Magic: The Gathering. Какие существуют турниры и как начать участие

Привет, SE7EN! В прошлом посте я рассказала, что такое MTG и почему игра заслуживает внимания, а еще — слегка затронула историю и форматы игры. Сегодня подробнее расскажу о форматах игры — кстати, поймете, как они обеспечивают прибыльность для издателя. Поговорим о собранных и ограниченных колодах, с чего начинать новичку и где будет интересно продолжающим. И, конечно, обсудим, почему MTG — это больше чем одна игра.

Сразу спойлер: в основе всего лежат бустеры — запечатанные наборы карт. На фото – как раз такие.

Magic: The Gathering. Какие существуют турниры и как начать участие

Дело в турнирных форматах

В прошлый раз я уже говорила, что именно турниры раскрывают MTG, позволяют определить потенциал вашей колоды и снижают фактор удачи. Но форматы турниров бывают разные, каждый предназначен для своей цели и описан в правилах. Казалось бы, зачем это нужно? Шахматы, например, почти всегда обходятся единственным форматом — меняется только время, отведенное на партию или на ход.

Основной признак, по которому можно подразделить все форматы MTG — это Constructed и Limited, то есть собранные и ограниченные колоды.

  • Constructed — это то, что вы принесли из дома, собрав из любовно подобранной коллекции.

  • Limited — то, что так или иначе соорудили прямо на турнире перед началом матча, из свежераспечатанных упаковок.

Собранные колоды: игра коллекционера

Constructed поощряет коллекционирование — вечный человеческий инстинкт. От нумизматики через филателию к достижениям «Стима» принцип один и тот же — собери все экземпляры коллекции. В идеале, абсолютно все.

Можно назначить себе личные ограничения, но суть останется той же. Всегда есть более или менее общедоступные экземпляры коллекции, относительно редкие и, наконец, действительно редкие. Следом за ними могут быть уникальные или единичные, но о них расскажу когда-нибудь попозже — это тема для отдельного поста.

Отсюда и дальше нужен дисклеймер. Серьезно, он нужен. Иначе этот текст просто не получилось бы написать.

В каждом следующем утверждении есть свои исключения и нюансы, и частично я их упомяну или косвенно обозначу. Но если мы углубимся в детали, это помешает донести основные мысли. Поэтому представьте маленькую звездочку после каждого предложения, а напротив нее слова «хотя возможны определенные исключения». Точно так же я не перечислю вообще все форматы — их слишком много для одного поста.

В MTG изначально задана «редкость карт» — то есть, сколько карт могут быть сравнительно редкими и насколько именно. В каждом стандартном запечатанном наборе вы получаете 15 карт и шестнадцатую — рекламную. Из них десять будут обычными (Common), три необычными (Uncommon), одна — редкой (Rare), последняя — землей (Land). С шансом ⅛ вместо редкой карты вы получите мифическую (Mythic Rare). Система кажется вполне обычной для компьютерных «экшн-рогаликов» типа Diablo, но они вышли несколькими годами позднее.

Замечу, что в каждом выпуске MTG может быть 10–20 разных мифических карт и каждое название карты допустимо в Собранной колоде не более четырех раз. То есть на практике обычно четыре и есть, потому что вы хотели бы, чтобы карты попадали к вам в руку более-менее предсказуемо. Значит, одними запечатанными наборами для коллекции вы не обойдетесь. Всегда будет что-то, чего вам для вашей самой лучшей колоды не хватает — даже если вы готовы платить больше за наборы для коллекционеров, где средняя редкость карт сильно повышена. Но там, где есть спрос, есть и предложение, и торговля реальными, а не электронными картами между игроками легальна. Вы отправляетесь на одну из торговых площадок и находите там искомое — главное, следите, чтобы сделка была защищена.

Рано или поздно вы соберете несколько колод по шестьдесят карт и будете готовы встречаться с другими коллекционерами в Собранных форматах. Потом основным вопросом станет ротация — то, когда именно старые карты становятся неприменимы, чтобы на их место пришли новые. От этого и зависит формат. Стандартный, модерн, легаси или даже винтаж? Спокойно, о них расскажу ниже. Во что именно вы будете играть, решать вам — все зависит от того, как вы относитесь к ротации.

В качестве случайного интересного факта: форматы определяют минимальный размер колоды. Максимальный — не ограничен, но игрок должен быть в состоянии перетасовать свою колоду без посторонней помощи.

Стандартный формат

Разрешены только карты, выпущенные в течение последних трех лет. Остальные считают устаревшими. Проблема коллекционера здесь в ежегодном обновлении коллекции: выпадающие карты, очевидно, надо чем-то заменять.

Одновременно разработчик игры уверен, что новые выпуски точно будут покупать — в конце концов, эти карты устареют еще не скоро. Раньше существовал также более строгий блоковый формат, подразумевающий пределы лишь одного конкретного блока из трех выпусков — практически, одного года. Но с 2018 года его отменили.

«Модерн» и «Пионер»

Постоянная гонка со временем утомляет. В конце концов в реальности многим приходилось как минимум регулярно обновлять компьютеры и смартфоны (и ни слова о ремонте!). МТГ — это всего лишь игра, и понятно желание хотя бы в ней c подобным не сталкиваться. «Модерн» создан в 2011 году, и ротации в нем нет — легальны все карты с современной рамкой. То есть начиная с 2003 года до последних выпусков включительно. В целях баланса некоторые карты запрещены в «Модерне».

Есть более приближенный к настоящему времени вариант «Модерна» — «Пионер», где легальны карты начиная от 2012 года. Но его бумажную популярность сильно подкосила недавняя пандемия, а в онлайне его начали поддерживать буквально несколько недель назад.

«Легаси» и «Винтаж»

Два очень близких формата, так что объединю их под одним заголовком. В Винтаже разрешено вообще все без исключений, вплоть до карт издания Alpha 1993 года.

«Легаси» — почти тот же «Винтаж». Но, как и в «Модерне», в нем некоторые карты точечно исключены из формата. Иначе они могли бы так или иначе поломать ход игры, сделав ее несбалансированной. Ощущение, когда разыгрываешь древнюю жемчужину своей коллекции, непередаваемо.

Ограниченные колоды: игра стратега

Это форматы, которые я организовывала лично и знакома с ними ближе. Здесь вы приходите на турнир с пустыми руками, получаете стандартные начальные колоды или несколько запечатанных наборов карт, и ориентируетесь в своих ресурсах и возможностях здесь и сейчас, на месте. Ключевая особенность ограниченных форматов: после игры вы уносите добычу домой и пополняете коллекцию.

Запечатанный формат

Все максимально просто: одна из начальных колод выпуска, три запечатанных набора карт, распечатать на месте проведения турнира, отсеять лишнее, собрать из результата свою колоду, и в бой.

В этом формате в колоде может быть 40 карт, а не 60. Очевидно, вы работаете с тем, что пришло в руки, а не с тем, что тщательно подобрали за годы. Пожалуй, самый простой формат, начальный уровень. Проще этого может быть разве что одиночная, не турнирная игра начальными колодами. К слову, начальные колоды всегда подходят для игры и без покупки дополнительных наборов карт, так что если вы пока не готовы к турнирам, на них можно потренироваться.

«Драфт»

Слово, которое сложно перевести: я встречала варианты «Выбор», «Извлечение». Сама предпочитаю «Призыв», но на практике укоренилась именно транскрипция с английского: драфт.

Все игроки берут три набора карт. Открыв свой набор, каждый выбирает одну карту, но не подглядывает за соседями. Сделав выбор, игроки передают свои оставшиеся карты налево по кругу — по часовой стрелке — и снова выбирают по одной из того, что получили.

Когда набор карт исчерпывается, открывают второй набор, но теперь передают его направо, против часовой. Третий — снова налево. Здесь возникает интересная психологическая дилемма: все, что взял в драфте, ты можешь унести домой. Что важнее — повысить свои шансы прямо сейчас или пополнить коллекцию для Собранных форматов недостающим элементом? Эти цели не всегда сочетаются. Похожий вопрос: что лучше взять себе, потому что оно нужно именно вам, а что вы просто не хотите отдавать соперникам?

К слову, выбор в «Драфте» может вызывать интернет-скандалы. В истории по ссылке игрок выбрал редкий фольгированный Tarmogoyf, хотя мог взять более оптимальный по турнирной ситуации Burst Lightning. Реакция публики была, мягко говоря, противоречивой.

Дальше, имея на руках 45 полученных из драфта карт, нужно составить колоду из 40, причем в ней может быть любое количество простых земель. На практике «любое количество» равняется 16–18 — это оптимальный, проверенный годами интервал. Карты земель в достаточном количестве должен обеспечить организатор, ведь в каждом наборе всего лишь по одной земле, которых ни на что не хватило бы.

То есть из выбранных сорока пяти случайных карт половина использоваться не будет. Какая именно половина — это и есть стратегический вопрос и самая увлекательная часть драфта.

Многопользовательские: «Двухголовый гигант»,  «Командир», «Клятвопреступник»

«Двухголовый гигант» — игра 2х2. Команда из двух игроков выигрывает, когда побеждает любой из них, и то же самое о проигрыше. У них общий пул жизни, тридцать баллов на двоих. Координироваться можно, непосредственно играть за соседа нельзя. Но это не так интересно, как формат «Командир».

В «Командире» в каждой колоде ровно 100 карт, одна из которых — легендарное существо, командир вашей армии. При этом дубликатов, кроме земель, нет вообще, и все карты должны соответствовать по цветам командиру.

Четыре игрока (возможно больше, возможно меньше, но традиционно четыре) играют каждый сам за себя и против всех остальных, и только один победит. Командира, поскольку он легендарен и могуч, в этом формате почти невозможно убить. Если командир убит, вместо того он отходит на перегруппировку в личную зону командования, и вызвать его обратно в игру стоит на две маны больше. Эта дополнительная цена накапливается с каждой очередной гибелью командира.

При этом в «Командире» у игроков два отдельных условия поражения от потери здоровья. Одно — обычное, достаточно потерять свои 40 баллов жизни. Но если какой-либо определенный командир — именно как существо, не как игрок — нанесет определенному игроку 21 единицу урона, этот игрок терпит поражение.

Правила «Командира» не формализуют альянсы, договоренности и временные перемирия, но этот дипломатический слой всегда самозарождается и в каждой партии неповторим. Формат считается легким для начинающих — вы просто берете готовые колоды и приступаете.

Интересный факт: изначально формат был создан не разработчиками, а аляскинскими фанатами в конце девяностых. Примерно в этих краях:

Тогда он назывался Elder Dragon Highlander, то есть Древний дракон-горец. Да, именно тот самый горец, который «должен остаться только один». Подтвержден разработчиками он был десять с лишним лет спустя, в 2011 году.

На фото — Адам Стейли, основоположник формата. Из-за харизмы и эпичной бороды просто не могу не показать его фото тут
На фото — Адам Стейли, основоположник формата. Из-за харизмы и эпичной бороды просто не могу не показать его фото тут

История официального признания фанатских форматов продолжается. В марте 2023 года был подобным же образом признан, появившись на официальном сайте, Oathbreaker, или «Клятвопреступник». Родич «Командира», тоже многопользовательский формат, где все против всех, шестьдесят (а не 100) карт без повторов, но теперь вместо командира — бессмертный чародей Planeswalker, мироходец. Он носит с собой Signature Spell, личные чары, которые может использовать многократно. На тех же условиях, с повышенной ценой после каждого применения.

Отмечу и подчеркну, что первые упоминания о «Клятвопреступнике» относятся к 2016 году, а поддержка авторами в виде неофициальных списков запрещенных в формате карт длится с 2019-го. Этим людям десяти лет до формального признания ждать не пришлось. Но, мне кажется, важно, что все это время они не сидели на месте, а продолжали развивать и продвигать свои идеи.

Хотя официальное признание очень важно для рейтингов и стандартизации правил — на самом деле в турнирах нет ничего сложного, и даже официальная поддержка может быть не нужна. Главное выбрать, что именно вы организуете. А если у вас есть свежая идея, как можно видоизменить и дополнить стандартные правила, то… в общем, просто берите и делайте. Не исключено, что вас услышат.

Что же выбрать

Если вы буквально только-только начинаете свой путь в MTG — пробуйте начальные, стартовые колоды, которые подходят для одиночных дуэлей с друзьями. Чуть позже, усвоив азы механики, можно перейти на «Командира» — в мои времена его еще не было, но авторы предлагают готовые колоды под этот формат. Все карты в нем в единственном экземпляре, так что сочетания комбинаций не настолько сложны. К тому же его внутренняя дипломатия — уникальная фишка формата.

Дальше в прогрессии, наверное, собранные колоды и простой запечатанный формат — «Модерн» выглядит разумным выбором. И «Драфт» — самый драматичный и динамичный вариант, который останется интересным всегда. Собирать в нем колоду предстоит буквально с нуля и с колес, в зале турнира.

На сегодня все. В следующий раз расскажу о мультивселенной MTG, недавних кроссоверах и мета-игре. В качестве постскриптума тизер к следующему посту картинкой:

Да, это наборы карт MTG по мирозданию Baldur’s Gate
Да, это наборы карт MTG по мирозданию Baldur’s Gate

 

Источник

Читайте также