На примере Сангвиния и Фулгрима
В прошлом выпуске: Адептус Механикус. Образ ученых и учености в Warhammer 40,000.
Преимущественно мы потребляем информацию визуально, то есть с помощью глаз. Мы воспринимаем мир через картинки — мемы, кино и сериалы. Можно говорить о том, что для современной культуры визуальный образ является важнейшим для восприятия. В том числе и важнейшим для восприятия историй. Этим мы отличаемся от людей, которые жили всего век-два назад.
Жители 19-го века ещё слушали историю. Они обращали внимание на события, а не нам внешний облик героев. В XXI веке зрительное восприятие существенно вытеснило словесный ряд. Это повлияло и на тексты: в художественной литературе стала ценится способность писать “кинематографично”.
Детали внешнего вида раскрывают характер персонажа и создают набор отсылок и намеков. Облик притягивает, или отталкивает зрителя, воздействуя в первую очередь на его эмоции. Так мечи гладиус ультрамаринов — это прямая отсылка к Древнему Риму, узоры со скарабеем на доспехах Тысячи сынов — привет древнему Египту. Диковатый образ Космических волков с амулетами и шкурами, татуировками прямо намекает на культуру викингов — норманнов.
Личная история персонажа отражается на его облике. Например, тяга к искусству способна раскрыть персонажа, ведь требует от него понимания и знаний далеких от повседневных. Среди всех примархов во вселенной Вархаммер 40000 только Сангвиний и Фулгрим напрямую интересуются искусством, например живописью или скульптурой. Эта тяга оказала влияние на их жизнь и отражена в их ересевых и доересевых образах.
Фридрих Ницше создал известную теорию об аполлоническом и дионисийском истоке в искусстве. Существует множество комментариев теории, но наиболее известная выглядит следующим образом.
Аполлоническое начало связано с холодным разумом, иллюзией оптимизма и красоты. Что ближе к мировоззрению Фулгрима, примарху легиона Дети императора. Он стремился к идеалу во всех своих действиях. Примарх был яркой фигурой и постоянно это подчеркивал. Он любил эффектную одежду, украшения, посещал концерты. На его флагмане хранилось множество произведений искусства, включая пышную кафедру, за которой обычно выступал примарх. Броня легиона фиолетовая, с золотыми узорами. И они единственные кто пользуется этим геральдическим цветом среди всех 18 легионов. Их эстетика ближе всего к стилю барокко с его стремлением к величию образов и пышности форм.
Переход Третьего легиона на сторону предателей — эпизод с представлением на концерте Бэквы Кински, становится одним из поворотных моментов падения легиона, принятия сил Хаоса. В образе Фулгрима есть и прямая отсылка к произведению Оскара Уайльда «Дориан Грей». Его судьба оказывается тесно связана с портретом, который написала художник Сирена де Ангелус, одна из жительниц «Маленькой Венеции». Она дописывает картину уже в состоянии помешательства, а вследствие влияния демона в данный портрет чуть позже попадает и т.н. “душа” примарха. Правда, ненадолго.
В 30-м тысячелетии, во время Великого крестового похода, Фулгрим организовал на своем флагмане отсек под названием “Маленькая Венеция”, куда приглашал мастеров и деятелей искусства. Там кипела настоящая богемная жизнь. Художники, скульпторы, летописцы, музыканты находились рядом с легионом «Детей Императора» чтобы запечатлеть их подвиги. Отчасти это было связано с приказом Императора легионам везти за собой летописцев.
Великий крестовый поход был грандиозным и значимым событием. Фиксация его событий считалась значимой для будущих поколений нового Империума. Но дополнить летописцев целым сонмом различных творцов от искусства было желанием самого Фулгрима. Примарх пытался научиться рисовать, но живопись его при идеальной техничности была лишена, простите, души, некоего неуловимого несовершенства, как сказал ему один из художников-смертных. Своему легиону примарх передал стремление к абстрактному идеалу, к которому стремился и он сам. Война стала для них способом достижения идеала. От полировки доспеха до схемы боевой высадки.
Иной подход был у Кровавых Ангелов и их примарха Сангвиния. Его мистические озарения, пророчества соответствуют лунарной и интуитивной природе дионисийского начала. Он покровительствовал искусству, хотя и не занимался им лично.
Вся эстетика девятого легиона — это прямая отсылка к Высокому Возрождению. Красный и золотой цвета, сложная визуальная символика и стремление к красоте и при этом скромности в поведении. Среди легионеров немало художников, скульпторов, поэтов и певцов. Даже спустя десять тысяч лет эта характерная черта сохраняется среди некоторых орденов-наследников. Но их тяга к искусству оказалась молчаливой, без публичности. В романе «Фулгрим» есть эпизод, когда примарх Детей императора случайно узнал что Сангвиний привез на Терру для Дворца Императора статуи из ваальского мрамора.
Облик Сангвиния во всех книгах описывается как благородный и сияющий. А обладание двумя крыльями полностью подтверждает его прозвище Великий Ангел.
Космические корабли Кровавых Ангелов и крепость украшали витражи, панорамы на стенах и скульптуры созданные исключительно воинами. В рассказе «Лучшие ангелы» примарх указывает молодому воину-скульптору на ошибку в его работе из стекла. Стремление к идеальному сделало скульптуру не живой, застывшей. И он прав, чистый или идеальные пропорции и цвета выдумка людей для своего удобства.
Спустя десять тысяч лет Данте, магистр ордена Кровавых Ангелов продолжает эту традицию. Его обучение в ордене началось с уроков рисования, прежде чем он начал учиться стрелять. Ведь искусство развивает терпение и концентрацию. И при этом Кровавые Ангелы были и остаются одними из лучших воинов Империума.
Философия Ницше позже встраивается в постмодерн, где человек понимается как собрание культурных смыслов. И действительно, сложно уместить образы примархов в стройную философию 19 века. На их образы накладывается принципы духовной алхимии. Ее философия предполагает духовное развитие через три стадии нигредо, рубедо и альбедо.
В рассказе «Расколотое отражение» Грэма Макнилла Фулгрим показан уже после событий на Лаэре. Эти Художественные детали образа точно передают внутреннюю суть изменений Фулгрима. Он одет в красную броню и длинный золотой плащ. Красный и золотой цвета подчеркивающие высокий статус для правителей вплоть до Нового времени. Но здесь роскошные цвета создают зловещий контраст из-за изменившегося облика Фениксийца. Его лицо теперь бледное, без грима, а глаза черные и пустые. И все это добавляется равнодушным поведением и жестокостью по отношению к своим легионерам.
Фулгрим легко убивает своих сторонников, открыто наслаждается властью и обожанием людей. Выше стадии нигредо он подняться не смог. Его стремление к совершенству больше походило на подростковую попытку самоутвердиться. После окончательного перехода в состояние демона-принца он полностью теряет свой прежний человеческий облик и обретает демонический.
С воинами девятого легиона внешних изменений не происходило. Внешность примарха всю его жизнь не менялась кардинально. Сангвиний же смог пройти все три стадии. Он не поддался Хаосу и его облик не изменился кардинально. Он не соблазнился обещаниями демонов во время событий на Сигнус Прайм. Дилегированная Жиллиманом власть на Макрагге Сангвинию оказалась ненужной, об этом можно прочитать в “Забытой Империи” Дэна Абнетта. Сангвиний до конца защищал Терру и своего Императора во время Осады. После смерти он становится в прямом смысле ангелом-хранителем всех орденов-наследников легиона Кровавых Ангелов, что показано в романе «Божественный Сангвиний».
В следующий раз мы расскажем о том, зачем в Империуме используют жутковатый символ черепа.
Над текстом работала Марина Бочарова. Текст читал Антон Кондаков. Редактор — Антон «Нерпач» Скнарь.