Мнение бывшего геодезиста относительно новой игры SnowRunner.
Добрых уток времени всем!
В самом начале хотелось написать какой-нибудь красочный заголовок про грязь… и не то, чтобы я его не придумал. Нет, придумал! Но все-таки, наверное, обойдусь без него. Потому что одна из главных эмоций, которые я испытал — это дежавю. Причем в хорошем смысле слова.
Поясню. Учился и работал ранее я геодезистом, так что помимо камералки (протирания пятой точки в офисе, что само-собой очень приятно, но связано больше с картографией, чем с полевой геодезией) должен был иногда мотаться туда-сюда по нашей необъятной стране и делать различные «геодезические дела». Зачастую это было связано с поездками по одним из самых отдаленных мест регионов, и чтобы туда добраться «паркетника не всегда хватало». Особенно на Сахалине.
Я повидал много видов грязи. От сухой и жесткой как судьба Эддарда Старка из Игры Престолов и слегка намокшей, податливой, как сюжет последнего сезона сериала… До самых тягучих и вязких глубин ада, как попытки нашего кинематографа снять «русский ответ» зарубежным фильмам. Гхм… ну вы поняли.
Я уже подумал, что позабыл те дни, когда ты банально забиваешь очищать от грязи сапоги, потому что проще подождать, когда она высохнет, и отбить ее о порог. Но нет! Спустя первые минут 30 игры в SnowRunner в мыслях я выглядел примерно так:
Связано ли это с ассоциативным подсознательным страхом, что если машина увязнет, то придется переться пешим ходом в соседнюю деревню искать тракториста и договариваться за бутыль (что, скажу я вам, надежнее, чем предложить те же 500 вечнодеревянных), чтобы он вытащил вас на твердый грунт? Не знаю. Знаю одно. Все как в жизни.
Дороги между стройками и различными объектами инфраструктуры «глубинки» раздолбаны в хлам (скорее всего тракторами). Плиты положены «постольку-поскольку» в те места, которые грозят не просто схватить машину за пузико, а поглотить их полностью в пучины царства Аида. Шаг вправо, шаг влево — застрял.
Но это все лирика. Давайте разберем саму игру по косточкам. Что же нам подготовили разработчики? Итак, релизный трейлер:
Не обращаем внимания на хип-хоп на фоне, музыка в игре совершенно не такая. Мне, например, больше нравится трейлер в стиле Death Stranding.
Описание игры в одно предложение:
Атмосферный реалистичный симулятор работы на колесной (и не только) технике в глубинке в условиях тотального бездорожья с правдоподобной физикой.
Итак, из чего состоит игра?
1) 30 кв. км, поделенных на три климатические зоны;
2) Множество миссий и заданий по перевозке груза, починке и эвакуации застрявших машин/прицепов;
3) Исследования локаций (поиск модулей кастомизации/новых машин);
4) Битвы с дорогами (в том числе и в кооперативе).
Играться с грязюкой нам дают в трех местах:
— осенний Мичиган (4 локации);
— зимняя Аляска (4 локации);
— весенне-летний Таймыр ( 3 локации).
Мне особенно нравится то, как передан колорит русских деревень с их канавами и советскими заводами, обнесенными радующими глаз бетонными заборами. Ну и раздолбанные дороги на месте!
В целом, чтобы вы представляли, что из себя представляет игра. Вам дается три глобальные карты, состоящие из нескольких локаций. Каждая карта характерна особыми свойствами покрытия. В Мичигане вы встретите много «грубой» грязи, часто с вкраплениями камней и луж, но в целом это идеальное место для старта. Застрять легко, но выбраться также просто, благо у всего есть лебедка с крепким тросом.
Аляска повышает уровень «увязания» снегом и льдом. То есть вы помимо того, что можете легко застрять, теперь еще и скользите на льду. Отчего легко можно съехать с твердого покрытия по инерции. Плюс снег покрывает все вокруг и вам не видно, где твердый грунт, а где хитровыложенное месиво. Поездка превращается в русскую рулетку и соваться на Аляску без нормальных шин/техники чревато проблемами.
Ну и топи Таймыра. Грязь с болотами. Обилие влажной почвы, болот и прудов с озерками буквально вынуждает вас искать или зарабатывать на нормальный внедорожник. Дальше первой деревни на шоссейнике далеко не уедешь.
Итак, у вас три карты со своими видами грязи. Каждая красива по-своему, проработана очень детально и все локации исследовать интересно. И прежде, чем мы перейдем к геймплею, стоит рассказать о самом главном — физике.
Поверхность под колесами существует во множестве агрегатных состояний. Твердом, упругом, мягком, кашеобразном, слизеобразном, тягучем, рассыпающемся, жидком и т.д. Глобальных элементов в игре четыре: камень/асфальт, грязь, снег и вода. В зависимости от объемов и процентного соотношения вы совершенно по разному ощущаете дорогу. И если буквально пять минут назад вы спокойно проезжали через ручей, размывший колею поперек, то уже через минут 20, возвращаясь обратно, вы легко можете встрять там же наглухо. Все потому что пара колес заехали в старую колею и осели в глубокой луже.
При этом колея имеет свойство меняться. Картинка выше это прекрасно демонстрирует. Стоит лишь разок раздраконить дорогу и все, вода и физика делают свое дело, второй раз туда соваться себе дороже. Благо, если уехать подальше, «следы воздействия» затягиваются со временем, но сам факт того, что нужно запоминать не «вот это вот место, где можно проехать», а само взаимодействие машины и определенных поверхностей на определенных скоростях — это круто.
Со временем приходит понимание процесса. Когда нужно переходить на пониженную передачу и заблокировать дифференциал, а когда лучше взять разгон побольше и прорыть себе путь на скорости. И вот когда привыкаешь (а происходит это быстро), начинаешь наслаждаться окружающим миром и изучать его.
Иногда очень не хватает возможности выйти из автомобиля и достать удочку.
Итак, чем же можно заняться в этой игре?
В первую очередь — исследованием и работой. Игра предлагает на каждой локации набор контрактов и миссий, выполняя которые вы получаете опыт и деньги. Нужны они, чтобы разблокировать новые автомобили и апгрейды для них. Также часть авто и улучшений вы можете найти исследуя мир. Карту можно открывать как просто катаясь по ней, так и перемещаясь между обзорными вышками. Я выбрал первый путь, благо мне был доступен всепроходимый УАЗик с высокой подвеской.
Приехав на Аляску я стал кататься по разным дорогам в поисках интересностей. То там, то тут можно найти сломанные автомобили, брошенные грузы, завалы дорог и другие активности (в том числе и на время), выполнив которые вы сможете получить отличные плюшки. Например, я заприметил на карте модель грузовика и решил сгонять к ней, посмотреть, что там.
Путь был непростым, но нашему автопрому всё по плечу! Главное разведать обстановку, узнать, где что находится, а там уж и на тяжелой технике можно будет добраться до нужной точки. Главное знать, куда можно соваться, а куда нет.
Вот сюда, к примеру, переться на шоссейнике я бы не советовал:
Не поможет даже лебедка. В итоге, потратив полчаса на шустром и надежном УАЗике, я доехал до грузовика. Выясняется, что это брошенный Caterpillar, не машина, а зверь! Хочу такую, дайте мне ее срочно!
Но вот беда, чтобы получить его, надо машинку сначала отремонтировать. Просто так пересесть в нее и телепортироваться в гараж эвакуацией не выйдет. Выхода два — буксировать к гаражу или тащить сюда ремонтный блок. Первый — сомнительная затея, так как сначала нужно дотащить на отшиб что-то мощное и тяжелое, а потом уже вытащить это тяжелое-мощное вместе с Caterpillar-ом обратно. Задача практически нереальная, только если вы не играете в кооперативе.
Да и какой смысл, скажете вы, если можно вернуться в гараж, поставить на свой грузовик мощные внедорожные шины с цепью, загрузить ремонтный модуль и просто починить новый грузовик?
С одной стороны даааа…
Но, во-первых, не все крутые фишки доступны сразу. Нужно покататься, поперевозить грузы для строительства дорог, мостов, обеспечения ферм и т.д. И только вкачавшись и заработав достаточно много денег можно построить убермашину. Или купить ее. Некоторые авто доступны для покупки только в определенных регионах, а некоторые только для высоких уровней.
До Колоб-а мне еще качаться и качаться. По моим прикидкам, с моим стилем геймплея часов так 30 еще:
А все потому, что НУ НЕ ХОЧЕТСЯ в SnowRunner облегчать себе жизнь. Хочется бросать вызов этому бездорожью.
Вот на дорогу упала старая ЛЭП. Слева лес, справа болото, впереди цель. Поехать с грузом назад и искать обходную дорогу? Пффф… Да щаз! Приключения требуют наши сердца! В итоге ты в кромешной тьме, по пояс в гов…гхм, грязи стараешься вытащить грузовик из жижи, зацепившись за хиленькую елочку лебедкой и вырывая тем самым деревце с корнем.
Это занимает полчаса, час. Но ты либо вылезаешь из грязи, либо пробуешь снова и снова пока не кончится топливо. И тут встает другой выбор. Либо сдаться и начать сначала, эвакуировавшись в гараж и потеряв груз. Либо… взять вторую машину и дозаправить первую!
И самое интересное, что хочется сделать именно последний вариант. Тебе наплевать на то, довезешь ли ты груз до конечной точки и сколько тебе заплатят. Увлекателен сам процесс!
Причем самые первые авто не вызывают отторжения в стиле
Нет! Ты хочешь рулить этим старым раздолбанным тарантаем, время от времени навешивая на него чего-нибудь интересное.
А навешивать есть чего.
Двигатель, подвеска, шины, лебедка, модули и многое другое. Я уж не говорю про бампера, сигналки и другие внешние обвесы, которые не влияют на характеристики автомобиля. В итоге ты настолько прикипаешь к «своей старой кляче», что буквально ощущаешь себя матерым водилой с многолетним стажем.
Так что можно сказать, что игра практически бесконечная. Чтобы выполнить все миссии и задачи вам может понадобиться не одна сотня часов.
И SnowRunner всеми силами способствует тому, чтобы вам не надоесть. Отличная детализация как окружения, так и самих машин, динамическая смена дня и ночи, а также погоды (ох уж эти туманы по утрам, а какие там дожди!).
Это действительно офигенно, когда ты врубаешь вид от первого лица, подрубаешь музыку из к/ф Брат 1,2 и просто рулишь баранку в свое удовольствие. Переоценить способность игры к уничтожению вашего свободного времени просто невозможно.
К тому же прибавьте поддержку модификаций. Чего только стоит этот мотоблок-паук:
Хотите прокатиться на Харлее? Да пожалуйста! Стать фиолетовым осьминогом? Пфффф, не вопрос!
Но говоря о плюсах игры нельзя не упомянуть и минусы, я же все-таки делаю честный разбор. Главный минус лично для меня — пустота. Вы не встретите NPC. Ни людей, ни других машин. Только вы и ваши друзья, если вы в коопе. Из-за этого создается ощущение одиночества, хотя для кого-то это наоборот может стать плюсом.
Во-вторых, однообразие миссий. Все они заключаются в правиле «возьми X и отвези из А в Б». Хотя чего еще ожидать от симулятора катания из точки А в точку Б?
В-третьих, музыкальное сопровождение. Музыка хороша, подходит под тематику регионов, но включается-выключается рандомно и не способствует глубокому погружению в атмосферу. Решается легко — отключаем музыку и ставим на фон что-то свое. Лично я был рад включить старую подборку (КИНО, Смысловые Галлюцинации, Земфира, КиШ и т.д.). Как бальзам на душу.
Из придирок (не минусов, а скорее своих личных хотелок) я бы назвал отсутствие возможности выйти из машины, осмотреть ее глазами со всех сторон, вручную подцепить лебедку. Это ну очень поспособствовало бы погружению. Возможно, потом это допилят модами. Также не заметил, чтобы лобовые стекла пачкались грязью, да и дворники не работают.
______
ИТОГ:
За вычетом вышеописанных проблем, SnowRunner, пожалуй, лучший симулятор езды по бездорожью на сегодняшний день и с гордостью получает от меня звание «анигилятор свободного времени».
_________________________________________
С вами был рыжебородый Hast, желаю вам удачного дня и отличного настроения!
Спасибо за поддержку, играйте в хорошие игры!