В понедельник увидела свет глобальная космическая стратегия Stellaris от мастодонтов жанра из Paradox. Игра получила смешанные отзывы, но в одном сходятся все – Stellaris идеально подойдет для знакомства с жанром 4X стратегий и неизменно создает качественный научно-фантастический нарратив.
4Х является сокращением от explore, expand, exploit, и exterminate (исследование, расширение, использование и уничтожение), и именно этим придется заниматься на глобальной карте галактики. Stellaris предлагает настроить множество атрибутов своей расы и окружающей галактики перед началом игры, а потом проводит игрока через все стадии развития от одинокой планеты с парой примитивных космолетов до доминирующей в галактике космической империи. Разумеется, если вы сумеете правильно выстроить экономические, политические и военные отношения с соседями и внутри своей звездной державы и, скажем, на заморите своих граждан голодом или не навлечете на себя гнев воинственных пришельцев, которые устроят вам планомерный геноцид.
Одну из наиболее положительных рецензий игра получила от портала Destructoid – 9 / 10. Автор рецензии хвалит и разнообразие механик, и грамотный баланс хардкорностью и простотой в освоении.
По сложности Stellaris можно расположить где-то между Sid Meier’s Civilization V и Crusader Kings 2. К счастью, в ней совершенно замечательная система обучения, которая обязательно поможет как новичкам, так и ветеранам приспособиться к многочисленным механикам.
Одной из самых интересных находок игры называют возможность выбирать один из трех способов межзвездных путешествий: варповые двигатели, червоточины или путешествия через гиперпространство.
Варп лучше всего подойдет для первой игры, он самый простой. Также он самый медленный, но зато вы просто жмете туда, куда хотите лететь и летите. Червоточины требуют постройки специальных станций для мгновенного перемещения между точками в пространстве. Гиперпространство находится где-то посередине, но в нем можно перемещаться только по прямым линиям… Выбранный способ перемещения сильно влияет на ранние стадии игры.
Игра почти не ограничивает ваше воображение и приверженность определенным стилям. В Stellaris ваша империя может стать такой, как вы хотите, будь то закрытая диктатура роботов или развитая научная держава.
Почему бы не практиковать рабство? Или населять планеты роботами? Возможности безграничны, особенно если добавить моды.
Действительно, Paradox неоднократно акцентировала внимание на том, что ее игры крайне дружелюбны к моддингу, так что совсем скоро можно ожидать модификации на сверхбольшие галактики, скажем, на 5000 звезд (стандартно 150 — 1 000) или такие, которые добавят знакомые расы из Star Wars, Star Trek или Warhammer 40 000.
Куда с меньшим восторгом отреагировали на Stellaris в IGN – 6,3 / 10. Основной проблемой рецензент назвал то, что игра со временем очень сильно теряет темп и становится скучной чередой политических дрязг и медлительного, почти болезненного развития.
Начало сильное, но колонизировав пяток планет и став порядочной империей, вы замечаете, что все идет не так. В переходе между первой и второй фазами игра практически замирает, большую часть времени вы просто пялитесь в экран в ожидании того, чтобы произошло хоть что-нибудь интересное. И, как правило, это что-то случается крайне редко.
Также значимым недостатком называется то, что Stellaris обладает излишне упрощенной, на взгляд рецензента, дипломатической системой и бедными военными опциями.
Вы можете поставить лишь глобальные цели: отвоевать колонию, поработить другую империю. Нет ничего более скромного, вроде того, чтобы немного сместить границу получить планету, пригодную для освоения. Все или ничего, тогда как ресурсы на планетах весьма сбалансированы, так что на деле значимых поводов для большой войны обычно нет.
К тому же, невоенных опций в альянсах почти нет, все сводится лишь к тому, чтобы совместно развиваться и строить корабли с использованием технологий разных рас.
Обмена и шпионажа в Stellaris попросту нет. Особенно удручает недостаток первого,потому что так можно было бы добавить больше точек соприкосновения между расами и идеологиями. Есть возможность меняться ресурсами между империями, но она так мало проработана, что ей не хочется пользоваться за исключением самых отчаянных ситуаций.
А вот рецензент Rock, Paper, Shothun отметил то, что в Stellaris крайне любовно подошли к созданию нарратива, каждая игра рассказывает собственную историю со случайными событиями, необыкновенными находками и неожиданными альянсами.
Одной из сильнейших сторон игры является текст. Забавные дипломатические послания или сложные, многоступенчатые цепочки событий, которые ведут к разгадке великих тайн – все они описаны так хорошо, что образуют настоящий сюжет.
Это лучшие описания со времен Alfa Centauri, которые захватывают идеи из научной фантастики всех форм и направлений, добавляя галактике красок и интересных особенностей, ради которых стоит стремиться к завоеванию всей галактики… Игра нашла идеальный баланс между стратегическими решениями и тягой отправиться навстречу приключениям, которые ждут в каждой солнечной системе.
Stellaris доступна в Steam за 699 рублей за стандартную версию. Если вы давно смотрели в сторону 4Х стратегий но не решались попробовать, это, возможно, наилучший вариант в силу относительной простоты, дружелюбного и грамотно построенного обучения и богатого набора опций кастомизации перед началом игры. Игра вышла не без недостатков, но тут уж вам решать, перевешивают ли их названные плюсы.