В американской музыкальной индустрии есть несколько жестких этапов отбора. Если ты умеешь хорошо петь и твои композиции действительно интересны, то это еще не значит, что хотя бы одна из них станет по-настоящему популярной. Если ты записал одну хитовую песню, то не факт, что ты сможешь записать хороший целостный микстейп или EP (one-hit wonder, что ли?). Если у тебя есть один-два классных микстейпа, то это еще не значит, что ты сможешь записать полноценный альбом, к которому уже совсем другие требования. Но SZA (Солана Роу) успешно и легко дошла до этапа дебютной пластинки. Как ей это удалось?
Почему вообще альбом CTRL был так ожидаем (а он был, не спорьте)? Во-первых, Солана входит в состав популярного лейбла TDE, который, до подписания SZA, был закрыт для новичков и концентрировался на продвижении четырех своих участников: Кендрик Ламар, ScHoolboy Q, Ab-Soul и Jay Rock. Во-вторых, девушки в Америке, да и во всем мире, нуждаются сегодня в умной молодой певице, которая успешно бы поднимала волнующие их женские темы на самом высоком уровне. В Сиззе видят потенциальную преемницу Эрики Баду, Бьорк, Бейонсе.
Но как так случилось, что девушка, мечтавшая в детстве стать биологом и путешествовать по миру, выпустила один из самых ожидаемых R&B альбомов этого года? Как и полагается, ответ частично кроется в детстве.
Задолго до увлечения музыкой Солана занималась гимнастикой и чирлидингом. Большие физические нагрузки, кроме привлекательной внешности, укрепили характер девушки и усилили желание конкурировать за место в основе.
При этом родители Соланы, для которых религия занимала не последнее место в жизни (отец – мусульманин, мать – христианка), решили воспитывать свою дочь в строгих традициях ислама, что предполагало духовное образование после школы и постоянное ношение хиджаба. Все это не обходилось без негодования окружающих, особенно после событий 11 сентября. Уже потом юная певица будет жаловаться, что обычных мусульман приравнивают к экстремистам и скажет про свою религию: «Любовь есть Бог – это все! Это определение, которое легко загуглить, и у всех нас есть смартфоны для этого. Любовь превыше страха». Хоть Солана и перестала носить традиционную мусульманскую одежду после теракта, она выросла женщиной, которая в высшей степени уважает собственные принципы.
Любовь к музыке ей привила сводная сестра, которая включала Солане песни, начиная от Бьорк и заканчивая Wu-Tang Clan. Именно поэтому, когда желание танцевать и заниматься биологией у девушки испарилось, она решила попробовать себя в качестве певицы. Девушка записала два бесплатных микстейпа – See.SZA.Run и S – которые не только были тепло встречены критиками, но и обеспечили ее контрактом с лейблом TDE. Это ключевой момент в жизни Роу, который и запустил ее профессиональную музыкальную карьеру.
Все-таки неправильно смотреть на TDE, как на меркантильную звукозаписывающую компанию. Этот лейбл больше похож на семью – про движение персонального стиля участников и поддержание теплой атмосферу здесь на первом месте. Сами музыканты тоже стараются поддерживать друг друга. Не верите? Посмотрите, что сейчас стоит в качестве автара в твиттере у каждого из них.
Девушка прижилась в мужском коллективе. Она не только начала кормить других музыкантов едой собственного приготовления (Солана очень любит готовить), но и сглаживала своим вокалом шероховатости рэп-композиции новых друзей. Они же обучали девушку и помогли записать качественный EP Z, целью которого была демонстрация широкой публике возможности новой SZA. На этом EP под успокаивающие инструменталы девушка рассказывает о своих переживаниях то хриплым шепотом, то переходя в пронзительный фальцет.
Однажды у Соланы случился конфликт с сооснователем лейбла Терренсем Хендерсоном, она вспылила и написала в твиттере, что уходит (из лейбла? музыки?), ее внимательно выслушали сам Хендрикс и Ламар и все углы были сглажены. Все будет именно так, как она сама хочет. Чем не дружная семья? В первую очередь это касалось, безусловно, ее дебютного альбома. Четыре года кропотливой работы вылились в альбом CTRL, который вышел 9 июня. Давайте разберемся, из чего он состоит и чем примечателен.
Изначально альбом должен был называться A (получается цепочка проектов S-Z-A), но в процессе создания он несколько раз переосмысливался, кардинально менял звучание и в итоге обрел новую жизнь уже в качестве CTRL. Альбом включает в себя 14 разноплановых песен, включая четыре гостевые композиции (Кендрик Ламар, Трэвис Скотт, Джеймс Фонтлерой, Айзея Рашад) и один клип на песню Love Galore.
Тема альбома – контроль. Ее Солана обсуждает со свой мамой и бабушкой на протяжении всей пластинки. Именно их голоса мы слышим в качестве интерлюдий.
Сам альбом состоит из историй, которые происходили с певицей за последние несколько лет с момента выхода Z, и передаются с той же неподдельно-ранимой искренностью, которой девушка подкупила всех в своих предыдущих работах.
В интервью Солана признается, что в своих песнях она делится со слушателями только правдой, освобождаясь от тревожащих мыслей. Например, в песне Supermodel, девушка рассказывает, что изменила парню с его другом после того, как бойфренд оставил ее одну в День Святого Валентина. Но позже выясняется, что это была реакция на решение бойфренда провести этот важный день в Вегасе с другими девушками.
В песне же The Weekend (интересно, как долго она боролась с искушением написать слово «weekend» без третьей «e»?) девушка повествует нам уже о следующих отношениях, в которых ее парень уделял ей только выходные, а будни были предназначены для другой девушки. Своего молодого человека она иронично называет: «мой мужчина – это мой мужчина – это твой мужчина». Подобные откровенные факты ненавязчиво всплывают то тут, то там, тем самым очеловечивая артистку в глазах слушателя. Но одних только неловких перечислений прошедших событий мало, чтобы человек смог вырасти в нечто большее.
Больше всего времени Солана выделила для «работы над ошибками». Певица рефлексирует о прошедших событиях, переосмысливает их, припоминая те эмоции, которые она испытывала, и мысли, которые посещали ее в конкретные моменты жизни. Часто, в зависимости от настроения, ее ментальное состояние меняется до кардинально противоположных. Размышляя о нынешнем положении дел в песне Prom, девушка печалится:
«Боюсь так и не повзрослеть.
Это не дает мне спать по ночам.
Достаточно ли я стараюсь?
Чувствую, что я трачу время впустую».
А в треке Broken Clocks, Солана, вспоминая свою прежнюю жизнь, восторженно мотивирует себя:
«Я никогда не вернусь назад, никогда не вернусь!
Они никогда не доберутся до меня.
Я отплатила все свои жалкие долги.
Я выслушала достаточно скверных новостей».
Что касается обращений к мужской половине человечества, певица:
- Просит рассматривать девушек, как коробку с шоколадными конфетами из фильма «Форрест Гамп», в которой каждая сладость – это особенность и черта характера юной особы. Песня – Doves in the wind. И не сводить всех женщин к какому-то абстрактному «нормальному» образу, то есть не заниматься объективацией, потому что лично она сама никогда не будет «нормальной». Песня Normal Girl. В-третьих, она вообще считает, что если люди влюблены друг в друга, то им даже и не обязательно узнавать все подробности жизни своей половинки, чтобы не всплыло что-то неприятное, и для любви достаточно просто открыть свое сердце друг для друга. Песня – Garden (Say It Like Dat).
Сама подача тем и музыкальная составляющая на этом альбоме стали намного богаче и интереснее. Девушка, в зависимости от настроения и смысла строк, все время варьирует скорость подачи текста, резко переходя от речитатива на пение и обратно, словно женская версия Anderson .Paak.
Подстраиваются и мелодии. То это атмосферный минималистичный R&B-бит, отдающий Hotline Bling Дрэйка (Love Galore). То это мелодия в стиле олдскульного диско (Prom). Но вот уже для SZA аккомпанирует на саксофоне гениальный Террас Мартин, заваливая музыку в сторону джаза (Pretty Little Birds). А закончить певица решила вообще под сопровождение одной акустической гитары (20 Something). Ни одна из песен не пытается продать себя массовому слушателю, стать хитом.
Во время интервью на утреннем шоу The Breakfast Club, на вопрос о том, какое место в жизни самой SZA занимает контроль, девушка ответила:
«Я так счастлива, когда концентрируюсь на настоящем моменте. Это странно. Если ты пытаешься контролировать будущее – это бесполезно. Да и вообще, нет такой вещи, как «контроль». Это концепт, слово, фантазия. Но если ты сфокусируешься на контролировании того, что ты чувствуешь прямо сейчас, и того, чем ты занимаешься прямо сейчас, то я чувствую, что как раз это и ведет к настоящему контролю своего будущего. Это моя теория».
А говоря о своем нынешнем мироощущении, Солана признается:
«Я чувствую, что прямо сейчас я нахожусь в пространстве, в котором я никогда еще раньше не была. Я до сих пор ничего не знаю о самой себе. Так что… Я изучаю себя».
Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что, независимо от продаж, у SZA получился сильный и умный R&B альбом, которого заслуживают все осознанные молодые люди нашего времени. Солана сильно выросла, как исполнительница и, к счастью, ничуть не изменилась в своем искреннем отношении к искусству. Она все еще изливает свою душу незнакомцам. Только масштабы изменились. Искренне надеюсь, что Солана Роу достигнет всех своих поставленных целей и окончательно покорит вершину музыкального Олимпа, сохранив свое первозданное очарование.
Источник