Жизнь без Хайзенберга.
В 2008 году на американском телеканале AMC начали транслировать сериал Breaking Bad («Во все тяжкие»). История о больном раком учителе химии, который, чтобы обеспечить финансовое благополучие своей семьи, решил производить и продавать наркотики, быстро стала популярной.
Всего вышло пять сезонов, по ходу которых главный герой, Уолтер Уайт, перевоплотился из жалкого и затюканного жизнью неудачника в расчётливого и хитрого воротилу криминального бизнеса.
Большое внимание к проработке персонажей, отличный визуальный ряд и захватывающий сюжет сделали Breaking Bad одним из лучших телепроектов в истории. Он собрал множество наград и даже попал в Книгу рекордов Гиннеса, как сериал с самым высоким рейтингом на Metacritic.
Неудивительно, что всего через два года на том же телеканале состоялась премьера своеобразного продолжения — сериала Better Call Saul («Лучше звоните Солу»), действие которого происходит в той же вселенной и с теми же персонажами. Его лучше не пропускать, и вот почему.
Better Call Saul — это тоже произведение «высокого» жанра
На этот раз главным героем стал Сол Гудман — юрист с очень гибкой моралью, который, используя незаконные методы, помогал Уолтеру Уайту избегать проблем с законом.
Надо отмыть деньги? Сол Гудман легко придумает способ. Нужен покупатель на крупную партию метамфетамина? Сол Гудман подскажет, как с ним связаться. Необходимо поменять личность и сбежать из города? Сол Гудман знает людей, которые легко организуют новые документы.
Это был классический трикстер — комический персонаж-архетип, который нарушает закон не по злой воле, а из любви к процессу.
Сопереживать Солу не получалось, но авторы и не ставили такую задачу. Пока другие герои мысленно прощались с жизнью под дулом пистолета, Сол Гудман шутил, врал, изворачивался и предлагал своему потенциальному убийце одну сделку за другой. Реальная угроза для жизни — это, вроде как, результат лёгкого недопонимания.
Так что когда AMC объявили о создании отдельного сериала про Сола Гудмана, вполне резонно было ожидать ситком о плутоватом адвокате. Одна серия — один клиент, проблему которого главный герой решает играючи.
Но на выходе получилось нечто совсем другое — тот же самый Breaking Bad, с сериями по 50 минут, только вывернутый наизнанку.
Действие происходит в двух временных периодах. Первый показывает, как сложилась жизнь Сола Гудмана после событий сериала Breaking Bad. Это небольшие вставки, которые предваряют каждый сезон. Выполнены они в черно-белом цвете, потому что в будущем у Сола всё не очень хорошо: он носит усы, чтобы его никто не узнал, постоянно оглядывается, опасаясь за свою жизнь и месит тесто в пекарне, куда устроился разнорабочим.
По вечерам Сол возвращается в свой маленький домик и пересматривает кассеты со старыми рекламными роликами своей юридической фирмы. Теперь он никто и должен быть тише воды, ниже травы.
Второй временной период — это события, происходившие за шесть лет до начала сюжета Breaking Bad. Никакого Сола Гудмана там ещё нет, а есть муниципальный адвокат Джеймс Макгилл. С виду честный парень, что защищает преступников по назначению властей, заботится о своём болеющем старшем брате и мечтает однажды открыть свою собственную юридическую фирму.
Тому как Джеймс, столкнувшись с серией моральных дилемм, переименует себя в Сола, и посвящен сериал.
Сол Гудман оказался действительно интересным и глубоким персонажем
Поначалу может показаться, что перед нами калька — повторение старого шаблона о превращении хорошего парня в плохого, как уже было в Breaking Bad.
Именно поэтому он и «переименовал» себя, а не «перевоплотился».
В Breaking Bad ради семьи Уолтер Уайт раз за разом шел на компромиссы со своей совестью, постепенно становясь Хайзенбергом — своим злым альтер эго. У Джеймса же компромиссов нет. Однажды он уже всё для себя решил, ещё в детстве, когда мошенник постарше поделился с ним своей мудростью: «Запомни, парень, люди делятся на волков и на овец. Поскорее реши, к кому относишься ты».
Всю юность Джеймс занимался тем, что воровал деньги и обманывал людей, а добропорядочным человеком он стал лишь незадолго до событий сериала и то лишь потому, что на него повлиял старший брат, работающий юристом. Но затем в их отношениях произошел разлад, а все положительные установки, что Джеймс перенял, отправились в мусорное ведро.
Это и есть главный конфликт сериала — ссора двух братьев, за которой неизбежно последует окончательный отказ главного героя от жизни порядочного человека. Из-за этого Better Call Saul можно упрекнуть в том, что за 20 серий в нём ничего толком и не произошло. Ни ограблений поездов, ни растворения тел в ванне с кислотой, ни взрывов в домах для престарелых. Только диалоги, звонки по кнопочным сотовым (действие происходит в первой половине нулевых) и постоянная рефлексия.
В первом сезоне основным вызовом для Джеймса было убедить своих клиентов вернуть украденные деньги. Во втором — свыкнуться со своим шикарным кабинетом на новом месте работы. В третьем, судя по всему, ему надо будет или помириться или же окончательно рассориться с братом.
Но сказать, что это недостаток, нельзя. Авторы не помещают главного героя в экстремальные ситуации каждую серию, но зато уделяют много времени его личности. Причём, делают это, используя порой один только визуальный ряд — то, чем славился ещё Breaking Bad. Сочная картинка, говорящие планы, эмоции на лицах главных героев, сообщающие гораздо больше, чем слова.
«Лучше звоните Солу» развивает вселенную Breaking Bad
Называть сериал спин-оффом не совсем корректно. Это скорее приквел. Нам показывают, что происходило в мире Breaking Bad до того, как в нём появился легендарный варщик синего мета Хайзенберг.
Здесь присутствуют многие старые знакомые. Сценаристы уделяют больше внимания их предыстории. Например, Гектор Саламанка, который в Breaking Bad передвигался на инвалидном кресле и не мог разговаривать, тут ещё здоров и руководит действиями мексиканского картеля. Есть вероятность, что уже в третьем сезоне мы, наконец, увидим, как именно он стал инвалидом.
Присутствуют и близнецы-киллеры, которые своим молчанием и жестокостью наводили на зрителя ужас весь второй сезон Breaking Bad. С первых серий то и дело даёт о себе знать Туко, наркоторговец, со смертью которого у Уолтера Уайта в оригинальном сериале появился враг в виде мексиканского картеля.
Появится в третьем сезоне Гус Фринг — хозяин закусочной Los Pollos Hermanos, добропорядочный гражданин, меценат и по совместительству наркобарон. Он был одним из самых опасных врагов, с которым пришлось столкнуться Уолтеру Уайту.
О том, что он объявится, намекала ещё концовка второго сезона, в которой один из главных героев нашел предупреждающую записку, написанную рукой Фринга. Но окончательно возвращение этого персонажа подтвердил тизер третьего сезона.
Именно Сол Гудман познакомил Гуса и Уолтера. В третьем сезоне мы поймем, как сам Сол встретил наркобарона. Попутно нам раскроют детали противостояния Гуса и мексиканского картеля, которое в Breaking Bad обернулось настоящей бойней.
И всё это — не пятиминутные мелькания знакомых лиц ради ностальгии фанатов. Эти герои — полноценные участники истории. Другое дело, что их линии пока почти не пересекаются с линией Джеймса Макгилла. Они живут в рамках истории второго главного героя сериала — Майка Эрмантраута.
В Breaking Bad Майк был помощником Сола Гудмана и Густаво Фринга: организовывал прослушку, занимался охраной наркотрафика, заметал следы на месте преступления, и даже убивал, если требовалось.
В «Лучше звоните Солу» он пока просто бывший полицейский, который изредка берётся за небольшую криминальную работу, чтобы помочь невестке и внучке с деньгами. Мы больше узнаем о его прошлом и том, как именно судьба связала его с мексиканским картелем и наркобаронами. Линия Майка Эрмантраута делает сюжет ярче. Учитывая, что Джеймс Макгилл почти не рискует жизнью и больше занят самокопанием и семейными ссорами, это идет сериалу только на пользу.
Актёры из игр
Забавная деталь: в сериале можно увидеть психованного Вааса из Far Cry 3. Правда, не самого Вааса, а актёра, с которого он был срисован. Речь о 35-летнем Майкле Мэндо. В «Лучше звоните Солу» он играет роль подельника Туко по имени Начо Варго — одного из ключевых для сюжета персонажей.
А ещё тут можно встретить Тревора из GTA 5. Актёр Стивен Огг исполнил эпизодическую роль. Его персонаж далеко не такой крутой и неуравновешенный, как в GTA 5, но посмотреть на него любопытно. Тем более в приквеле к сериалу, где главный герой варил мет. Тревор ведь и сам занимался чем-то похожим.
«Лучше звоните Солу» — отличный, хорошо написанный и хорошо поставленный сериал, в котором каждый актёр прекрасно справляется со своей ролью. Главным героям сопереживаешь. События, которые случаются с ними, захватывают независимо от того, ссора ли это двух братьев, или конфликт между наркоторговцами.
Если сравнивать с машинами, то Better Call Saul — это дорогой блестящий спорткар от мира сериалов. Недостаток у него, в сущности, только один — невозможность как следует разогнаться из-за огромного грузовика по названием Breaking Bad, идущего впереди.
Источник: DTF