Рассказываем о значении аквилы для Империума, рефенсах, о символе орла в разных культурах и странах и о важности подобных символов.
В прошлом выпуске: отчуждение от технических и научных знаний стало неотъемлемым мотивом при описании далёкого темного будущего.
Символы государства отражают его историю и культуру. Гербы, флаги и эмблемы могут рассказать людям о прошлом, настоящем и будущем. Эти знаки позволяют людям общаться между собой, отделять условно“своих” от “чужих”.
Для герба государства обычно выбирается символ авторитетный, который часто повторяется в литературе, живописи или религиозных текстах. Его заимствуют из других культур, а даже иногда и стран. Орел многократно описан в легендах, сказаниях, литературе народов Европы и Ближнего востока. Орёл символизирует верховное божество, величие и силу.
Самый известный первый барельеф двуглавого орла найден в храмах Шумеро-аккадского царства. У него развернуты крылья, головы повернуты в разные стороны. Именно в таком виде птица и закрепилась в геральдике.
Самый значимый для европейской культуры орел появляется в Риме. Знаменитая аквила легионов, штандарт с хищной птицей в качестве навершия. Куда бы не шли воины, с ними был золотой орел. Римская цивилизация стала образцом военной мощи и развитой культуры на многие века. И это одна из причин почему символ орла даже после заката Рима остался значимым для других стран.
Двуглавый орел значимая птица для христианства. Две головы птицы означают два качества Творца, с помощью которых он управляет мирозданием: Суд и Милосердие, Строгость и Любовь. Орел символизирует Бога как единого источника этих полярных явлений.
Именно такой двуглавый орел попадает на герб ПалеолОгов, императоров Византии. Наиболее влиятельные государства Европы, как Российская и Австро-Венгрская империи, прямо или опосредованно делали отсылки к Риму. И неслучайно на гербах государств именно эта птица. Весь этот вышеуказанный бэкграуд и тянется за орлом из Warhammer 40000.
Одна из функций государственного символа — это репрезентация правителя, его представление через видимый образ. Например в Средневековой Европе рисунок короны на документах обозначал как самого короля так и королевскую власть.
Аквила в Вархаммере в первую очередь указывает на власть Императора и Империума. Из-за того что она есть везде, символически Император присутствует повсюду. Символ орла рисуют на стенах зданий администратума, или его можно обнаружить в виде скульптуры даже на самом захолустном мире. А на развитых планетах символ орла существует, например и как мозаика собора, и даже как отдельная скульптура на площади.
Другое важное значение герба — это обозначение границы территории. Знак орла наглядно указывает что здесь владения расы людей.
Не просто так служители хаоса при захвате планеты повсеместно устанавливают какое-то подобие конструкции октета Хаоса, или рисуют его повсюду. Когда планета переходит обратно под власть Империума, аквила возвращается на свое место. Казалось бы, простой символизм, но в рамках сеттинга его воздействие на психику рядового гражданина сложно переоценить.
Имперский орёл, как и любой другой символ, менялся со временем. Культура Империума пластична, как бы не пытались доказать обратное копирайтеры Games Workshop.
Аквила несколько раз изменялась. Существует несколько вариантов изображения орла. Впервые она появляется в начале 30-го тысячелетия. Орел стал заменой раннему символу в виде молний, который использовался во время Освободительной войны за Терру. Император повел человечество к звездам, присоединяя потерянные и завоевывая новые миры. И для такой масштабной задачи старый символ уже не подходил, однако он все-таки сохранился в виде одного из знаков, используемых в разное время космодесантом, Ордосами и лично Императором. Древний вариант аквилы носить мог только легион Детей Императора, за особые заслуги 16-й роты.
Во время Великого Крестового похода использовался иной вариант аквилы. Двуглавый орел был зрячим с правой стороны, а с левой — слепым. Слепая сторона символа представляла человечество, которое смотрит в прошлое, на собственную историю, традиции, а зрячий орел условно смотрел в будущее и символизировал надежду на лучшую жизнь.
Уже после окончания Ереси Хоруса аквила приобрела тот вид, который нам знаком. Две одинаковые головы орла стали символизировать союз Империума и Марса. Одновременно аквила стала знаком Имперского культа. Репрезентация правителя через знак аквилы стала носить религиозный оттенок. Правда появилась она чуть раньше, непосредственно во время гражданской войны. На тот момент среди тайного культа распространился амулет в виде небольшого значка на цепочке, аналог христианского нательного креста или четок.
Аквилу в виде черепа с орлами можно встретить на доспехах и флагах среди орденов Космодесанта. В геральдике орденов визуальный образ орла (а так же крыла или головы) – это один из постоянных элементов. Так аквила выполняет функцию обозначения принадлежности. Когда мы видим изображение космодесантника, то в первую очередь смотрим на эмблемы доспеха, определяем кто он: еретик или лоялист. Двуглавый орел украшает собой и технику, часто носовую часть. Подобное изображение герба на военных судах было характерно для первой половины 20 века, как на ледоколе «Капитан Хлебников” и линкоре “ЯмАто”.
О значимости двуглавого орла говорит и наличие приветственного жеста, наиболее распространенное исполнение которого выглядит следующим образом: Руки на груди кладутся друг на друга так, чтобы большие пальцы смотрели в разные стороны. Пальцы символизируют головы, а ладони крылья орла. Аквила считается нейтральным жестом, который уместен, например при встрече или прощании.
Орёл с распростёрными крыльями — это лишь один из символов, который можно встретить в сороковнике. Орлу тысячи лет, но он до сих пор продолжает воспроизводится в культуре. На примере сороковника можно увидеть, как старый символ помещается в новый контекст и приобретает дополнительный смысл. Однако при этом все прошлые практики применения не исчезают, а наслаиваются друг на друга.
Двуглавый орёл — это один из символов Империи. Он не случайно становится символом Империума, ведь именно так и функционирует культура: постоянно повторяется, а при повторении трансформируется, так как изменяются условия жизни людей.
В следующий раз мы расскажем о том, какие мотивы и сюжеты легли в основу “Ереси Хоруса”.
Над текстом работала Марина Бочарова. Текст читал Антон Кондаков. Редактор — Антон «Нерпач» Скнарь.