О развитии киберспорта, игроках и организациях в последние годы говорят постоянно, но о самой важной части освещения мероприятий — комментировании, публика знает не очень много. У каждого комментатора своя история, и если с классическим спортом все более-менее понятно, то как те или иные люди становились комментаторами киберспортивных дисциплин не всегда ясно. Ответить на вопросы о своей работе согласилась Олеся Olesami Денисенко — один из первых профессиональных русскоязычных комментаторов Hearhstone.
С Olesami я познакомился в закулисье Starladder, проводимого зимой этого года в Минске. Тогда я уже был знаком с Hearthstone как игрой, но о киберспортнивной части этого проекта от Blizzard слышал только издалека.
Комментирование за идею
Когда ты занимаешься чем-то уникальным, то и учиться приходится самостоятельно, без чьего-либо надзора и помощи. Свою работу комментатором Олеся начала еще в 2014 году, когда HS еще был молод и особого интереса ни публика, ни организации к данной дисциплине не проявляли. Каких-либо денег эта работа тоже не приносила.
«Я стала комментировать еще в 2014 году на „фрилансе“, за который, правда не платили. Долгое время я комментировала вообще одна. Тогда никто этим не занимался, ведь дисциплина не приносила денег, не приносила зрителей, очень долго и проблематично было получать права на трансляцию. Но в тоже время, на моем счету „сольной“ карьеры есть и очень серьезные по киберспортивным меркам турниры, например Dreamhack Winter. Если я не ошибаюсь, до меня дримхак никогда не давал права на трансляцию „соло“-комментаторам, так что я считаю это определенным достижением».
Людям всегда кажется, что комментаторами становятся чьи-то друзья, знакомые или люди, которым просто повезло оказаться «в нужном месте в нужное время». Однако, из беседы с Олесей я в очередной раз убедился в том, что ничего так просто не бывает. На голову тебе не упадет «работа мечты» и ты не найдешь себя в какой-то удивительной профессии, не приложив к этому массу усилий. На примере Olesami — это долгие месяцы труда без какой-либо возможности заработать.
«Комментировала я, фактически, вслепую. На тот момент не было понятно, „взлетит“ ли HS, и будет ли у данной дисциплины собственное киберспортивное будущее. Работу в эфире приходилось совмещать с учебой в университете, а что самое важное — я не позволяла себе срывать эфир. Опоздания, отмена стрима, отключение посреди игры — это все было недопустимым. Если организаторы доверяли мне вести русскоязычную трансляцию, то я проводила ее всегда „от звонка до звонка“.
В определенный момент пришлось рискнуть. Учеба в ВУЗе подходила к концу и я стала перед выбором: пытаться и дальше реализовать себя в качестве комментатора, хотя это все еще не приносило денег или бросить все это и начать искать нормальную работу, ведь сидеть у родителей на шее было просто неприемлемо. Тут, на удивление, я нашла поддержку у родных. Возможно, мне повезло с родом деятельности, ведь, в приложении к киберспорту тем же начинающим профессиональным игрокам сложно объяснить родственникам, чем они занимаются, у меня же все было проще, ведь провести аналогию между обычным и всем понятным спортивным комментатором и комментатором киберспорта не так и сложно. Плюс, моя мама заметила, что поиск обычной работы дело не одного дня и я могу потратить несколько месяцев на поиск возможности зарабатывать в качестве именно комментатора».
Комментирование или стриминг?
На примере таких дисциплин как Dota 2 или CS:GO доподлинно известно, что некоторые популярные комментаторы успешно совмещают свою работу с дополнительной деятельностью — стримингом собственных игр. Основой любого стриминга является реклама каких-либо производителей, сервисов и прочих площадок, а также донаты зрителей, когда как являясь комментатором ты «сидишь» на зарплате в организации-студии, с которой работаешь. Олеся отдельно обозначила, что цели стать именно стримером и зарабатывать на донатах зрителей никогда не было.
«Я никогда не хотела стать именно стримером. Да, у меня есть собственные эфиры, когда я играю в Hearthstone или Overwatch, но это делается ради развлечения и общения со зрителями. Когда я только начинала как комментатор, я занималась и стримингом. И сейчас приятно выходить в эфир, общаться с людьми, которые смотрят меня еще со времен, когда на стриме было все 2-3 человека.
Скриншот с одного из стримов, ноябрь 2015
Плюс ко всему, если ты хочешь стать успешным стримером, ты должен заниматься этим постоянно, иметь какое-то расписание выхода в эфир, для того чтобы удерживать и приумножать размер своей аудитории. Я же не хотела этим заниматься, а хотела комментировать, так что стримером я себя назвать не могу.
В самом начале своей карьеры, когда комментировала „за идею“ мало кто из стримеров соглашался проводить вместе с тобой турнир. Все очень просто: это не приносило людям ни денег, ни аудитории. Поэтому очень часто приходилось работать в соло. В подобной ситуации на освещении одного из турниров я одна отработала три дня подряд по тринадцать часов».
Поиск студии и сексизм
По ходу нашей беседы Олеся не только рассказала о том, как искала себе постоянное место, где за комментирование турниров по Hearthstone можно было бы получать деньги, но и с предвзятым к ней отношений только из-за пола.
«Было несколько собеседований. В одних местах не до конца были понятны условия и перспективы, в других — руководство предпочло сделать ставку на других кандидатов. Вообще, очень много сил ушло на то, чтобы воспринимали не как женщину, а как комментатора. В итоге я попала в коллектив Starladder.tv, офис которых находится в Киеве, где я и проживаю. Уже под крылом Starladder я провела свой первый турнир в качестве студийного комментатора в паре с Романом Casperrr Лепёхином. Сразу скажу, что это было круто. Рома — очень опытный комментатор и он умеет то, что меня до сих пор удивляет — развлекать аудиторию, шутить и находить такие темы для разговора, которые бы я сама и не придумала. Вообще, Hearthstone в этом сложная дисциплина».
Кроме того, так сложилось, что киберспорт — в основном, мужское увлечение. Именно «мужских» и «женских» лиг просто не существует. История знает примеры, когда в нулевых в профессиональных командах играли женщины. Один из самых ярких из них на территории СНГ — Елена Meg Урусова, которая когда-то выступала на про-сцене как игрок состава Mousesports и Virtus.pro в дисциплине CS:GO. Закончив карьеру игрока в 2009 (игровая карьера продлилась с 1999 по 2009), ушла в менеджмент и комментирование, а сейчас работает ведущей на освещении крупных турниров по своей родной дисциплине — CS:GO.
Елена «Meg» Урусова
В нашем разговоре с Олесей я вспомнил о ней, потому что появление Meg на экране во время трансляции часто вызывает целую волну грязи со стороны не самой взрослой и адекватной части аудитории. Личные оскорбления, похабщина и просто грязь в чатах — в порядке вещей для зрителей киберспортивных трансляций. Проведя нехитрую аналогию возник вопрос: существует ли подобное в HS, или ситуация в CS:GO — просто частный случай?
«Грязь в чатах — это норма, что на трансляциях турниров, что на личных стримах. Я привыкла с этим бороться, переносить, искать что-то хорошее. СНГ-коммьюнити вообще считается одним из самых тяжелых и агрессивных. У нас очень увлеченные люди, они не прощают тебе ошибок, невнимательности и любая оплошность вызывает целую волну негатива.
На любой моей трансляции даже сейчас найдется хотя бы один человек, который придет в чат и скажет: „что это за баба и что она тут делает?“. То что с „этой бабы“ начинался кастинг турниров по HS на русском он, конечно же, не знает.
Вообще, это сложно. Иногда эфиры затягиваются на десять, двенадцать, шестнадцать часов. Сознание плывет, ты уже слабо соображаешь что происходит и эти „волны“ в твой адрес не поднимают настроения.
Но я стараюсь видеть в этом и хорошее: если критика конструктивна, если я и вправду допустила ошибку во время работы, то к людям стоит прислушиваться. С другой стороны необъективная критика в русскоязычном киберспорте — это норма, особенно, если ты девушка».
У микрофона
Общаясь с Олесей я вполне заслуженно сравнил трансляции по Hearthstone с трансляциями покера: обе игры карточные и в обеих играх, зачастую, ничего не происходит. Для сравнения с покером есть еще одна причина — некоторые профессиональные игроки в HS пришли в дисциплину именно из него.
На мою фразу «ведь в HS ничего не происходит» Олеся рассмеялась и полностью согласилась.
«Hearthstone именно этим и сложен. Эта игра, в которой нулевая динамика, в которой ход занимает минимум времени, ведь в основном игроки раздумывают над тем, что же сделать. Чем должен заниматься в это время ведущий трансляции? Развлекать аудиторию. Кстати, именно в этом аспекте меня и поразил Casperrr, который с этой задачей, в силу своего опыта, отлично справлялся. Меня же больше всего спасает моя персональная статистика, которую я веду еще с 2014 года лично для себя. В ней зафиксированы деки, классы, игроки. Кто против кого чем выиграл, проиграл, винрейты. И когда игра замирает, всегда можно обратиться к этой личной „шпаргалке“ и дать зрителю интересную, уникальную информацию, которую, как мне кажется, достаточно трудно было бы найти самому.
Casperrr и Olesami в эфире
Вообще, подготовка к эфиру — очень важный для меня аспект. Кроме железной дисциплины (по словам Олеси она за всю свою карьеру ни разу не опоздала или, тем более, не пропустила ни одну из доверенных ей трансляций прим.) мне помогает еще и подготовка к самому эфиру. Из моих коллег мало кто готовится к работе, действуют по обстоятельствам. Как я понимаю, они очень многое удерживают в собственной памяти. Но я так не могу, я вообще плохо запоминаю информацию, поэтому приходится все-все записывать. Так и родилась моя статистика, к которой я постоянно обращаюсь. Это помогает мне не только предоставлять достоверную информацию о том, как конкретные игроки выступали на каких-то классах ранее, но и справляться с работой.
Это же, кстати, и делает такое явление как „послематчевая аналитика“, которая достаточно популярна и активно эксплуатируется в CS:GO и Dota 2, конкретно в Hearthstone мертвой. По сути, являясь комментатором Hearthstone ты не просто освещаешь, что происходит на экране, ведь и освещать там особо нечего. Тебе приходиться что-то рассказывать об игроках, если есть пара — обсуждать, анализировать колоды, встречи. Конечно, это требует массы усилий. Если же эфир затягивается на десять-двенадцать часов, то тогда уже да, ты выжат и начинаешь говорить о тех или иных конкретных ходах, предугадывать будущие ходы игроков и рассуждать в стиле „а если бы он походил иначе“. Фактически, это на 100% пересекается с тем, что делают послематчевые аналитики. Единственное, что им остается на крупных турнирах, например, проводимых Blizzard, это еще раз обсудить те или иные решения, повлиявшие на итоги встречи».
Железо и деньги
Работа стримером или при комментатором из дома требует трех вещей: профессиональных навыков, стабильного и быстрого интернета и, конечно же, мощного ПК. Я не мог не спросить у Олеси конфигурацию ее машины и даже попытался выцыганить dxdiag, чтобы без проблем вытащить всю информацию о системе.
К сожалению, на данный момент личная машина стоит в углу без материнской платы фирмы ASUS (которая уже третий месяц лежит в официальном СЦ в Киеве без каких-либо надежд на скорый возврат), так что получить удалось только фото распечатки с позициями по железу, из которого собиралась машина:
Конфигурация основного домашнего ПК
«На компьютер я достаточно долго копила и зимой мне собрали мощную машину, которая должна была справиться со стримингом и параллельным запуском, например, Overwatch. Однако, подписчики заметили проблему с работой веб-камеры и, как оказалось, была проблема с материнской платой. Ее я занесла по гарантии в официальный СЦ тут, в Киеве, но пока ничего хорошего не слышно.
Для того, чтобы была возможность работать из дома на онлайн-турнирах и самой иногда стримить, пришлось взять системник на работе, из офиса SLTV, но он ни в какое сравнение с моим не идет, который сейчас, к сожалению, пылится в углу в разобранном состоянии».
И, наверное, один из самых интересных вопросов — это зарплата. Понятное дело, конкретную сумму Olesami мне не назвала, но частично ответить смогла. Речи о заоблачных суммах не идет.
«Я снимаю квартиру вместе с еще одной сотрудницей студии. В целом, денег, которые приносит комментирование на нормальную жизнь хватает. Без каких-то заоблачных сумм — просто зарплата, как и на любой другой работе».
Подводя итоги можно сказать, что комментирование — это тяжкий труд. Кроме того, в отличие от классических спортивных комментаторов человек из киберспорта всегда на виду, очень часто в кадре. И для того, чтобы справиться с вниманием аудитории, особенно такой агрессивной, как аудитория из СНГ, необходимо по-настоящему любить свою работу.