21 июля редактор Bloomberg Джейсон Шрайер опубликовал объёмное расследование о культуре поощрения сексизма и домогательств в Ubisoft, существовавшей внутри компании десятки лет. Материал основан на интервью с 40 бывшими и текущими сотрудниками издательства. Мы выбрали из него ключевые моменты.
Семейный бизнес
- Ubisoft была основана в 1986 году пятью братьями Гиймо, которые владеют суммарно 21% акций компании. Издательством с 1988 года управляет средний брат Ив, однако они все каждую неделю собираются на своей яхте, чтобы обсудить дела.
- Запустить игровую компанию было решено, когда бизнес старших Гиймо пострадал из-за экономической рецессии — они занимались продажей товаров для сельского хозяйства. Поэтому первыми клиентами Ubisoft были фермеры, недавно купившие себе компьютеры.
- Изначально многие сотрудники воспринимали Ubisoft как «семейный бизнес», однако со временем это словосочетание стало обретать всё более негативный смысл. Хотя бы потому, что в компании все эти годы процветало кумовство.
Серж Эскоет — главный по играм
- Источником проблемной культуры внутри компании многие считают недавно отстранённого Сержа Эскоета (Serge Hascoët). Это близкий друг братьев Гиймо, поэтому его позиции в компании считались незыблемыми.
- Эскоет устроился в компанию тестером по объявлению в газете, но очень быстро стал занимать руководящие должности и считаться «членом семьи». В последние годы он был главным творческим директором Ubisoft — все игры издательства проходили через него, и он в любой момент мог завернуть любой проект.
- Очередной показ проекта Эскоету в компании называли gate («ворота»), а его самого считали «хранителем ворот». Таким образом, почти все игры Ubisoft должны были понравиться одному человеку.
- Эскоет на встречах с разработчиками часто стучал своей головой по столу, тем самым показывая, что ему скучно. А ещё при виде некоторых сотрудников он издавал странный звук, похожий на рычание.
- В парижском офисе Ubisoft на четырёх мужчин приходится одна женщина, и в этом также отчасти винят Эскоета. Например, он любил проводить деловые встречи в стриптиз-клубах, после чего повышал в должностях друзей-мужчин, которые там составляли ему компанию.
- Новых сотрудниц предупреждали о том, чтобы они ни в коем случае не ходили пить с Эскоетом и его людьми, так как чаще всего это заканчивалось домогательствами.
- Сам Эскоет звал женщин на эти «встречи», но многие из них отказывались, после чего их быстро увольняли. «Если ты — не часть мужского клуба, то можешь работать только на периферии», говорит бывшая сотрудница отдела маркетинга Ubisoft.
- Несколько сотрудников вспомнили случай, когда во время презентации игры девушка вышла в туалет, и, пока её не было, Эскоет включил для всех на YouTube вульгарную песню о сексе с женщиной с таким же именем. Такое часто происходило на встречах, где присутствовала только одна женщина.
- Эскоет неоднократно заставлял своих подчинённых пить или давал им торт с марихуаной без предупреждения и их согласия.
- У Эскоета был иммунитет к жалобам в HR: сотрудникам предлагали либо терпеть его, либо увольняться.
- Недавнее увольнение Эскоета после публичных обвинений в домогательствах стало шоком для многих сотрудников, однако его «иммунитет» наконец-то ослаб после ужасного 2019 года — когда Ubisoft выпустила сразу два неудачных крупных релиза, The Division 2 и Ghost Recon Breakpoint. Обе игры показали слабые места текущей системы, после чего издательство дало больше творческой свободы ещё семерым топ-менеджерам — все они мужчины.
Культура сексизма и расизма
- Несмотря на попытки придерживаться diversity в играх, в Ubisoft нередко поощрялся открытый расизм. Один из бывших менеджеров в разговоре с Bloomberg вспомнил просмотр трейлера «Пробуждения силы», во время которого сотрудники издательства называли актёра Джона Бойегу «обезьяной».
- Бывшая сотрудница Ubisoft рассказала, что её уволили за «неудовлетворительный подход к работе» после того, как старший продюсер просил её «больше улыбаться».
- Бывшая сотрудница поддержки Нина Стюарт рассказала Bloomberg, что после жалобы на оскорбления и «нежеланные сексуальные комментарии» со стороны старшего сотрудника ей в HR дали подарочную карту на 200 долларов, после чего она уволилась из компании.
- Многие работники анонимно рассказали о проблемах в канадском офисе, которым руководил также уже отстранённый Максим Белан с женой. Белан во время вечеринок часто лапал своих сотрудниц, а в одном случае речь шла даже об удушении.
- В целом, сотрудники компании рассказывают о постоянном фоне из домогательств, оскорбительных сексуальных комментариев, нарушении физических границ, «непрошенном массаже» и других ситуациях, которые годами оставались без внимания HR.
Следы культуры сексизма и влияние Эскоета на игры
- Разработчики Assassin’s Creed уже много лет пытались сделать игру с женщиной в главной роли, однако внутри компании активно продвигалась идея о том, что такие релизы не продаются — несмотря на успех Horizon Zero Dawn и Tomb Raider. В основном за такими выводами стоял именно Эскоет.
- Отсюда взялся знаменитый комментарий разработчика, о том, что женских персонажей в Assassin’s Creed Unity якобы было бы очень сложно анимировать, который многие сразу восприняли как ложь.
- В Assassin’s Creed Syndicate у Джейкоба и Иви изначально должны были быть равные роли, однако руководство всё-таки склонило разработчиков к тому, чтобы сделать акцент именно на Джейкобе.
- В начале Assassin’s Creed Origins Байек должен был погибнуть, после чего игрок бы начал играть за его жену – Айю. Однако эту идею также завернули топ-менеджеры, превратив Байека в стандартного мужского протагониста.
- В Assassin’s Creed Odyssey главной героиней должна была быть только Кассандра, и играбельного Алексиоса в игру также добавили под давлением руководства.
- Разработчикам приходилось вырезать много контента из своих игр, чтобы пройти через очередной раунд проверок Эскоета. Например, бывший топ-менеджер не любил линейное повествование и сюжетные сцены — он считал их откровенно скучными. Игре с протагонистом-мужчиной было получить одобрение намного проще.
Любимым словом Эскоета было «системный» – он всегда настаивал на том, чтобы в играх издательства сюжетные вставки уступали по важности взаимодействующим друг с другом системам в геймплее. В конце концов, многие сотрудники считают, что Серж успешно построил в компании как минимум одну систему — систему, поощряющую сексуальные домогательства и сексизм.
12 июля после скандала Ubisoft отстранила от работы двух топ-менеджеров, Сержа Эскоета и Янниса Маллата, а также главу HR в компании. До этого компания также сняла с должности Томми Франсуа и Максима Белана — вице-президентов, подразделения, занимающегося разработкой.
И даже творческий директор Assassin’s Creed Valhalla недавно покинул свою должность, когда стало известно о его изменах жене.
После этих встрясок в Ubisoft Ив Гиймо пообещал начать в компании «глубокие изменения». Они будут происходить в издательстве на фоне смены поколения консолей и после провального 2019 года, когда акции издательства подешевели на 40%.