Критика вселенной Warhammer 40000 в романе Джоша Рейнольдса «Лукас Ловкач»

Обзор романа Джоша Рейнольдса «Лукас Ловкач»

Роман Джоша Рейнольдса «Лукас Ловкач» — это уже 14-е произведение о Космических Волках, которое вышло на русском языке. Если внести в этот список «Сожжение Просперо», «Волчью погибель» и «Лемана Русса» из цикла «Ереси», то и вовсе 17-е.

Ни про один другой легион не было написано так много историй. Если вы прочитали хотя бы половину из них, то можете говорить о том, что в какой-то мере «породнились» с этим легионом-орденом.

Когда я читал роман «Кровь Асахейма» Криса Райта, я уже был индоктринирован в Влка Фенрика настолько, что начал кайфовать с размазанного по первой трети романа фансервиса. При чтении «Лукаса Ловкача» я поймал ровно тоже ощущение: радость оттого, что находишься «среди своих», которые занимаются чем-то для тебя новым и прикольным.

Лукас — это прыщ на жопе Космических Волков. Ему уже 300 лет, а он всё не Кровавый Коготь. Хотя знаний и навыков Ловкача может хватить для службы в Великой роте магистра ордена Логана Гримнара.

В самом начале романа Лукаса в очередной раз «передают» в другую роту. Вожаки рот бросают жребий, чтобы понять: кто в ближайший сезон будет терпеть Лукаса у себя под носом.

Жребий выпадает Кьярлу Лютокровому. Лукаса отправляют к Кровавым Когтям — молодняку, который только-только пережил трансформацию и базовое мнемо-обучение. Ловкач врубает «деда», ломает пару табуреток и зарабатывает очки авторитета у своей стаи.

Параллельно с этим Рейнольдс начинает вести параллельную сюжетную ветку корсаров тёмных эльдар. Ксеносы захватывают рабов, пытаются друг друга предать, отравить и перехитрить. Спустя пару сотен страниц чужаки решают, что прикольно было бы напасть на Фенрис во время Хельвинтера — во время этой суперзимы на Фенрисе не работает вокс-связь.

Рейнольдс строит свой сюжет на контрасте. Предельно реалистичная — с поправкой на то, какой реализм вообще может существовать в Вархаммере — история про Лукаса аккуратно ведёт к конфликту с Кьярлом.

На охоте Лютокровый отбирает добычу у стаи Лукаса. Лукас решает проучить гада: разыграть-унизить его на очередном пиру. Лукас поджигает бороду ярлу, а потом сбегает вместе с молодняком в метель Хельвинтера за пределы Клыка.

В тоже самое время ксеносы пытаются перехитрить друг друга. Это противостояние ощущается до комичного наигранно. Коммориты дышат притворством, а поэтому воспринимать серьёзно их сюжетную линию — при этом самую объёмную в книге — не получается.

Образ Лукаса был сформирован для меня боковыми вставками и отношением к персонажу в фэндоме. В этом «рафинированном» представлении Лукас — балагур и шутник, везучий проказник.

В книге Рейнольдса Лукас получил дополнительное измерение: эпическое. Лукас шутит и проказничает, но его «игры» не воспринимаются как только лишь игры. Последствия от проказ реальны. После шутки над Лютокровым Лукасу приходится выживать на Асахейме в Хельвинтер.

Переживания Лукаса ощущаются как реалистичные. Его волнует будущее ордена: саг становится лишь больше, а воинов всё меньше. Молодняк воспитывается на сагах, преувеличения в которых подаются как правда. Молодняк жаждет побед, рвется в бой.. и погибает.

Лукас ощущается как фигура трагичная. Он шутит, но от его шуток не смешно. В какой-то момент Лукас и вовсе начинает критиковать своего примарха: жители Ультрамара страдают меньше фенрисийцев, но Ультрамарины от этого не становятся плохими солдатами. Даже наоборот — их становится лишь больше.

В этом дважды повторяемом месседже можно увидеть критику сороковника изнутри сороковника. В «Фабии Байле» Джош уже создал «космодесантников здорового человека» — размножающихся неолюдей. Если бы в Games Workshop задумали реткон сороковника, то космодесантники на уровне физиологии были бы близки неолюдям.

В «Лукасе» Джош критикует «миры смерти»: позволяет Лукасу следить за своими потомками, помогать им, отчего «наследие лукасово» лишь растёт в численности.

Если вы читали книги Уильяма Кинга про Рагнара или межавторскую «Великую Охоту», то помните общую атмосферу Влка Фенрика: непоседливые 2.5-метровые детины играют в войнушку. Устами Лукаса Рейнольдс критикует таких космодесантников. Но сделать в итоге ничего не может: как космоволки хотели складывать саги до событий романа, так и продолжают это делать. Выше бэковой основы не прыгнешь.

***

Восприятие романа «Лукас Ловкач» напрямую зависит от того, сколько историй о Космических Волках вы прочитали и как вы понимаете происходящие в них события.

Для меня роман Рейнольдса — это произведение-отдушина, в которой автор говорит о тех вещах, которые он считает глупыми в сеттинге. С ними можно что-то сделать на уровне одного космодесантника-трикстера, но нельзя на уровне всего мира.

Может быть, из-за вот этого глубинного противоречия на уровне логики работы сеттинга Джош Рейнольдс и ушёл из Black Library?

Когда Рейнольдс рассказывает глав кабалов на приёме у Слиска, то устами гомункула-ренегата обвиняет их в кумовстве и ригидности. Они не способны придумать ничего нового — только действуют по шаблону, который им показали ранее. Они набирают себе подчинённых по знакомству, а по навыкам. Но ведь должен же быть кто-то, кто будет делать по-другому? Должен же быть тот, кто покажет как нужно делать?

Ну разве это не мета?

 

Источник

Читайте также