Томас Пинчон – американский автор, лауреат Национальной книжной премии за роман «Радуга тяготения», на текущий момент один из самых влиятельных постмодернистов, отсылки к произведениям которого можно встретить в литературах разных уголков мира (например, роман «Индиго» австрийского автора Клеменса Й. Зетца, который критики сравнивали с произведениями раннего Пинчона).
«Выкрикивается лот 49» — небольшой по объёму, но насыщенный по плотности повествования, роман. Некий Принс Инверарити оставляет после смерти душеприказчицей своего имущества любовницу Эдипу Маас. Имя героини прямая отсылка к мифу о царе Эдипе, чья судьба была предопределена и породила дискурсы о свободе воли. Пинчон превращает трагедию в комедию, с тайными организациями и теориями заговора. Героиня всё больше вязнет в наследии Инвератити, доводя себя до параноидальной одержимости. Хотя, если сместить фокус от некоего макгаффина в сторону теории заговора, то история также приобретает не личный, а общественно-политический характер и уже ложится в теорию «Анти-Эдипа» Гваттари и Делёза.
Ключевая сцена в романе – спектакль «Трагедия курьера», который помимо того, что опять же трансформирует миф об Эдипе, ещё и пародия на пьесы Шекспира, причем как на сюжет, так и на мистификации вокруг имени самого автора (здесь в роли автора некий Ричард Уорфингер). Шоу связывает знаки, которые постоянно видит Эдипа, с тайной организацией Тристеро и прогосударственной компанией Турн-и-Таксис, что опять же приводит нас к треугольнику человек-государство/олигархия-неодолимая сила (неодолимой силой может религия, идеология, религиозные и тайные организации, типа Тристеро или масонские, зависимости). А вот вопрос влияния неодолимых внешних факторов на нашу свободу воли Пинчон оставляет открытым, ведь заканчивается роман попыткой героини материализовать своего макгаффина во время проведения аукциона. Выбирать, конечно, нам, лучше ли счастливое незнание, в каком жил Эдип долгое время, или паранойяльное видение знаков во всём и жизнь в страхе.