Что зацепило сильнее всего.
Лучшие игры 2017 года
3 место: What Remains of Edith Finch
Честно говоря, после «Лебединого эскиза» я не думал, что Giant Sparrow могут сделать что-то действительно творческое — больно уж беззубая и во многом бессмысленная получилась игра. Когда PlayStation только объявили о сотрудничестве, все ждали от студии Иана Далласа чего-то настолько же мощного, как Journey, а получился этакий набросок — игра, работающая ровно на одной, пусть и во многом гениальной механике.
Но What Remains of Edith Finch совсем не такая. Механик здесь огромное множество, но при этом игра — стопроцентный симулятор ходьбы с проработанным окружением в духе Gone Home и Tacoma.
Главная героиня изучает огромный странный дом, где каждая комната — жилище одного из родственников. У каждого из них своя уникальная история, которая подаётся специфически. Переживая одну из жизней ты превращаешься в кошку и сову, в другой — запускаешь воздушного змея, сбивая буквы в небе, в третьей — устраиваешь вальс резиновым зверюшкам в ванной, в четвёртой — попадаешь на страницы комикса, и так далее.
При этом каждая история в What Remains of Edith Finch — о смерти. Из всех симуляторов ходьбы это произведение, пожалуй, самое творческое. А когда вдруг попадаешь в комнату, где жил главный герой «Лебединого эскиза», а на фоне играет та самая музыка, становится очень хорошо на душе, и предыдущая игра Giant Sparrow вдруг обретает глубокий смысл.
2 место: Injustice 2
О разочарованиях года сейчас говорить совершенно не хочется, но всё-таки придётся. На «Лигу справедливости» я возлагал большие надежды, но они не оправдались — фильм вышел эмоционально пустым, некрасивым, не зрелищным, не эпичным. И на его фоне и без того отличный файтинг от NetherRealm заиграл красками ещё сильней.
Во-первых, сюжет здесь по всем параметрам в тысячу раз лучше, чем в «Лиге справедливости». Игра лучше написана и срежиссирована, более зрелищна, сильнее «цепляет» как супергероика. А ведь Injustice 2 — файтинг, в котором важно совсем другое.
С остальным тоже всё в порядке (если не считать баланс, с которым у NetherRealm традиционно сложные отношения): Injustice 2 — это самобытный, зрелищный и по-хорошему сложный файтинг. Проблемы первой части поправили, добавили несколько наработок из Mortal Kombat X, прокачку и кастомизацию героев.
Последнее решение чуть спорное: Injustice 2 — игра-сервис, с ненавистными многими лутбоксами. Здесь есть ежедневные испытания, аналог башен из MKX с различными условиями, гильдии и даже гринд. У различных частей костюмов свои характеристики, уровень редкости и внешний вид. Словом, игра делает всё, чтобы вы запускали её как можно чаще и играли годами.
Но в моём личном топе она оказалась по двум причинам. Во-первых, это лучший файтинг года, в который интересно играть как одному, так и на вечеринках. Во-вторых, продолжение очень крутой истории про Супермена, слетевшего с катушек. Красивая, зрелищная и технически продуманная игра.
1 место: Hellblade
Она у нас на первом месте с редакционном топе, что, конечно же, понравилось не всем. Пишут, что это симулятор ходьбы или даже интерактивное кино. Мол, можно выкинуть боёвку с загадками и снять кино — игра ничего от этого не потеряет.
Но на самом деле она потеряет многое. Да, бои и головоломки преимущественно однообразны, но их не так много и они по-своему интересны. Куда важнее то, как Ninja Theory подают сюжет. Ни один фильм не сможет добиться того же: голоса в голове Сенуа чутко реагируют на происходящее и даже участвуют в сражениях, делая их интереснее. Играть в Hellblade нужно только в хороших наушниках и желательно в темноте: она выбивает землю из под ног, изменяет сознание и мировосприятие. Благодаря Hellblade ты будто начинаешь чувствовать чуточку больше, чем раньше.
Ну и, конечно, нельзя не отметить социальную значимость игры. И речь не только о правдоподобной демонстрации психоза и сотрудничестве с фондом помощи душевнобольным. Hellblade — ещё и отличный пример для всех независимых разработчиков. И без издателя можно сделать нечто дорогое, творческое и важное. И при этом — не умереть от голода, а даже заработать. Были бы талант со стремлением.
Кино года: «Убийство священного оленя»
Йоргос Лантимос («Лобстер») вновь снял кино о безысходности, но на этот раз — надежды нет совсем. На обыкновенную семью врачей снисходит этакий античный Рок в лице подростка, который как-то связан с главой семейства. И несмотря на то, что местный Рок преследует свои низменные мерзкие цели, избежать наказания невозможно — кто-то в конце должен умереть.
Лантимос искусно рисует жизнь главных героев, а затем постепенно её рушит. Причём, сталкиваясь с неизбежностью, герои начинают вести себя как не вполне обычные люди, и из-за этого контраста весь фильм сидишь как на иголках. «Убийство священного оленя» высасывает из тебя все эмоции, остаётся лишь пустая оболочка, которую можно заполнить чем-то новым. Катарсис, словом.
Сериал года: «Орвилл»
Очень неожиданное ТВ-шоу сразу по нескольким причинам. Во-первых, его автор — Сет Макфарлейн, создатель «Гриффинов». Сериал стартовал практически одновременно с новым Star Trek, и в его основе — пародия на классические шоу. Сам новый Star Trek при этом сильно изменился и на классику совсем не похож, а вот «Орвилл» — да.
Во-вторых, «Орвилл» — это удивительная смесь из социальной сатиры, позитивной научной фантастики и драмы. Наверное поэтому на старте сериал получил преимущественно негативные отзывы критиков — писали, что для комедии он слишком несмешной, а для научной фантастики — чересчур несерьёзный. Ну, так оно и есть.
Местами «Орвилл» вообще напоминает «Чёрное зеркало». Есть, например, без малого гениальный эпизод про общество, где нет судебной системы, а судьбу людей определяет большинство с помощью ленты, как в Фейсбуке. Стоит облажаться, как это загрузят в сеть и на тебя тут же обрушатся дизлайки. Наберёшь критически много — отправишься на особое ток-шоу в духе «Пусть говорят», и если не получится поправить репутацию — промоют мозги.
И это — лишь один из примеров. «Орвилл» в своей злободневности и необычных концепциях даже уделывает новый сезон «Чёрного зеркала». И тем смешнее, что первая серия «Зеркала» — как раз пародия на Star Trek.
Впечатление года
В этом году я впервые поучаствовал в жюри конкурса разработчиков — речь о GTP Indie Cup. Работ было очень много, а времени — мало, тем более как раз тогда шла Е3. Словом, это были бессонные ночи.
Впрочем, это определённо позитивный опыт: очень приятно, что у нас так много независимых творцов, за ними — будущее, и я надеюсь, что смогу хотя бы чем-то помочь. Поучаствовать в следующем GTP Indie Cup согласился без раздумий.
Что ещё хочется отметить
«Конг: Остров черепа» — простое и крутое кино про гигантскую обезьяну, без всякой лишней ерунды. Именно такими должны быть современные фильмы про огромных монстров, которые бросаются вертолётами и вырывают деревья с корнем.
«Валериан и город тысячи планет» — глупое, плохо написанное, но зрелищное и концептуальное кино. Очень хочется увидеть ещё несколько фильмов в этой удивительной вселенной, но это вряд ли, с такими-то результатами по сборам. Особенно хорошо смотрится в 3D.
The Evil Within 2 — продолжение знаменитой мозгодробильни. В этот раз у руля стоял не Синдзи Миками, и возможно поэтому игра получилась гораздо менее цельной и недостаточно сюрреалистичной. Коллеги твердят, что если не играл в первую — можно смело играть во вторую, но я бы советовал всё-таки начать с первой. Есть у меня ощущение, что Миками сейчас делает продолжение первой части. Вот бы сбылось.
Resident Evil 7 — уникальный в своём роде случай, когда во многом заурядный хоррор расцветает в VR. Но об этом я уже несколько раз писал, так что поехали дальше.
«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — настоящее открытие российского кинематографа. Кино об омерзительных людях, которые, в общем-то, тоже люди — они меняются, растут над собой под давлением обстоятельств. Очень жаль, что многие сразу списали фильм в утиль, мол, там же про гопников. Но правда в том, что все мы — обыкновенные люди, просто притворяемся кем-то иным.
Tacoma — очень подробный симулятор ходьбы от авторов Gone Home. Строго говоря, ходить там приходится немного (дело всё-таки происходит на небольшой космической станции), а вот смотреть и слушать — да. Конечно, Tacoma должна была быть совсем другой: видно, что в процессе разработки её перекраивали и упрощали, но даже то, что получилось, — выше похвал. В мире мало игр с таким вниманием к окружению, и даже What Remains of Edith Finch в этом проигрывает Tacoma.
«Оно приходит ночью» — прекрасный хоррор, который очень тщательно создаёт напряжение. Мир погиб от какой-то странной болезни, выжили единицы. И выживать дальше — необычайно тяжёлая задача. Струна всё натягивается и натягивается, а то самое титульное «оно» всё не приходит и не приходит…
PUBG — победа творческой мысли над конвейером. Говоря такое я неизменно сталкиваюсь с непониманием, поэтому поясню: речь о становлении нового жанра, который обречён на популярность, как в своё время MOBA. Всё-таки такое случается очень редко, и Брендан Грин, создатель PUBG, приложил к этому событию максимум усилий: не успел начаться 2018-й, как соответствующий режим анонсировали и, например, для Paladins. Можно не сомневаться — у «королевской битвы» безоблачное будущее, и это здорово. Встряска — это всегда хорошо.
«Электрические сны Филипа К. Дика» — этакое неактуальное «Чёрное зеркало». Всё-таки Филип Дик жил в другое время и не мог знать, что ждёт человечество в следующем веке. Рядом с «Чёрным зеркалом» и «Орвиллом» сериал выглядит чуть наивно, но это не умаляет его достоинств — отличный фантастический альманах, сюжеты которого основаны на произведениях гениального писателя.
«Т2 трейнспоттинг» («На игле 2») — исключительно ностальгическое кино. Дэнни Бойл даже целые сцены повторяет практически дословно: не смотревшим первую часть здесь делать попросту нечего. Зато для фанатов это — тёплая и чертовски приятная встреча со старыми знакомыми. А ещё здесь потрясающий саундтрек — им текст и хочется закончить.
2017 год был очень хорошим. Уверен, 2018-й будет не хуже.
Источник: DTF