Казахстан, поселок Ленинский, 2013 год. Молодой парень Адиль стоит на фоне заброшенной бензоколонки, окруженной сплошной степью, и проговаривает строки:«Образ жизни беспредельный, потому что видишь этого парня?У него нету папы, у него нет лаванды, у него нету ванны…Я знаю этого парня, у него нету мамы.Поэтому здесь все быстрей хотят наполнить карманы».Так началась история становления рэпера Скриптонита.
Его друг Ануар снимает все это на камеру, монтирует и выкладывает на YouTube. Клип на песню VBVVCTND («Выбор Без Вариантов – Все, Что Ты Нам Дал») резко становится популярным, набирает полмиллиона просмотров за несколько дней и привлекает внимание Василия Вакуленко, в простонародье Басты. 24 ноября 2015 года Скриптонит, под эгидой лейбла Басты Gazgolder, выпустил пластинку «Дом с нормальными явлениями» – одну из ключевых в популярной российской музыке последних лет.
Повторюсь, казахстанский рэп-альбом стал ключевым в российской популярной музыке. Как такое могло произойти?
А все дело в качестве музыки Скриптонита. Живя в 11 километрах от города Павлодар, в Ленинском поселке, Адиль все свое детство провел за программой Fruity Loops, записывая биты. Большое желание создавать новые мелодии и размеренная жизнь населенного пункта поспособствовали оттачиванию битмейкерского скилла и уже через несколько лет Адиль стал продавать свои «минуса» в ВК по 50$ за штуку.
Тогда, в 2009 году, молодой человек принимает важное для себя решение – он перестает слушать русский рэп. Так у него начался формироваться свой собственный стиль, никак не пересекающийся с тем, что происходило внутри этого жанра. «Твой», «Стиль», «Космос» – треки, которые были выпущены вне пластинок, постепенно подводили к другому значимому моменту в карьере любого рэпера – дебютному альбому.
«Дом с нормальными явлениями» вышел 24 ноября 2015 года и сразу же стал успешным. Пластинка в первую неделю заняла 2-е место в чарте самых продаваемых российских альбомов недели в iTunes. О Скриптоните с восторгом написали такие сайты, как Colta, Meduza, Afisha, The Village, Газета.Ru. В статье The Village, в которой музыкальные критики выбирали российские альбомы, достойные участия в Грэмми, трое из четырех выбрали именно альбом Скриптонита, а популярный критик Юрий Сапрыкин написал:
«Альбом молодого рэпера из Павлодара выходит за рамки хип-хопа, поп-культуры и вообще всех условностей здешней сцены: это странный и убедительный художественный мир, созданный средствами популярной музыки, ничего более впечатляющего на этом поле давно не появлялось».
Хиты «Танцуй со мной», «Вечеринка» и «Притон» попали во многие списки лучших песен года. Если в 2014-2015 годах вы не слышали ничего про Скриптонита, то вы недостаточно хорошо следите за российской поп-культурой. Какая-никакая, но она есть.
Мрачным и личным песням музыкант придал большую реалистичность путем наложения на них множества бытовых звуков. Например, в песне «Вниз» описывается разговор Скриптонита со своим менеджером. Действие происходит в квартире, поэтому на заднем фоне приглушенно звучит телевизор. Когда конфликт с менеджером достигает своего апогея, голос Адиля срывается на крик: «На**й мистера Менеджера!» Сразу после мы слышим цепочку звуков: выстрел огнестрельного оружия, истеричный крик какой-то женщины и разбивающуюся домашнюю утварь. И во время всего этого главный герой, заливаясь в устрашающем смехе, снова и снова повторяет: «Что с мистером Менеджером?»
Другой пример. Звучит песня «Танцуй сама», и мы уже становимся свидетелями сцены, которую устроил пьяный рэпер своей девушке. Давайте посмотрим на примере отрывка второго куплета, каким образом Скриптонит вовлекает нас в эту историю:
«Да завяжи ты уже с этим шапито!
Воду включи, а!? (набирается вода из-под крана) Да, б_*_ь, это же кипяток! (разбивается стакан)
Ну дай же ты мне сделать хотя бы глоток.
Давай переиначивать мои слова (что-то начинает бить).
Да я же про стакан, б_*___ь, а не в упрек!
Опять ты за свое, выйди отсюда! (сильно ударяет по чему-то) Танцуй сама!»
Эта кинематографичность, фирменное невнятное пение и идеальная продюсерская работа самого Скриптонита создали незабываемый образ целостного альбома на русском языке, который ничем не уступает тому, что делается на западе.
Громкий дебют сразу же породил многочисленные вопросы относительно второй пластинки исполнителя. Вообще, изначально планировалось выпустить сразу два альбома. Один – личный («Дом с нормальными явлениями»), а второй – с большим уклоном в сторону грубого уличного рэпа. Да и вообще, многих ли вы знаете исполнителей, которые рискнули выпустить сразу две дебютные пластинки? Вот именно такими мыслями руководствовался Адиль, замыслив подобный трюк.
Но к часу Икс второму альбому не хватило двух куплетов – пришлось выпускать один. После провала плана «двух дебютных альбомов» исчезла необходимость в скором выходе следующей пластинки. О том, как сильно перелопачивалось содержимое неизданного альбома, можно было судить по его постоянно меняющимся названиям: сначала «3P» (читается как Tripy), потом «Отель „Эверест“». В интервью Адиль все повторял, что альбом почти доделан и вот-вот будет готов. 24 мая 2017 года выходят сначала сингл «Outro», потом сдвоенный клип на обновленную версию «Вечеринки» и старую песню «Бар „2 лесбухи“» его коллектива Jillzay, а в заключении – альбом «Праздник на улице 36». Как впоследствии оказалось, эта пластинка вовсе не продолжение «Дома с нормальными явлениями» (альбом «Отель „Эверест“» выйдет осенью), а «альбомчиком хороших релаксовых песен». Но от этого он не становится менее интересным.
Прежде всего, хочется сказать о том, что сразу бросается в глаза:
- Если в названии прошлого альбома ключевым словом было «дом», то в этом – «улица». Это основное противопоставление двух альбомов Скриптонита, которое отражается не только в сценарии, но и в звучании. Альбом состоит из 12 песен, что на 5 меньше, чем у первого. Вообще, чем меньше песен на пластинке, тем целостнее она кажется. Это связано с тем, что гораздо больше людей прослушает сразу 12 треков подряд и сможет оценить релиз целиком. Альбом вышел по нестандартной схеме. Не по цепочке: «синглы – объявление даты выхода – треклист – релиз», каждый этап которого подогревает интерес к альбому, а с помощью эффекта неожиданности. Второй способ используют только те исполнители, которые абсолютно уверены и в своих возможностях, и в качестве выпускаемого материала (Бейонсе, Кендрик Ламар, Эрл Свитшот).
Сам же альбом, как уже сказано – не продолжение предыдущего, а его обратная сторона, он описывает ночную жизнь исполнителя. Переместите все тех же «близких людей, девушек и огромное количество алкоголя» из павлодарских квартир в московские клубы и получите то самое изменение обстановки, которое, как и в любом хорошем фильме, меняет не только сюжет, но и саундтрек к нему.
В процессе прослушивания альбома, мы застаем Скриптонита то перед входом в клуб («Цепи»), то у бара («Поворот»), то в квартире с неизвестной девушкой («Темно»). Мы начинаем понимать, что у Скриптонита не изменилось основное – зависимость настроения и атмосферы треков от постоянно меняющихся декораций. В качестве примера сравним песни «Цепи» и «Темно» друг с другом.
В треке «Цепи» герой веселится в окружении своих друзей. Отсюда и энергичное звучание в лучших традициях Трэвиса Скотта:
«Да нам стало скучно с теми, с теми и даже вон с теми.
Не, мне так было всегда, ведь весь мой интерес на деле.
Я смотрю на их движения, ржу как будто смотрю телек.
Деньги-деньги, и огромный х*й из денег на их мнение!»
А песня «Темно», в которой Адиль занимается любовью с девушкой, уже похожа на Халида Робинсона с его хитом «Location»:
«Придешь и прям с пати в дом.
Гори, детка, здесь так темно…»
Все эти темы отлично перекликаются и с нынешним состоянием артиста, так как самый верный способ понравится слушателю – это рассказывать о том, что тебя окружает. Для Адиля прошли те самые непростые времена начинающего рэпера, и наступила очередь отдыха и траты заработанных денег, что и стало основным мотивом всего происходящего на альбоме.
Можно с уверенностью сказать, что мы получили еще один замечательный, но абсолютно другой альбом Скриптонита. Адиль снова записал пластинку, продуманную до мелочей, в которую вошли и радиохиты («Не забирай меня с пати»), и бэнгеры («Цепи», «Точно не нужно новых»), и спокойные расслабляющие треки («Капли вниз по бедрам», «Оставь их»). Но вся эта разобщенность никак не влияет на картину в целом, потому что Адиль Жалелов, как хороший режиссер, связал все эти элементы в замечательное произведение – «Праздник на улице 36».
Источник