты и статьи на официальном сайте, а раньше по ней даже выпускались книги.
Magic: The Gathering состоит из множества измерений-миров, как в комиксах DC. Каждый мир подчинён своим законам и порядкам — к примеру, Иннистрад смахивает на Трансильванию и населён вампирами, оборотнями, зомби и призраками, а Каладеш явно вдохновлён стимпанком, с той лишь разницей, что основной движущей силой здесь выступает эфир. Лорвин и Шэдоумур, миры-близнецы, которые циклически переходят один в другой — и от этого населяющие их существа превращаются из дружелюбных мирных народов в кровожадных убийц и обратно, или Камигава, где одновременно уживаются царство живых и царство духов.
Но, пожалуй, самый необычный из всех — Мирродин, мир из металла, искусственно созданный големом Карном. Здесь моря состоят из зыбкой ртути, а поля зарастают лезвиями, и любое создание без металла внутри считается странным. Увы, создатель оставил в Мирродине заразу, фирексийское масло, которая начала искажать умы и тела существ, превращая их в страшных монстров.
И всё же, при чём здесь Planeswalker-ы?
Внутри них горит особая искра, которая позволяет им путешествовать между мирами. Тем самым одни и те же персонажи могут участвовать в разных событиях, пересекаться, знакомиться и состязаться друг с другом.
К слову, игроки тоже формально считаются Planeswalker-ами, которым была дана высшая сила призывать подмогу из любых миров.
Сюжет влияет на игровой процесс?
Скажем так — косвенно. Он не влияет непосредственно на то, что происходит на поле боя, однако во многом определяет способности и стиль существ, героев и заклинаний, которые будут в дополнении.
Собственно, миры зачастую связаны с дополнениями. Каждое из них — это либо новый мир, либо продолжение истории уже имеющегося, порой с новыми игровым механиками. К примеру, именно так была продолжена история Мирродина, который превратился в ужасающую Новую Фирексию, где почти все жители мутировали из-за фирексийского масла, и лишь горстка созданий борется за выживание.
Насколько часто выходят новые карты?
Новые карты в Magic: The Gathering выходят в форматах сетов. Раньше любое дополнение состояло из трёх сетов — основного, который выходил летом, и двух дополнительных, которые расширяли историю и концентрировались на отдельных аспектах механики.
Но с прошлого года дополнения делятся на две части — основной и дополнительной, выходящей спустя три месяца.
Шанс выпадения любой карты одинаковый? Или они отличаются по редкости?
Карты бывают четырёх основных видов редкости, которые можно определить по цвету: обычные (чёрные), необычные (серебряные), редкие (золотые) и мифические (тёмно-красные). Кроме того, у каждой карты есть премиум-версия в голографической фольге. Вероятность выпадения таких карт — порядка 1 к 70.
Впрочем, порой какие-то карты становятся редкими из-за типографских или авторских ошибок в описаниях. Такими карточками нельзя пользоваться в турнирах, но они высоко ценятся среди коллекционеров. Также есть две карты, которые печатались только единожды, и обе они связаны с турнирами. Первая называется «Чемпион Мира 1996», и, как понятно из названия, её получил победитель того года. Вторая — особая карта с драконом (Shichifukujin Dragon), посвящённая открытию Турнирного Центра в Японии.
Звучит интересно. Как мне начать играть? Нужно что-то купить?
На самом деле нет. Может показаться странным, но чтобы познакомиться с игрой и понять, насколько она действительно вам подходит, совершенно необязательно сразу покупать колоду.
Самый очевидный вариант — попробовать свои силы в электронной версии, Magic Duels, в которой есть все выпущенные карты и режимы игры. Там можно пройти обучение и потренироваться с ботом или реальным человеком.
Если есть Magic Duels, то зачем вообще нужна бумажная версия?
Затем же, зачем нужны бумажные книги, хотя есть электронные. Многие выбирают живой формат из-за атмосферы клубов, возможности поговорить с другими игроками, а также пробовать неклассические форматы и правила.
А что делать, если я хочу сыграть вживую?
Тут тоже всё просто — приходите в ближайший магазин, который можно найти через специальный сайт, и обращаетесь к любому продавцу. Вам всё с удовольствием покажут и расскажут, главное — не бояться спрашивать. Кроме того, в большинстве клубов есть специальные новичковые колоды, которыми можно сыграть несколько первых партий или при желании забрать их с собой. Бесплатно.
Ладно, с игрой более-менее познакомились, правила поняли. Как составить свою колоду?
Для начинающих игроков каждый год выпускаются специальные стартовые колоды. Раньше они назывались «Начальными наборами», но с прошлого года слегка изменились по формату и называются «Колоды Planeswalker-ов». Собственно, основное отличие — обязательная карта Planeswalker-а в колоде, чтобы новичок мог сразу с ними познакомиться.
Основной же способ составлять колоды — покупать бустеры, в каждом из которых находится 15 случайных карт. Кроме того, можно обмениваться картами с другими игроками (в клубах часто бывают специальные книги-обменники), покупать их друг у друга или выигрывать в турнирах.
Так или иначе, советы по сборке и стратегиям можно посмотреть на официальном сайте или на многочисленных форумах. Что интересно, когда Magic: The Gathering только появилась, создатели принципиально не раскрывали состав дополнений и степень редкости карт, чтобы не убивать элемент сюрприза. Впрочем, чем больше было карт — тем отчётливей становилось, что недостаток информации мешает метаигре. Поэтому от этой практики довольно быстро отказались.
К слову о турнирах. Какие они бывают?
Два основных типа турниров — с заранее составленной колодой (constructed) и ограниченные (limited). Для участия в первых нужна колода из 60 карт, и каждая из них (за исключением Земель) не может встречаться больше четырёх раз. В наиболее доступном для игроков формате с составленной колодой, Стандарте, можно пользоваться картами, которые выходили в последние год-полтора. Кроме него существуют еще такие форматы как Модерн, Легаси (где участвуют и совсем уж древние карты) и другие. Точный перечень разрешенных дополнений можно уточнить на сайте или у организатора.
На ограниченных турнирах участники получают бустеры, из которых и формируют свои колоды. Основное условие — в такой колоде должно быть минимум 40 карт. Карты, которые были получены игроком в процессе турнира, составляют его дополнительную колоду. Вне зависимости от успешности выступления участник забирает все вскрытые карты с собой.
Также существуют многочисленные любительские форматы. С 2014 года в магазинах проводятся Friday Night Magic, где можно сыграть в любой формат, если он не противоречит основным Турнирным Правилам Magic (никаких поддельных карт, никаких ставок и так далее).
А как же азарт? Так же скучно…
Но зато справедливо. Впрочем, долгое время среди игроков был популярен дружеский формат игр, где перед началом партии каждый из оппонентов вытаскивал одну случайную карту из своей колоды и клал её лицом вниз. По окончанию матча обе карты доставались победителю.
Что нужно сделать, чтобы участвовать в турнирах?
Достаточно просто прийти в магазин в день турнира и получить личный номер, который внесёт участника в международную соревновательную систему (DCI). В Magic: The Gathering есть система, похожая на рейтинг Эло в шахматах, которая учитывает все победы и поражения игрока и позволяет оценить его силу.
Какие турниры официальные, а какие нет?
Все турниры, которые проводятся в магазинах и клубах, по умолчанию считаются официальными.
Сколько денег мне придётся потратить, чтобы начать играть?
Покупая колоды и бустеры, полезно держать в голове два факта. Во-первых, русские версии стоят зачастую чуть дороже английских — в среднем на 100 рублей. Во-вторых, в некоторых магазинах бывают скидки и подарочные баллы, так что выберите наиболее подходящий.
Что до конкретных цифр, то стартовая колода («колода Planeswakler-а») последнего дополнения, «Эфирный Бунт», обойдётся в 990 рублей. При желании к ней можно добавить пару бустеров, в 220-240 рублей каждый. Таким образом, 120 карт (в колоду Planeswalker-а также входят два бустера) обойдутся вам в примерно 1500 рублей.
В дальнейшем можно покупать бустеры сразу по пять штук, что выльется в 1000 рублей. Если увлечётесь всерьёз — можно расщедриться на дисплей бустеров, куда входит 36 бустеров (540 карт) за 6000 рублей.
Последний вопрос. За 24 года наверняка было выпущено много карт…
Более 16 тысяч, если быть точнее.
Как художники не повторяются?
Секрет прост — чаще всего художник работает над одним, максимум несколькими выпусками, а порой и всего над несколькими картами. К примеру, одну из карт первого выпуска в 1993 году нарисовала тётя Ричарда Гарфилда. Но, так как она была классическим художником, то и карта получилась необычной.
Вообще, далеко не всегда авторы карточек знакомы с миром фэнтези. Порой это приводит к забавным курьёзам — как когда одному из художников прислали описание «Это заклинание создаёт молнию. Покажите, как она бьёт в дракона». Проблема была в том, что слово drake из описания только для любителей фэнтези означает «небольшой дракон», в то время как обычный его перевод — селезень. В итоге заказчики с удивлением получили карту, где здоровенная молния ударяла прямо в ошарашенную утку.
В Magic: The Gathering действительно нет ничего заумного и дорогостоящего — начать играть можно с лёгкостью, не потратив ни копейки (что для новичка немаловажно).
Так что если есть желание — ищите ближайший клуб и приходите знакомиться.
Источник: