Росомаха наконец-то получил картину, которой достоин.
2 марта в российский прокат вышел «Логан» — заключительная часть трилогии о Росомахе и, судя по всему, последняя работа Хью Джекмана в образе когтистого мутанта.
Теперь семнадцать лет его работы в киновселенной «Людей Икс» кажутся разминкой. «Логан» — в некотором смысле не только последний фильм о Росомахе, но и первый.
Слоган не врёт. Его время действительно пришло.
Для режиссёра Джеймса Мэнголда «Логан» — своеобразная работа над ошибками. Его «Росомаха: Бессмертный» показал героя уязвимым и пытался разубедить нас, что бессмертие — благо. Но история вышла чересчур примитивной, а приключения Росомахи в стереотипной Японии походили на карикатуру.
Новый фильм отталкивается от комикса Old Man Logan, но заимствует только самые общие мотивы. В этот раз Мэнголд выступил в жанре, который знает и понимает: вестерн (см. его «Поезд на Юму»). А добившись для фильма «взрослого» рейтинга, съёмочная группа получила шанс рассказать честную, мрачную историю.
2029 год, мутанты вымирают. Дети с икс-геном давно перестали рождаться, Люди Икс остались в прошлом. Постаревший, измученный Логан водит лимузин, чтобы зарабатывать на жизнь, и вместе с Калибаном ухаживает за Чарльзом: дряхлый Профессор выживает из ума и больше не может контролировать свои суперспособности. Логан держит его на подавляющих силу лекарствах и прячет на пустыре.
Old Man Logan показывал закат супергероев, бесславный и жестокий. Фильм перенял это сполна. Профессор доживает дни в куполообразной клетке, похожей на Церебро, воплощавшее его свободу.
Регенерация Логана работает всё хуже, его мучают боли, он с трудом видит без очков, а один из его когтей не вылезает до конца. На работе старый мутант катает пьяных богачей, в свободное время ухаживает за профессором, не расстаётся с бутылкой и хранит для себя адамантиевую пулю. Он больше не Росомаха: остался только жалкий старик Логан.
Фильм пронизан ощущением упадка, старости, близости смерти. Тем, кто успел полюбить Чарльза и Логана, будет особенно тяжело смотреть, во что они превратились: Мэнголд очень искренне, с мрачным, естественным юмором показывает деградацию профессора и депрессию его нерадивого ученика. Прозаично и естественно.
Всё меняется с появлением ребёнка. Логан соглашается за круглую сумму доставить одиннадцатилетнюю Лауру (Лору, если угодно) в место под названием Эдем, что на границе с Канадой. Но есть подвох: на девочку охотится целая армия во главе с киборгом Дональдом Пирсом.
Если вы смотрели трейлеры, секретом не будет: Лаура — клон Логана, его искусственно созданная «дочь». С её появлением Чарльз загорается надеждой, что у мутантов ещё есть будущее, и они не были временной «ошибкой бога». Логан же получает последний шанс избежать бесславной и никчёмной смерти в одиночестве. У него снова есть цель, ему есть, кого защищать. И он, конечно, до последнего будет отрицать это.
С этого момента фильм обретает все три грани: это роуд-муви с духом вестерна, непривычно естественная для кинокомиксов семейная драма и притча о погоне за последним лучиком надежды.
Новые приоритеты фильм расставляет со вступительной сцены: Логан матерится (не в русском дубляже, конечно), ввязывается в разборку с бандитами, которые позарились на его прокатную машину. Это одна из лучших сцен фильма: одновременно забавная, креативная и небывало брутальная.
Когда старик Логан пускает в ход когти, улицу заливают потоки крови. Росомаха пронзает головы и лица, отсекает конечности и чуть ли не потрошит бандитов, попутно защищая авто: он даже подставляется под пули в разгаре боя, лишь бы машина не пострадала.
Жестокость схваток дальше будет только расти. «Логан» исполнил мечту всех, кому хотелось увидеть настоящего Росомаху. Такого, каким его всегда стеснялись показать в кино, зато прекрасно раскрыли в игре X-Men Origins: Wolverine. Фильм уступает ей по разнообразию и изощрённости убийств, но точно не по дикой, первобытной жестокости. Как только на экране мелькают когти, начинается яростная, натуралистичная кровавая баня. А в одной особенно длинной, снятой одним планом сцене Логан завершает серию убийств тем самым прыжком с когтями.
Если Логан убивает со старческим хладнокровием, бесноватая малютка Лаура рвёт и мечет. Ей достались самые яркие, хореографически сложные и дикие схватки. Она убивает свирепо, но с кошачьей грацией и искусностью акробата. А главное: фильм не идёт на компромиссы. В трейлере вы могли видеть, как Лаура несёт голову убитого ею же солдата. В фильме эта сцена длиннее и эффектнее. Да и саму девочку фильм не жалеет: в одной схватке её крупным планом пронзает гарпун, заливая всё вокруг кровью.
Причём, бои выглядят не только жестоко, но и натуралистично. С выдумкой, но вполне естественно. Камера лишь изредка предаёт не самыми наглядными планами, но это не от попыток скрыть жестокость: в одной сцене когти крупным планом буквально сносят человеку голову.
Экшена намного меньше, чем в прошлых фильмах, но он размеренно дозирован и разнообразен. Бюджет у «Логана» сравнительно небольшой, но это ему никак не мешает: фильм выбрал реалистичный стиль, и в его рамках справляется замечательно.
Есть лишь один существенный недостаток, который может вырвать дотошного зрителя из процесса: солдаты почти не умеют стрелять. Они зачастую без каких-либо существенных причин стоят возле героев и ждут своей очереди. Впрочем, в фильме есть противники, которые заставят не на шутку испугаться за жизни героев.
Экшен, пусть и не без нареканий, прекрасен. Однако главная прелесть «Логана» — взаимоотношения семейного «треугольника» героев. Ворчливый и угрюмый Джеймс получил на попечение старика и бесноватую девчонку. Чарльз на старости лет стал инфантильным и чудаковатым. Он даже в туалет сходить самостоятельно не может. Лаура готова пустить в ход коготки по любому поводу, не слушается и вечно отмалчивается.
С другой стороны, Чарльз ещё не растерял хватку и всё понимает. Он пытается показать Логану жизнь, от которой тот всегда бежал. А Лаура за своим пристальным взглядом исподлобья скрывает недетскую сознательность. Она настойчиво требует от Логана продолжать путь в мифический Эдем, где собрались оставшиеся мутанты, даже когда тот перестаёт в него верить.
Чарльз же заботится о том, чтобы по пути Логан пересмотрел свои взгляды на жизнь. В сущности, главным ребёнком истории остаётся Джеймс, а его «подопечные» заботятся о нём. И фильм очень живо, естественно показывает, как развиваются их отношения. Именно показывает, а не рассказывает: отношения героев развиваются не столько через диалоги, сколько через взаимодействие. А сами диалоги, пусть и не без исключений, живые. У героев не написано на лбу, что они думают: они не так часто выражают свои чувства напрямую.
Эта сторона фильма самая светлая. Несмотря на грузное, давящее чувство старости и упадка, «Логан» органично вплетает в историю бытовые сцены и даже редкий, но меткий юмор. Прозаичный, жизненный, дающий надежду на то, что ещё не всё потеряно.
Вся драма пришлась на троицу мутантов, и она прекрасна: герои получили достаточно сцен, чтобы раскрыться, а актёры выложились с невиданной силой. Хью сыграл старого, дряхлого Логана до жути убедительно. Патрик Стюарт из спокойного, немного лукавого мудреца перевоплотился в по-настоящему живого Чарльза, одновременно трагичного и забавного.
Но ничего меньшего от признанных ветеранов ждать не стоило: для обоих актёров это последняя работа в этих образах, и оба выложились по полной. А вот настоящим сюрпризом стала Дафни Кин. С первого трейлера было понятно, что «Логан» метит в драму, и делать одним из главных героев ребёнка опасно. Но всё получилось. Девочка одиннадцати лет не меркнет на фоне матёрых талантливых актёров и не разрушает мрачный, натуралистичный дух фильма. Напротив: она умудряется «красть» сцены с завидной регулярностью.
Практически не зная английский, Лаура большую часть фильма молчит, но сценаристы предоставили Дафни достаточно простора выразить свою героиню, и она прекрасно справилась для своего возраста. Её Лаура отличается от трагичной и депрессивной X-23 в комиксах о её становлении: она ближе к оригинальному персонажу мультфильма «Люди Икс: Эволюция». Это яростный, жестокий ребёнок, лишённый детства и мечтающий о семье.
С вестернами «Логана» роднит главным образом мотив бывалого убийцы, которого преследует его тёмное прошлое. На Лауру (символ будущего) охотится Зандер Райс, чей отец был убит Логаном в ходе программы «Оружие Икс». Компания, на которую работают злодеи, названа в честь озера Алкали. Логану предстоит встретиться с демонами прошлого в самых разных обличьях.
Как вы могли заметить, сюжет Росомахи не слишком нов. На ум с первого же трейлера приходят параллели с The Last of Us и бесконечной вереницей фильмов, начиная с «Дитя человеческое» и заканчивая классикой вестернов, вроде «Непрощённого».
Но я бы не спешил называть это недостатком. Да, история не нова. Да, фильм не балует непредсказуемыми поворотами. Но всё это искупает подача. «Логан» метафорически выразил всю историю Росомахи, подвёл под ней логическую черту и предложил сделать выводы.
А ещё «Логан» выполняет самую благородную задачу кинокомикса: это, всё-таки, постмодернизм, ему можно. Мэнголд вдохновлялся массой фильмов, от «Бумажной луны» до «Сквозь строй».
А главный прообраз «Логана», вестерн «Шейн», здесь цитируется в открытую: его смотрят герои по ящику, его сюжет калькируется в одной из логических арок фильма. С «Шейном» связана самая мощная, самая пронзительная сцена «Логана». Мэнголд, тем самым, признаётся в том, что «Логан» — история не оригинальная, а очень классическая. Если не сказать — вечная.
Очень смелым ходом было добавить в фильм комиксы о Людях Икс (если кому интересно: Uncanny X-Men #117 и #132). Логан бесится, увидев их у Лауры. Сокрушается, что всё это враньё, всё было не так, в реальной жизни люди умирают, а клоуны в трико зло не остановят. Тем не менее, по сюжету эти наивные, лживые комиксы становятся воплощением Библии на пути в рай. Христианские мотивы и аллюзии в «Логане» не всегда настолько изобретательны, но Заку Снайдеру явно есть чему поучиться.
К слову о Снайдере. Как-то даже неловко осознавать, что Marvel отняли у DC историческое право на мрачные, реалистичные и «взрослые» кинокомиксы, но теперь это именно так. «Логана» не вполне корректно сравнивать с «Тёмным рыцарем» или «Хранителями», но это его ближайшие аналоги как по уровню исполнения, так и с точки зрения целевой аудитории. И дело даже не в литрах крови и отрубленных конечностях: они просто необходимы, чтобы зритель верил в Росомаху и воспринимал его всерьёз.
Дело в меланхоличной, тяжёлой атмосфере старения и деградации. Дело в горьком осадке, который остаётся после просмотра. Дело в размеренном темпе и отсылках к фильмам, которые старше большинства из нас. Дело в проработке героев и языке метафор. Иронично, что «Логан» фактически начался со сцены после титров в цветастом подростковом «Люди Икс: Апокалипсис». Этим фильмам явно тесно в рамках одной вселенной, настолько у них контрастный подход.
Разумеется, «Логан» не идеален. Помните, я упоминал Калибана? Его прекрасно сыграл Стивен Мерчант. Но его роль настолько второстепенна, что не нуждается в подробном анализе. Но ему ещё повезло: Калибан получил свою сюжетную линию, пусть и рудиментарную. А вот, скажем, Дональд Пирс интересен только потому, что его сыграл харизматичный Бойд Холбрук (Стив Мёрфи из Нарко). А ещё в фильме есть медсестра Габриела, передавшая Лауру Логану. И, собственно, Зандер Райс, главный злодей. Они так и остались двигателями сюжета.
Это особенно неприятно, учитывая прообразы Зандера и Габриелы. В мини-серии X-23: Innocence Lost Зандер намеренно издевался над Лаурой, чтобы косвенно отомстить Логану за смерть отца. У Сары Кинни, прототипа Габриелы, были свои мотивы не допустить превращения Лауры в бездушное оружие. Эта побочная линия неплохо вписалась бы в лейтмотив «Логана». И это не единственный пример схематичных моментов, которые можно было оживить.
Но там, где авторы расставили акценты, фильм превосходен: от задорного вступления до пронзительной финальной сцены. Желание Патрика Стюарта расстаться с образом Чарльза легко понять: сложно придумать более эффектный и красивый способ уйти со сцены.
Уже идут разговоры о фильмах с участием X-23 в исполнении всё той же Дафни Кин, и продолжить её историю может сам Мэнголд. «Логан» нарушил негласные правила Marvel-фильмов намного радикальнее, чем прошлогодний «Дэдпул». «Логана» хочется сравнивать не с другими кинокомиксами, а просто с кино. Он почти не требует оговорок, поблажек и поправок на маргинальный первоисточник. Ему не нужно прощать недостатки, чтобы наслаждаться просмотром: достоинства перевешивают.
Но в своей семье «Логан» специфичен. Не идите на него, если хотите увидеть светлое, доброе, раздутое от бюджета и спецэффектов кино. Это кровавый когтистый вестерн. Это нетипичная семейная драма. Это притча о преодолении смерти в формате роуд-муви.
В конце концов, это самый откровенный и по-настоящему «взрослый» фильм по комиксам за долгие годы. Первый и последний фильм про Росомаху, сделанный правильно.
Источник: