Diablo-клон в скандинавском сеттинге, который научит вас убивать монстров и воровать лес.
Языческая мифология — безупречный исходный материал для произведения любого формата, хоть сериала, хоть игры. Никому не принадлежит, полна кровавыми сюжетами, которые мало кто помнит, готовыми типажами и легко переносит любые переосмысления. В словацкой студии Games Farm это поняли не так уж давно: до Vikings: Wolves of Midgard (какое на редкость безвкусное название) они выпускали то симуляторы охоты, то диабло-клоны в собственном фэнтезийном сеттинге.
Суть проста: можно очень долго сочинять сверхъестественное существо, продумывать бэкграунд, генеалогию и мотивы, но в итоге задуманный вами божок всё равно моментально сотрётся из памяти игрока. Но стоит лишь сказать: «Локи» — и всё, есть ассоциативный ряд: хитрость, обман, трикстер, Том Хиддлстон, «Маска» и так далее.
Vikings: Wolves of Midgard вовсю пользуется мифической свободой и забрасывает вас такими именами, о которых придётся узнавать даже не в Википедии, а в трудах о древнем фольклоре. Только вот настоящей атмосферы скандинавского язычества игре всё равно не хватает — в отличие от какой-нибудь The Banner Saga, которая и отсыпать могла бы этого добра ещё паре игр, ничего не потеряв.
Весь мистический антураж дохристианских скандинавов Vikings умещает в предельно малые формы: короткие брифинги перед вылазками, зачитанные пафосным женским голосом, архитектура деревни, где проживает главный герой, редкие капища да алтари. Сама история пытается выглядеть как экскурс по мифологии — вот мы лезем в Утгард драться с эттинами, вот избиваем йотунов, чтобы больше не лезли в деревню. А потом причаливает флот Римской Империи и вот тогда и начинается самая резня. Фоном приближается пресловутый Рагнарёк (и снова ничего не надо объяснять!), только никакого накала страстей это не вызывает.
Божественный бартер
Подобные фольклорные упражнения не так уж и важны — всё-таки мы играем в action-RPG по образу Diablo, а такие игры концентрируются на прокачке героя, снаряжении, резне и, если повезёт, антураже. Vikings плюс-минус справляется со всем, кроме последнего.
Трудно отыскать новизну в таком старом жанре, однако последние пару лет то одна, то другая игра порывается привнести в «диаблокиллеры» что-нибудь оригинальное. Пока что наметились две тенденции: привязка активных навыков к оружию и всё растущая мобильность на поле боя. Vikings развивает вторую.
Но не первую. Древа навыков в игре есть, пусть и называются по-другому. В битве вы собираете кровь поверженных врагов, которую используете для лечения и набора опыта. Эту кровь нужно принести на алтарь, выбрать мизерный бонус (+ 1% к урону за уровень — никуда не годится) и получить два дара.
Хоть вначале вы и выбираете одного из пяти скандинавских богов, по ходу игры можно принимать дары от кого угодно. Именно предпочитаемое божество определяет класс и стиль игры. Локи покровительствует ловким воякам с двумя клинками, Тор — громилам с двуручниками, Тюр — классическим бойцам с оружием в одной руке и щитом в другой.
Дары языческих богов — это привычные глазу навыки. На каждого покровителя приходится по пять активных умений и кучке пассивных. Последние, в отличие от награды за уровень, дают хороший прирост параметров. Активных умений в каждом древе по пять штук — ровно столько, сколько умещается на панели выбора навыков.
Нордический фриран
В результате схема битвы несколько иная, чем в обычном «дьяблоиде». Вы наносите часть урона своими способностями — но лишь часть. Не меньшее значение удерживают обычные удары на правой кнопке мыши, которые вкупе с перекатами и формируют ваш маршрут по полю боя.
Если не маневрировать, ускользая от вражеских ударов, не залетать за спину, откуда наносится повышенный урон — персонаж быстро отправится к контрольной точке. Умения героя в большей степени направлены на управление толпой врагов: одни раскидывают, другие — оглушают, третьи морозят и обжигают.
Однако удар молотом по земле не поможет вам, если спустя секунду в ответ ударит великан-йотун. А противники-здоровяки в игре будут встречаться почти каждую минуту. В Vikings на одном экране редко собирается больше десяти противников, зато любой из них достаточно крепок, чтобы пережить пару ваших ударов.
Игра подстёгивает уворачиваться даже от атак обычных волков — это нетрудно, если как следует потренироваться, но спасаться от мелочи нет особого стимула. То ли дело всякие чудища покрупнее: имперские паладины со щитами, всё те же йотуны, тролли или эттины.
Если сознательно отказаться от кувырков и просто обмениваться ударами, то никакой целебный амулет вас не спасёт (здесь он вместо зелий). В такие моменты Vikings напоминает скорее слэшер: два удара по спине, откатился, подождал, пока паладин ударит щитом по земле мимо тебя, ещё кувырок, снова по спине и так до победного.
В бою заполняется шкала ярости — ещё одна деталь, роднящая игру со слэшерами. Жмёте клавишу — время замедляется, а ваши удары становятся особенно болезненными. Не сказать, чтобы ярость делала всё за вас, вам так же придётся избегать попаданий и осторожно бить сзади, но с поблажками в виде слоу-мо и повышенного урона.
Такие условия освежают геймплей, но умений всё равно не хватает. Пяти навыков достаточно для большинства боевых ситуаций, однако чем дальше, тем сильнее повторяются паттерны поведения. А новые враги появляются не так быстро, чтобы вынудить игрока ломать старые шаблоны. Однажды появятся легионеры, отбивающие почти все удары спереди, потом утопцы, оставляющие после смерти ядовитые испарения, потом камикадзе (томте – ещё одно существо из скандинавских легенд).
Мороз по коже
Games Farm, кажется, прекрасно понимают проблему их игры, а потому добавили враждебную среду на многие карты. Иногда это мороз, который вынуждает греться у костра, иногда — ядовитая атмосфера, загоняющая игрока в пещеры с чистым воздухом. Вылазки становятся более напряжёнными, но и более раздражающими, ведь извилистые маршруты здешних локаций тянутся достаточно долго, чтобы одна заминка убила вашего персонажа. Страховка — контрольные точки, расставленные на солидном расстоянии друг от друга. Смерть просто отбросит вас к последней из них, не придётся ни бегать за упавшей экипировкой, ни закупаться новой. Послабление, если подумать, но на высокой сложности от такого мало кто откажется.
Самый спорный аспект игры — это развитие родной деревни и связанные с этим особенности. Там всего-то несколько зданий: кузница, мастерская бронника, алтарь для жертвоприношений, да ещё пара кудесников с рунами и талисманами. Поначалу всё это добро — первого уровня, а для улучшения необходимы древесина, железо, золото, порой — редкие ресурсы вроде железа йотунов.
Чисто инстинктивно тянет со всей силы поулучшать все постройки, даже если ради сырья предстоит выполнять все дополнительные задания (исключительно количественные — сломать 15 идолов, собери 3 черепа). И переломать каждый ящик на уровне. И каждое высохшее дерево. В Vikings очень просто обнаружить себя не выполняющим задание свирепым воителем, а каким-то следопытом, лезущим в каждый закуток, скачущим по опустевшему уровню в поисках очередного капища. Или плюнуть на поиски и мчаться кровавым вихрем напрямик к цели.
Что неприятно, во втором случае вы потеряете не так уж много. Самое толковое снаряжение вы раздобудете по сюжету, а ассортимент деревенских мастеров не сильно привлекателен. Разве что руны для оружия и брони полезнее прочего — да и то лишь потому, что больше их нигде не найти. Механика рун в принципе выглядит недоработанной: при наведении курсора не отображаются их свойства, их нельзя положить в инвентарь, можно лишь сразу воткнуть в другой предмет.
По-настоящему необходим лишь алтарь, ведь без его улучшений нельзя прокачивать перки, а на начальном уровне зачастую недоступны самые полезные эффекты типа отбрасывания. Рано или поздно вы откроете все первые уровни способностей, и дальше дары богов будут складироваться напрасно. Так что побегать за древесиной всё-таки придётся. Главное не перестараться: на одном из этапов вас попросят улучшить драккар для путешествий в далёкие края, и если вы умудрились потратить всё дерево на улучшения — вас ждёт несколько повторных визитов в сюжетные локации, но под предлогом охоты на врагов.
Представьте себе один акт из Diablo II, растянутый на целую игру — получите Vikings: Wolves of Midgard. В ней совсем маленький бестиарий, хотя с каждой разновидностью тягаться сложнее, чем с их коллегами из других игр. Навыков немного, а скандинавский сеттинг временами используется неуклюже — даже музыку как будто не слышно, хотя она есть. Спасает ситуацию прикладная акробатика, да агрессивная среда уровней (заскучать точно не даст, хоть иногда и выводит из себя). Долгой жизни Vikings: Wolves of Midgard не видать, но свою строчку в истории своего жанра она всё же отвоевала.
Источник: DTF