Я постараюсь доступно изложить некоторые версии об изобретении телефонии, а также описать особенности личности, биографии изобретателя и времени, в которое он жил. Всё это поможет ответить на вопрос, почему так долго слава автора революционного устройства принадлежала другому человеку. Биография изобретателя насыщена массой ярких событий и может стать основой для захватывающего романа.
Для тех, кто не в курсе — сообщу, что именно Меуччи является автором устройства, без которого большинство из нас уже не представляет своё полноценное существование и самого принципа, по которому осуществляется электрическая передача звука на расстояние.
Во многом моё желание написать этот пост связано с тем, что в многочисленных публикациях о Меуччи есть определённая путаница с датами и фактами его биографии.
Талантливый первенец флорентийского полицейского
Антонио Меуччи родился в Сан-Фредиано, в пригороде Флоренции, которая в тот момент входила в Великое герцогство Тосканское, 13-го апреля 1808-го года. Он стал первенцем в семье полицейского Аматиса Меуччи и домохозяйки Доминики Пепи. Семья Меуччи жила в доме 44, на улице Виа деи Серрагли, в то время не слишком престижный район во Флоренции. По церковным и административным записям о семье Меуччи известно, что в ней было девять детей, из которых только четверо дожили до совершеннолетия. Из этих сведений можно сделать вывод о том, что семья изобретателя была отнюдь не богатой.
Виа деи Серрагли, наши дни
О раннем детстве ученого известно мало. Однако, биографы Меуччи отмечают, что маленького Антонио очень впечатляли его великие земляки, в особенности Леонардо Да Винчи. В подростковом возрасте Меуччи с интересом занимался простыми физическими опытами, был часто занят попытками усовершенствовать какие-то механизмы и предметы дома, что иногда вызывало раздражение его отца. Кроме этого будущий изобретатель проявлял интерес к таким областям знания как физика, химия и медицина.
О получении изобретателем среднего образования не известно ничего, кроме того, что Меуччи учился во Флоренции. Также известно, что в пятнадцатилетнем возрасте, в ноябре 1821-го года молодой Меуччи был зачислен во Флорентийскую Академию изящных искусств, в которой изучал химию и механику. В связи с финансовыми проблемами в 17 лет ему приходится покинуть стены alma mater и искать работу. Способный и усидчивый Меуччи без труда устраивается таможенным клерком в одном из департаментов флорентийского городского самоуправления.
Доход от сравнительно хлебной таможенной должности позволяет будущему учёному продолжить обучение в 1824-м. В 1828-м году, уже завершив обучение в академии, Меуччи начинает работать во флорентийском Teatro della Pergola в качестве помощника одного из известных художников по сцене Артемио Кановетти. В то время в обязанности Меуччи входит создание разнообразных механизмов для управления сценическим оборудованием и декорациями.
Театральный изобретатель и революционер
Современникам во Флоренции Меуччи запомнился несколько эксцентричным и чудаковатым человеком, но при этом с очень живым умом. Уже во время работы в Teatro della Pergola, Антонио начинает экспериментировать в области акустики и создаёт систему связи между сценой и суфлёрским постом театра.
Teatro della Pergola, конец 19-го, начало 20-го века
Основным элементом конструкции стали трубы, связь работала подобно трубным телефонам, которые ограниченно использовались в 18-19-м веках в шахтах и на судах.
В 1834-м Антонио женится на костюмерше Teatro della Pergola, Эстерр Мочи. По одной из легенд, болезнь жены станет стимулом для его изобретения. Отношения супругов Меуччи биографы описывают как почти идеальные. Подруга суровых дней изобретателя терпела с мужем все тяготы и лишения, нередко поддерживая его рискованные инициативы.
Интересны и политические взгляды Антонио Меуччи. Согласно некоторым источникам, изобретатель входил в движение «Рисорджименто», дружил с легендарным Горибальди и другими деятелями «Молодой Италии» (экстремистская организация, запрещенная в Австрии до 1870-го года). Именно с политической деятельностью Меуччи связывают его эмиграцию на Кубу в 1835-м году. Интересно, что в том же году в Латинскую Америку отбыл и сам Горибальди, после провала восстания в Генуе.
Cuba Libre
Куба, которая являлась в то время испанской колонией, тепло приняла Антонио. Меуччи уже был относительно известен как талантливый инженер. Интересно, что ему без труда удалось получить работу в одном из крупнейших театров, существовавших в то время в Америке — «Teatro de Tacone» (сегодня — Gran Teatro de La Habana). Возведение здания театра в то время как раз завершалось. Дело в том, что губернатор и генерал-капитан острова Куба, Мигель Такон, превосходно разбирался в людях и принимал в равной степени нестандартные и эффективные кадровые решения. Он сразу понял, что в театре, которым руководит бывший пират, контрабандист и работорговец Франсиско Марти-и-Торренс, идеальным инженером может стать именно беглый соратник Гарибальди, революционер Антонио Меуччи.
Teatro de Tacone образца 1855 года, после реконструкции Меуччи
К моменту официального открытия Teatro Tacone в 1838-м году Меуччи принял участие в создании всех сценических механизмов. Позже в 1847-м году ему предстоит перестроить здание театра, пострадавшее от урагана, изменив конструкцию крыши и вентиляции для предупреждения серьёзных повреждений при стихийных бедствиях. В 1840-м, по заказу Такона, изобретатель сконструировал и построил систему химической очистки воды для Гаваны. В 1844-м под руководством Меуччи будет построен первый в Северной и Южной Америке завод, занимающийся гальваникой.
Хорошо знакомая изобретателю работа театрального инженера продолжалась до 1848-го года, и, возможно, если бы губернатор Кубы продлил контракт с ученым ещё на 10 лет, мы бы знали другого изобретателя телефона. Но контракт был продлён всего на 1 год.
Тут нужно сделать лирическое отступление и рассказать о некоторых личных качествах Меуччи. Историки науки описывают его как человека талантливого и успешного во многих областях, кроме одной – денег. Антонио был человеком совершенно не склонным к накопительству, и при достаточной предприимчивости, не слишком хорошо умел защищать свои финансовые интересы.
Его утомляла бюрократия, связанная с финансами, а кроме того он с трудом воспринимал идеи превращения изобретений в собственный бизнес, предпочитая просто выполнять заказы или изобретать что-либо «из любви к искусству». Много позже он поймёт прибыльность инновационного бизнеса и его перспективы, но не будет обладать достаточным опытом в создании прибыльных предприятий.
От электротерапии ревматизма к первому телефону
Завершив работу в театре, Меуччи начинает искать возможность заработать. Его знакомый врач, понимая нужды инженера, предлагает ему создать устройство, позволявшие проводить лечение ревматизма по магнитному методу Франца Антона Месмера. За год Меуччи конструирует аппатат, в состав которого входит генератор, электромагниты, батареи и контактные пластины, посредством которых ток влияет на пациента. Меуччи дорабатывает систему, используя импульсное воздействие тока и электромагнитного поля.
Медицинская практика Меуччи в Гаване была коммерчески успешной и продлилась не многим более года. Тут началось самое интересное. По одной из версий в 1849-м году, подключив контакты аппарата к пациенту, Антонио вышел в соседнюю комнату, где находился генератор и включил аппарат, после чего услышал голос пациента, доносившийся от устройства. По другой версии Меуччи начал разработку электрической передачи звука ещё в Италии, а в процессе работы над медицинской аппаратурой осознал необходимость в применении резонирующих мембран.
Ряд биографов считают, что во время кубинского периода у Меуччи не было даже намёка на прототип устройства, а первые рабочие версии телектрофона появились уже в США, когда жена изобретателя заболела и ему потребовалось устройство для постоянной домашней связи.
Исследовательская деятельность отнимает много времени, и на медицинскую практику его почти не остаётся. В 1850-м году истекает и срок последнего контракта с гаванским губернатором. Власти Кубы начинают видеть угрозу в чудаковатом революционере, что вынуждает Меуччи снова эмигрировать, на этот раз в США. Страна, в которую отправляется Меуччи, была выбрана не случайно. Изобретатель был впечатлён успехами Сэмюэля Морса и решил, что сможет самостоятельно зарабатывать при помощи изобретений.
Крах американской мечты
Меуччи с женой прибыл в США в 1850-м году. Хочу подчеркнуть, что Антонио отнюдь не был нищим итальянским оборванцем, а прибыл в США с достаточно приличной суммой в 26 000 песо (500 000 $ в современном эквиваленте). Деньги, заработанные в Гаване, позволили ему не только сравнительно безбедно жить, но и инвестировать в производственные предприятия, и поддерживать соратников по борьбе.
Многие авторы описывают эмиграцию Меуччи, как побег с Кубы бедного, нищего, неудачника, который продал за 6 $ своё оборудование и чертежи первому встречному в порту, так как не имел возможности оплатить лечение ожогов, полученных в плавании при взрыве пароходного котла. В тех же источниках упоминается, что жена Меуччи якобы умерла в Гаване, что также не соответствует действительности.
Фактически Меуччи был одним из американских кошельков, терпевшего лишения в Новом Свете национально-освободительного движения Италии («Молодая Италия» — экстремистская организация, запрещенная в Австрии до 1870-го года). В частности, известно, что его давний друг и национальный герой Италии – генерал Джузеппе Гарибальди, а также полковник Паоло Кампеджи какое-то время прожили в его Нью-Йоркском доме, располагавшемся в районе Клифтон на Стейтен-Айленде.
Вложив деньги в создание производства, а если точнее в первый в Америке стеариновый свечной заводик, Меуччи продолжает экспериментировать с телектрофоном и добивается впечатляющих результатов. Известно, что работающий прототип телектрофона был установлен в его доме для общения с женой. Ряд заметок Меуччи того периода свидетельствуют о значительном прогрессе изобретателя. Они описывают основной принцип электромагнитной передачи звука, известный нам сегодня:
«Она (система – прим. авт) состоит из вибрирующей диафрагмы и электромагнита со спиральной катушкой, намотанной вокруг него. Колебания диафрагмы изменяют ток магнита. Эти изменения тока, передаются на другой конец провода и создают аналогичные вибрации диафрагмы на принимающем устройстве. Из заметок Антонио Меуччи»
С 1856-го по 1870 Антонио разработал более 30 различных моделей тектрофонов на основе первого прототипа.
К 1860-му году свечной завод Меуччи стал банкротом, что существенно затормозило планы изобретателя по серийному производству устройства. Переход на изобретенные Меуччи парафиновые свечи, и короткий печальный опыт в пивоваренном бизнесе не дали ожидаемых результатов. Ученый стал искать инвесторов в Италии, в качестве таковых Меуччи рассматривал состоятельных соотечественников. Но война, начатая вернувшимся из Америки, Гарибальди, была не лучшим временем для таких вложений. Так все, к кому обратился инженер — отказали. Именно тогда Меуччи публикует заметку в италоязычной Нью-Йоркской газете L’Eco d’Italia, где описывает своё устройство и его возможности в надежде на финансовые вливания в проект.
Патентный спор
Предположительно в 1860-1861-м году, прочитав заметку в L’Eco d’Italia, один из сотрудников компании Western Union обратился к Меуччи с предложением продать изобретение и чертежи. Меуччи, предвкушая инвестирование разработок, соглашается, получив устное обещание в продолжении сотрудничества. На протяжении 10 лет Меуччи кормят завтраками, пока его не посещает мысль зарегистрировать патент в 1870-м году. Именно в августе 1870-го года Меуччи получил передачу четкого человеческого голоса на расстоянии мили, используя в качестве проводника медный провод, изолированный хлопком, и металлические диафрагмы микрофона и излучателя.
К 1871-му году Антонио собирает пакет документов, достаточный для патентной заявки и подаёт его, используя почтовые услуги компании Western Union. По неизвестным обстоятельствам заявка пропадает, и в декабре 1871-го года Меуччи вынужден начать повторный сбор документации и подать т.н. «патентное предупреждение» (цель такого документа состоит в том, чтобы предотвратить выпуск конкурирующего патента для этого же изобретения последующему изобретателю, когда нет возможности запатентовать устройство). 28 декабря 1871 года этот документ был зарегистрирован под номером 3335 и озаглавлен «Звуковой телеграф». Однако, в 1875-м году Меуччи по не выясненной причине отказывается продлевать патентное предупреждение.
Итальянская почтовая марка 1965-го года с портретами Меуччи и Маркони
Несмотря на усилия, предпринятые Меуччи, в 1876-м году патент на первый телефон получает изобретатель Александр Белл, который разрабатывал своё устройство при поддержке компании Western Union. Таким образом Белл входит в историю как пионер телефонии и изобретатель устройства, коим будет считаться более 130 лет. В 1880-м году Меуччи подаёт в суд на Белла и Western Union, в попытке добиться справедливости, но проигрывает в тяжбе по финансовым причинам. По неизвестной причине из библиотек исчезает даже номер L’Eco d’Italia с публикацией Меуччи «Звук, бегущий по проводам».
Юбилейная монета, достоинством в 5 Евро, к 200-т летию изобретателя
Справедливость торжествует поздно. Лишь 11-го июля 2002-го года Конгресс США принимает резолюцию № 269, в которой истинным изобретателем телефона признают Антонио Меуччи. Приоритет Меуччи в изобретении телефона отвергает парламент Канады. В противовес резолюции Конгресса США, была издана резолюция парламента Канады, в которой изобретателем по-прежнему признается Белл.
Юбилейный логотип гугла в честь дня рождения Меуччи
После провала телектрофонного стартапа
Несмотря на поражение в судебном процессе, Меуччи не терял присутствие духа. С 1870 по 1883 годы Антонио продолжал изыскания в разных областях и даже зарегистрировал 4 патента. Всего на счету изобретателя 14 запатентованных изобретений (не считая «телектрофон»), начиная от формы стеариновой свечи и заканчивая гигрометром.
Изобретатель телефона, ученый и инженер умирает в 1889 году. По свидетельствам некоторых биографов, финансовое состояние Антонио Меуччи в последние годы жизни оставляло желать лучшего. Наследием изобретателя помимо телектрофона, становятся более 100 оригинальных, инновационных для своего времени идей, концепций и разработок в таких областях как промышленная химия и химическое производство, акустика, строительная инженерия, механика, физиотерапия, фармакология, бытовое освещение, физика электричества.
Источник