Привет, DTF! Давно не виделись и не слышались. В этой статье я попытался просто поговорить про тяжелые и сложные вещи одного из моих любимейших классических произведений.
Оглавление
- Предисловие
- Жизнь vs Война
- Война через призму гражданского
- Расчеловечивание и последствия
- Заключение
Я давно не принимался за написание чего либо, но сейчас, как мне кажется, единственное полезное, что я могу сделать с помощью умения связывать слова в предложения, это поговорить о главном антивоенном манифесте начала 20 века за авторством Эриха М. Ремарка, романе “На Западном фронте без перемен”.
Вкратце: роман поделен на 10 глав, каждая из которых представляет собой описание эпизодов из жизни немецких солдат во время первой мировой войны. Все это сопровождается раскрытием множества сложных тем через рассуждения протагониста романа на фоне событийной ленты. От нечеловеческой жестокости, которая является неотъемлемой частью любой войны, и до радости от бытовых вещей, которые представлены в очень ограниченном количестве для участников боевых действий.
Как Ремарк сам описывал роман:
В своем эссе-рассуждении я хочу пробежаться по особенно затронувшим меня темам этой книги, перемешивая собственный ход мысли с цитатами романа. Просто немного порассуждать о том, что не теряет своей актуальности и по сей день.
Первую главу романа Ремарк начинает с описания начала дня и приема пищи. Заодно и представляет читателю действующих персонажей:
Ремарк, на мой взгляд, не даром начинает роман именно с такой, казалось бы, рутинной вещи как прием пищи, как бы приглашая читателя на уровень пониже, чем наши стандартные представления, возникающие при слове “война”. Начинает сильно ощущаться контраст между массивными, громоздкими пафосными образами в голове и той картиной, которую передает Ремарк.
Люди, которым удалось пережить очередной день, напоминающий ад (может, по сути, им и являющимся), где каждый раз на кону собственная жизнь, наполняются искренней радостью от приземленных вещей.
В книге с ходу заявляется важность и ценность для солдата любого момента, наполненного мирной жизнью и вещами, не связанными с войной. Ремарк будет постоянно разбавлять жестокую и беспощадную повседневность зарисовками из мирной жизни внутри боевых действий и пытаться передать читателю чувство бесценности для солдат всех этих маленьких, привычных, не таких уж и значительных вещей для обычного человека. От пачки сигарет до вечера с девушкой, от буханки хлеба до отпуска в родной город. Отсюда будет возникать чувство непрерывной борьбы внутри главного героя, где поле брани реальное постоянно уступает место мысленному, где сталкиваются тяга к жизни, к миру и необходимость проливать свою и чужую кровь, каждый день рискуя потерять эту жизнь.
Война через призму гражданского
Ремарк в своем романе часто противопоставляет два смежных, но сильно отличающихся друг от друга мира во время войны- мир военных и мир гражданских. И тот и тот ужасает, однако среди гражданских выделяется узнаваемый образ человека, который в своих речах целиком и полностью романтизирует и героизирует войну. Одним из таких персонажей в книге является Канторек, школьный учитель главных героев, который является яростным сторонником войны. Он активно агитирует еще совсем незрелых учеников записываться добровольцами на войну, что наш главный герой часто ему и припоминает:
Канторек, является довольно стандартным пропагандистом, при этом совершенно не являющимся бенефициаром пропаганды. Искренняя и наивная вера в то, что смерть и разрушение во благо, базирующейся только на абсолютистской идейности, не подкрепляется какими-то благами или выгодами, не тот уровень. “Кантореков были тысячи”. В тоже время пыл речей таких людей зачастую не связан с таким же сильным желанием самолично отправляться на фронт, доказывая на личном примере приверженность своим взглядам. Они готовы продвигать свои идеи, но навряд ли вы их увидите в окопе.
Такие люди мало дают себе отчет в том, что они говорят в действительности. Одержимые идеями, которые стоят в их системе ценностей выше отдельно взятых человеческих судеб, они совершенно теряют связь с реальностью, закрывая глаза на все ужасы войны, за которую они ратуют. При том не сталкиваясь непосредственно с этими ужасами, они считают себя в праве осуждать, обвинять, оскорблять тех, кто не разделяет их точки зрения.
Одним из закономерных вариантов развития данного персонажа была служба в армии. Канторек оказывается в рядах ополчения под началом своего бывшего ученика, где и наступает расплата за все пламенные речи для школьников. Дальнейшая его судьба в книге не раскрывается.
Самый иллюстративный диалог, раскрывающий масштабы пропасти между человеком с винтовкой в окопе и человеком, читающим газетку с фронтовой сводкой за утренним кофе, происходит во время короткого отпуска главного героя в его родном городке. Там он встречается в кафе с зажиточным бюргером, и в ходе диалога мы видим, во-первых, насколько он совершенно не осознает масштабы трагичности происходящих вещей, когда говорит о военных действиях как о чем-то интеллектуально занимательном, во-вторых, имеет свое авторитетное экспертное мнение о ходе войны, разумеется, ни разу не основанное на собственном боевом опыте.
Очевидно, что донести до таких ужасы войны весьма сложная задача. Степень абстракции мешает им спуститься на уровень трагедии маленького человека, а непоколебимость в собственной правоте нивелирует любые попытки достучаться до здравого смысла.
Расчеловечивание и последствия
В романе много внимания посвящено процессу расчеловечивания солдата, его откату к базовым инстинктам выживания и последствиям такого образа жизни для последующей мирной жизни, если повезет к ней вернуться.
Часто читая новостные сводки, связанные с военными действиями, возникает вопрос- откуда берется эта нечеловеческая жестокость, так характерная для театра военных действий? Как люди нисходят до вещей, которые с трудом укладываются в голове?
Попадая в условия, где основное правило “если не ты, то тебя”, герой книги четко осознает, для того, чтобы воевать нужно уметь перемалывать все привычные для мирной жизни убеждения и личные характеристики и уходить в определенный уровень циничной абстракции. Что позволяет руководствоваться сугубо практической выгодой и оставлять за скобками моральные составляющие поступков.
Моральный маятник главного героя раскачивается от рефлексии о том, что по ту сторону такие же люди, как он и его боевые товарищи, до слепой ярости во время попытки противника выбить немецких солдат из окопов после многочасовых бомбежек, где гуманистические рассуждения неуместны.
Несмотря на то, что речь идет о первой мировой войне, уже там можно проследить тенденции деперсонализации и абстракции, которыми характеризуются войны современные. Ключевым эпизодом для понимания природы этих вещей становится убийство противника руками главного героя, совершенное в рукопашной схватке с французским солдатом во время проведения разведки. Что отличает эту битву от всех остальных, представленных в книге? Зачастую смерти наступали в результате артиллерийских обстрелов, ранений от выстрелов, таких же рукопашных схваток в процессе прорывов линии фронта, но все они оставляли герою шанс покинуть поле боя. В ситуации же с рукопашным боем один на один в окопе, где укрывался главный герой, покинуть он его не мог. Все, что ему оставалось, это смотреть на угасающий взгляд человека, которого он только что убил, без возможности прекратить это. Итогом этого станет катарсис и длинный монолог, посвященный потоку человеческой душевной боли, сожаления и вины, повисшими на плечах нашего героя.
Отдельно стоит поговорить о теме потерянного поколения. Очевидно, что все переживания героев это личная рефлексия Ремарка, который прошел окопы первой мировой войны. И делает он акцент именно на юных солдатах, которые еще вчера были школьниками за партами, а сегодня держат винтовки и связки гранат.
Действительно, видится самым ужасным именно тот факт, что через войну проходят еще не повидавшие жизнь люди, совершенно не успевшие ее вкусить, попробовать, прощупать. Люди, которые не успели найти свое место в обществе, найти свое призвание, ремесло, встретить свое первую любовь, и, в целом, хотя бы немного побыть взрослыми.
Как вернутся обратно к нормальной жизни, когда ты привык на протяжении долгого времени существовать в нечеловеческих условиях? Кем ты будешь в этом обществе, сможешь ли интегрироваться и найти себе место? Как ты будешь коммуницировать с людьми, если недавно ты занимался тем, что убивал пусть отличающихся, но таких же людей?
Внутренний диалог главного героя отражает всю трагичность войны для молодых людей тех лет, прошлое которых мало имело значение, ибо было коротким и бедным на жизненный опыт, настоящее превратилось в ад, из которого еще предстояло выбраться, а будущее оставалось неясным и пугающим. На момент написания книги уже существовало такое понятие, как Посттравматический синдром, но Ремарк передает всю болезненность и безысходность опыта главных героев не через психологические термины, а через их переживания, мысли и вопросы, на которые нет ответа ни у самих героев, ни у общества, ни у людей, которые войны затевают.
Окончание книги иллюстрирует неизбежность трагичности судьбы для таких молодых ребят и что даже в самое тихое и спокойное время во время войны, когда нет никаких пугающих вестей, свет человеческих жизней все также продолжает угасать:
Хотелось бы немного внимания уделить истории публикации романа. Ремарк был ветераном Первой мировой войны, служил в немецкой армии с 1916 по 1918 года, впоследствии был награжден Железным крестом первой степени, от которого отказался. Издали роман Ремарка “На западном фронте без перемен” в 1928 году. Был он, мягко говоря, в пику мейнстримовой военной литературе тех лет, которая героизировала и старалась всячески оправдать проигранную Германией Первую мировую. Тем не менее, роман на тот момент стал самой продаваемой книгой Германии за всю историю.
Роман был переведен на многие языки мира, однако в самой Германии с приходом власти национал-социалистов он был запрещен, как и остальные книги Ремарка. И даже публично сожжены в 1933 году. Ремарка все чаще называли предателем родины, порочащим честь героев войны.
НСДАП вело уголовное дело в его отношении.
Покинул Германию в начале 1933 года, после назначения Гитлера канцлером.
Нужно, наверное, что-то сказать в конце, но традиционно воспользуюсь цитатами из книги:
Мир!
Это моя телега с книгами, но не только, там бывают еще краткие обзоры на странные фильмы и даже мульты, вэлком!