Я искренне люблю «Во все тяжкие». У этого шоу был миллион козырей, которыми оно умело пользовалось. Тут и потрясающие актерские работы, и интересные режиссерские и операторские находки, и полный неожиданных твистов сценарий. Список можно продолжать очень долго, с обязательными примерами из десятка любимых серий.
Все эти составляющие могли бы сами по себе заставить меня вместе со зрителями всего мира ждать новую серию, забывая про сессии, расставания с любимыми и время на хобби. Но все же дикую популярность и высокое место в моем личном топе сериал получил не за это. Шоу было и остается одним из немногих современных телепроектов, который смог на протяжении всего пяти сезонов показать на малом экране полную трансформацию человеческой личности.
История Уолтера Уайта, который из простого учителя химии превратился в полнейшего дегенерата, лишенного хоть каких-то моральных ориентиров, не отпускала от экрана и одновременно заставляла ужаснуться.
Она трогала зрителей за самые потаенные участки души. Давала повод подумать о том, что если бы нас всех не держали социальные рамки, то что бы могло нам помешать превратиться в что-то подобное Гейзенбергу?
Маленького человек, которого так лелеяла русская литература двух последних веков, на деле может быть просто сдерживаемым внешними рамками социапатом, сопереживающим ближнему просто потому, что так проще встроиться в общество.
И метаморфозы, происходившие на протяжении пяти сезонов с главным героем, порой несли в себе настолько глубинные человеческие пороки, близкие каждому из нас, что не могли не завораживать.
Потому полнометражное продолжение про напарника человека, отдавшего душу метамфетаминовому дьяволу, вызывало скепсис. История Джесси Пинкмана была закончена. Герой отправлялся с истошным криком то ли в Рай, то ли в Ад, то ли в само забытие, которое так было ему нужно после всего пережитого.
Главная трансформация его характера уже произошла. И предельно непонятно, зачем нам было следить за ним дальше. Неужели шоу, ядром которого была идея о том, что люди обязательно меняются, просто получило двухчасовое топтание на месте для собственных фанатов?
Больше о «Во все тяжкие»:
Сразу отвечу на вопрос — да, именно так и произошло. И даже не стану писать здесь короткую традиционную фабулу фильма, которая всегда нужна в рецензии, чтобы ввести читателя в курс дела. Потому что сюжет этой двухчасовой полнометражки от Netflix можно уложить в одном предложении. И нет, спойлеров не будет. Потому что больше рассказывать здесь, по сути, просто не о чем. В общем, Джесси пытается начать новую жизнь.
Главная проблема в том, что сделать это герою мешают его собственные поклонники — зрители, которые очевидно не ждали от него никаких изменений. Или же сценарист Винс Гиллиган так о них подумал. Потому в первые двадцать минут фильма сюжет ходит по кругу, накидывая на экран, словно мух в жаркую погоду на лобовое стекло, старых персонажей.
Складывается ощущение, что Джесси ходит не по родному ему Альбукерке, где его ищет каждый коп, а по съемочной площадке «Во все тяжкие», декорации которой еще не успели разобрать, а некоторые актеры остались на чашку кофе.
Помните его закадычных друзей-планокуров? Он обязательно с ними встретиться. А того парня, с которым они имели дела в одном из сезонов? Он теперь один из центральных персонажей. Мертвые герои? Не беда, вот несколько историй из прошлого с ними. И вот проходят 20 минут, потом 40, затем час, а ничего кроме неумеренного фан-сервиса на экране не видно.
Больше о «Во все тяжкие»:
Пытаясь все же как-то углубить характер Джесси, пусть и порой абсолютно неумело, сценарий наделил его тягой к флэшбэкам. Воспоминания, которые могли бы развить его сюжетную линию, в начале прикидываются действительно чем-то важным. Но очень скоро вы начнете понимать, что присутствуют они только для того, чтобы двигать действие самой полнометражки.
Причем, если сложить сумму действительно нужных сюжетных поворотов, то вряд ли получится насчитать больше двадцати минут хронометража. Основная идея о том, что невозможно забыть, а уж тем более изменить свое прошлое, которая полностью была раскрыта в сериале, здесь продолжает размазываться сценарным ножом по не самой свежей ситуативной горбушке.
Даже сцену с появлением героя, без которой все равно невозможно было бы представить этот фильм, сценарий гробит на корню. Мы не узнаем ничего нового, нам просто дают еще раз полюбоваться на что-то любимое, причем довольно непродолжительное время. Истины в духе постов в пабликах из социальных сетей с названием «Мысли Джокера» — это правда то, что многие ждали целых шесть лет?
Даже если отбросить все попытки увидеть в продолжении что-то новое, просто наслаждаться встречей с любимыми героями все равно не получается. Слишком уж фальшиво это выглядит, словно встреча с актерами на Comic-Con, а не реальное художественное произведение.
Похвалить «Путь» можно разве что за такое же сногсшибательное умение Гиллигана в простых сценах нагнетать неумеренный саспенс. Вы искренне будете бояться во время потрясающей сцены с копами, немного прослезитесь в финале, и поразитесь, как изобретательно можно подать самую что ни есть приземленную бытовуху.
Это все также интересно и динамично выглядит, как и шесть лет назад, и смотрится все равно на одном дыхании. Завораживающие виды пустынного Альбукерке, некоторые интерьеры из сериала, и толика былой атмосферы — вот и все, что можно найти здесь помимо знакомых лиц.
Я не знаю, что происходило с Гиллиганом, когда он писал сценарий «Пути». Возможно, он боялся обидеть фанатское сообщество, предложив что-то новое. Может быть, все было так и задумано, и фильм был лишь попыткой сыграть на ностальгии. Но тот же «Лучше звоните Солу» в разы лучше работает на том же поле, что и полнометражное продолжение «Во все тяжкие».
Там, пусть и заочно, в качестве эдакого приквела, характер одного из второстепенных героев дополняет его историю в оригинальном сериале. И кстати, давит на ностальгию в разы лучше «Пути». То есть Винс умеет, а главное — хочет развивать своих старых героев. Так почему же он так обошелся с несчастным Пинкманом? Не потому ли, что хотел убить его еще в конце первого сезона? Для Джесси можно было придумать миллионы возможных вариантов судьбы.
Вернулся в бизнес, завел детей, уехал в Россию по поддельному паспорту работать в «Крошке-картошке». А может покончил собой, или стал президентом? Любые ответы фанатов, да и не только их, были бы интересней, чем-то, что вам покажут в финале. И зачем Гиллигану было разрушать это волшебство недосказанности — предельно не понятно.
Больше о «Во все тяжкие»:
Впрочем, копание в чужой голове, — дело неблагодарное, учитывая, что результат все равно от этого не изменится. «Путь: Во все тяжкие», сам того не желая, оказался историей о вечной рекурсии жизни. Не важно, с чего ты начнешь свой путь. Закончится все там же, где и началось. И эта мысль — наверно самое глубокое и интеллектуальное ничто, которое только и можно наскрести в этом ненужном никому продолжении.
Помимо небольшого количества дивидендов за счет самых преданных фанатов. Если это не главное пост-сериальное разочарование года, то мне страшно даже представить, что нас может еще ждать.
Источник