Если не знать заранее, довольно трудно поверить, что один и тот же человек создал «Леона», «Пятый элемент» и «Ангел-А». Сам режиссёр объясняет это тем, что любой фильм требует полной самоотдачи и после окончания работы хочется переключиться на что-нибудь совершенно другое.

Во время съёмок «Атлантиды» у нас был девиз: «Возьмём камеру и немного поныряем». После съёмок я три года не мог говорить о воде. Поэтому все мои фильмы абсолютно разные — мне невыносимо возвращаться к старой теме.

Люк Бессон

Но всё-таки можно выделить некоторые приёмы, которые отличают Люка Бессона от других знаменитых режиссёров и прослеживаются в, казалось бы, совершенно разных по стилю картинах.

Единство противоположностей

Начиная с одного из первых полнометражных фильмов Бессона «Подземка» бросается в глаза почти обязательная тема встречи и близости двух совершенно непохожих людей. Причём это не просто мужчина и женщина. Они должны быть полной противоположностью друг другу. И тем ярче и интереснее становится их дружба и сближение.

Девочка и профессиональный киллер в «Леоне», сильная, но юная и наивная Лилу и циничный, уставший Корбен Даллас в «Пятом элементе», мошенник и загадочная девушка в чёрно-белом фильме «Ангел-А». Герои просто обязаны быть разного пола, разного возраста, разного характера, даже разного роста. И на фоне этого их способность найти общий язык становится настоящим достижением.

Что посмотреть

«Леон»

  • Драма, криминальный боевик.
  • Франция, США, 1994 год.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 8,6.

Безжалостный убийца Леон оказывается единственным, на кого может положиться девочка Матильда после того, как полицейские расстреляли её семью. Холодному одиночке предстоит найти с ней общий язык, привязаться к девочке и обучить её своему мастерству.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

«Ангел-А»

  • Мелодрама, комедия, нуар.
  • Франция, 2005 год.
  • Длительность: 88 минут.
  • IMDb: 7,1.

Неудачник Андре, задолжав бандитам огромную сумму денег, решает покончить жизнь самоубийством. Но внезапно при нём с моста прыгает очень красивая девушка. Андре спасает её, и она обещает помочь ему с деньгами и кредиторами. Но кто она такая и случайно ли они встретились?

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Любовь к природе

В кинематографе есть два великолепных режиссёра, обожающих подводные съёмки. Это Джеймс Кэмерон и Люк Бессон. И если Кэмерона завораживает в первую очередь масштаб и неизведанность глубин, то Бессон скорее тянется к единению с природой и полному погружению в стихию.

Этому есть вполне конкретное объяснение: он родился в семье инструкторов по плаванию, всё детство провёл на побережье и сам очень любил нырять. Но в 17 лет Бессон получил травму, и врачи запретили ему погружаться.

Страсть к водной стихии так и не пропала, только перевоплотилась в кинематограф. В 1988 году Бессон выпускает фильм «Голубая бездна» (не путать с «Бездной» всё того же Кэмерона) — отчасти биографическую картину о чемпионах по фри-дайвингу, ныряющих на глубину без воздуха. А спустя три года выходит его документальная картина «Атлантис», посвящённая обитателям подводного мира.

Бессона волнует не только вода — проблемы экологии планеты и пагубного воздействия человека на природу прослеживаются во многих его фильмах.

Даже в «Пятом элементе» Лилу сомневалась, стоит ли спасать человечество, увидев, что люди делают с Землёй и друг с другом. Эта тема сейчас снова всплывает и в «Валериане и городе тысячи планет». Но наиболее ярко «зелёная» идея проявляется в фильме «Люси». Здесь Бессон на фоне философской фантастики и драйвового действия пытается донести, казалось бы, простую, но очень важную истину: человек всего лишь часть природы, и нужно уметь находить с ней общий язык.

Что посмотреть

«Голубая бездна»

  • Драма, мелодрама, приключения.
  • Франция, США, Италия, 1988 год.
  • Длительность: 132 минуты.
  • IMDb: 7,6.

Фильм о двух друзьях, ставших вечными конкурентами в нырянии на глубину без воздуха. Каждый мечтает побить рекорд соперника даже ценой риска для жизни. Но параллельно с соперничеством разворачивается и любовная история.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

«Люси»

  • Фантастический боевик.
  • Франция, 2014 год.
  • Длительность: 90 минут.
  • IMDb: 6,4.

Девушка Люси работает наркокурьером и однажды, после попадания в её кровь неизвестного вещества, осознаёт, что её мозг работает намного быстрее, чем у других людей. Постепенно Люси открывает в себе почти сверхъестественные способности и даже учится управлять силами природы и временем.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Цитирование классики

Как и многие современные режиссёры, Люк Бессон регулярно цитирует классику кинематографа. Но если другие часто делают ремейки или копируют костюмы и образы, то он предпочитает делать целые сцены, напрямую отправляющие к великим фильмам, зачастую чёрно-белым или даже немым.

Финал «Подземки» практически полностью копирует концовку фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Причём повторяется не только сама сцена. Ракурсы, длительность каждого кадра, эмоции — всё один в один. А сцена создания Лилу в «Пятом элементе» явно отсылает к классическому фильму «Метрополис» 1927 года, одному из знаменитейших примеров киноэкспрессионизма и футуризма.

«Жанна Д’Арк» также целыми кусками ссылается на классику, а именно на немую картину «Страсти Жанны Д’Арк» знаменитого Карла Теодора Дрейера. Повторяются крупные планы, сочетание крестов и огня и многое другое.
Но особенно изящно выглядит сцена в фильме «Малавита», где герой Роберта Де Ниро смотрит в кинотеатре фильм «Славные парни» Мартина Скорсезе, в котором сам Де Ниро когда-то и сыграл одну из главных ролей.

Что посмотреть

«Жанна Д’Арк»

  • Драма, биография, история.
  • Франция, 1999 год.
  • Длительность: 160 минут.
  • IMDb: 6,4.

История знаменитой Орлеанской девы — набожной девушки, слышавшей голоса и ставшей полководцем французской армии. Душевные терзания главной героини сменяются масштабными батальными сценами.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

«Малавита»

  • Чёрная комедия.
  • Франция, США, 2013 год.
  • Длительность: 111 минут.
  • IMDb: 6,3.

Бывший глава мафии переезжает с семьёй в тихий городок, где живёт под легендой писателя, собирающего материал для книги. Но при любом конфликте он не в силах сдержать свой темперамент — и старые привычки берут верх. К тому же враги из прошлого узнают о новом месте жительства семейства и хотят расквитаться.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Творчество для детей

В начале двухтысячных Люк Бессон всерьёз начал заниматься творчеством для детей.

Процесс создания мира «Артура и минипутов» был долгим и достаточно необычным. Всё началось с того, что художник Патрис Гарсия принёс ему несколько рисунков с маленькими существами, сидящими на листочках. Бессон написал сценарий об их мире и хотел, чтобы Гарсия снял фильм об этом. В итоге тот не справился и режиссёр взялся за работу сам. Процесс создания фильма затянулся на годы, поэтому для поддержания интереса Бессон выпустил в 2002 году две книги из серии «Артур» на основе сценария, а первый фильм из будущей серии увидел свет только в 2006-м.

Люди часто говорят, что в глубине души я ребёнок. На самом деле, думаю, у меня просто есть доступ к моему детству, я его очень хорошо помню. Все мы когда-то были детьми. И это качество нужно уважать.

Люк Бессон

Вся серия фильмов об Артуре — чисто детское кино, без всяких заигрываний со взрослым юмором. Технология съёмок очень интересна, весь природный фон представляет собой обработку реальных цифровых фотографий, а вот сами персонажи компьютерные. Это создаёт эффект большей реалистичности происходящего.

Что посмотреть

«Артур и минипуты»

  • Фэнтези, приключения.
  • Франция, США, 2006 год.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 6,0.

Десятилетний Артур хочет помочь своей бабушке и отправляется на поиски сокровищ, которые спрятаны в стране миниатюрных существ. Встретившись с минипутами, Артур отправляется в приключение, полное опасностей и чудес.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Обращение к французским комиксам

Нередко за основу фильмов Бессон берёт классические комиксы. Но не традиционно популярные в мире американские, а именно те, что читал он сам в детстве.

«Пятый элемент» практически напрямую можно связать с комиксами «Валериан и Лорелин». На съёмках этого фильма с Бессоном около полугода работал художник этой серии Жан-Клод Мезьер. Да и визуально некоторые образы и сцены, например летающее такси или бегство героя по подоконнику, один в один напоминают картинки из этих комиксов.

В 2010 году выходит картина «Необычайные приключения Адель», также основанная на популярных в 70-х годах французских комиксах Жака Тарди. «Адель» совершенно непохожа на «Валериана», это приключенческие истории о писательнице-журналистке, которая постоянно сталкивается со сверхъестественными существами и мистическими историями.

Ну а в 2017 году Бессон выпустил фильм «Валериан и город тысячи планет» — экранизацию любимого им в детстве комикса. Для Франции это настоящая легенда, серия издавалась почти 40 лет и разошлась по миру тиражом в 10 миллионов экземпляров.

Что посмотреть

«Пятый элемент»

  • Боевик, приключения, фантастика.
  • Франция, 1997 год.
  • Длительность: 126 минут.
  • IMDb: 7,7.

На землю надвигается великое зло, грозящее уничтожением всего мира. Победить его можно, только собрав вместе пять важных элементов. Но пятым элементом оказывается наивная девушка Лилу, помочь которой в спасении мира должен Корбен Даллас — таксист из Нью-Йорка.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

«Необычайные приключения Адель»

  • Приключения, фэнтези.
  • Франция, 2010 год.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 6,3.

Журналистка Адель отправляется в Египет, чтобы найти там древнюю мумию. Тем временем в Париже из доисторического яйца вылупляется детёныш птеродактиля. У Адель есть свои планы и на мумию, и на профессора, который совершил это оживление.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Работа над сценариями

Если Люк Бессон и пропадает на какое-то время с поста режиссёра, это совершенно не значит, что он забросил кино. Фильмы по его сценариям выходят постоянно, можно даже сказать, что это основное его занятие. Просто иногда Бессон берётся снимать сам, а иногда отдаёт проекты другим режиссёрам. По его сценариям сняты все фильмы серии «Такси», все три «Перевозчика», «Васаби», «Багровые реки», «13-й район» и ещё десятки других.

Что посмотреть

«Такси»

  • Комедия, боевик, криминал.
  • Франция, 1998 год.
  • Длительность: 86 минут.
  • IMDb: 6,9.

Таксист-гонщик Даниэль и совершенно не умеющий водить полицейский Эмильен решают помочь друг другу и пытаются поймать неуловимую банду грабителей банков, скрывающихся от полиции на мерседесах. Но такси Даниэля способно догнать даже самого быстрого бандита.

Смотреть в Google Play →

Постоянная команда

Как и многие маститые режиссёры, Бессон любит работать с одними и теми же людьми. Причём в его случае это касается не только актёров. К большинству фильмов музыку пишет один и тот же композитор — Эрик Серра. Оператор тоже практически всегда один — давний напарник режиссёра Тьери Арбогаст. И тот факт, что над фильмами, такими разными визуально и стилистически, работает одна и та же команда, добавляет ещё немало очков в копилку таланта Люка Бессона.

Что же касается актёров, то наиболее часто в картинах Бессона либо в фильмах по его сценариям можно увидеть Жана Рено. Он впервые появился ещё в самом первом полнометражном фильме режиссёра «Предпоследний», а после неоднократно снимался в его картинах как в главных, так и во второстепенных ролях.


Совсем недавно на экраны вышел новый фильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет». При всей кажущейся простоте и яркости сюжета, выпуск именно этой картины — давняя мечта режиссёра. Как уже было упомянуто, Бессон читал эти комиксы с детства и давно хотел перенести их на экран. Первый вариант сценария был готов ещё 10 лет назад, но на тот момент снять фильм такого масштаба не было возможности. Теперь, благодаря развитию технологий, она появилась.

Желая сделать всё именно так, как он хочет, режиссёр даже пошёл на финансовые риски. Он снова снял самый дорогой неголливудский фильм (предыдущим был его же «Пятый элемент»), но при этом отказался сотрудничать с крупными студиями, поскольку те начинали диктовать свои условия. И поэтому в новом фильме настоящего Бессона очень много: два героя с противоположными характерами, комиксы, снова остро поднимается вопрос о защите природы. Но главное — многие сцены и образы из комикса перенесены на экран буквально один в один.